Первоклашек стало больше

03.09.2009 11:58

1 сентября за парты саранских школ сели 2852 первоклассника (на 226 больше, чем в прошлом году). А вот одиннадцатиклассников городские общеобразовательные учреждения в нынешнем учебном году недосчитались — их стало на 805 человек меньше. При этом из-за нехватки желающих получить законченное среднее образование лишь в 25 саранских школах (50%) удалось сформировать 10-е классы. О проблемах и основных направлениях развития городской системы образования в минувшую пятницу шел разговор на большом педсовете, традиционно проходящем в канун 1 сентября.

2 сентября к городским школьникам придут врачи

1septemberВ новом учебном году на базе саранских школ, как и по всей стране, будет реализовываться президентская национальная инициатива «Наша новая школа», которая станет продолжением нацпроекта «Образование». Основные положения «Нашей новой школы» — обновление образовательных стандартов, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, здоровье учащихся.
Здоровый образ жизни в Саранске уже поставлен во главу угла — почти все городские школы приняли участие в российском проекте «Школьное питание», позволившем оснастить школьные пищеблоки современной техникой и обеспечить здоровым питанием 100% городских школьников. По словам директора городского Департамента по соцполитике Галины Лотвановой: «Первого сентября в саранских школах традиционно прошли уроки Мира, а 2 сентября в каждый класс придут врачи детских поликлиник и проведут с детьми беседы о здоровом образе жизни, правильном питании и спорте».

g_latvanova

О конкуренции школ

Начальник городского Управления образования Николай Бычков заявил, что за последние три года контингент учащихся общеобразовательных учреждений  г. о. Саранск сократился более чем на 2 тысячи человек. «Руководители разучились проводить профориентацию. Все привыкли — родители и школьники сами приходят в школу, в этом году даже не были организованы встречи с потенциальными учениками. Как результат, в половине городских школ 10-е классы не укомплектованы. Руководитель должен думать о конкурентном преимуществе своей школы, быть менеджером современного уровня. Слабыми звеньями у школьных управленцев остается низкая правовая и маркетинговая компетентность, а ведь при переходе на финансовую самостоятельность и нормативное финансирование вопрос выживаемости школ стоит особенно остро и жестко».

О трудностях деления на физиков и лириков

Согласно опросам старшеклассников, в Саранске наиболее востребованы информационно-технологический и социально-экономический профили. Некоторые школы избирают для себя «узкую» профориентацию, не учитывая мнения большинства учащихся. Однако, как показал мониторинг, далеко не все школьники и их родители в восторге от необходимости изучать углубленно предметы, не представляющие для них интереса или практической ценности. В саранских школах в основном реализуется модель однопрофильной школы, хотя есть примеры, когда учащиеся профильной школы учатся по индивидуальному плану (в гимназиях №№ 19, 20, Луховском лицее). Кстати, и сами школьники тормозят переход к профильному обучению — по опросам, у 40% школьников сложности с профессиональным самоопределением, а треть учащихся и их родителей негативно относятся к возможности перехода в другую школу для изучения интересующих программ.

О старении педагогических кадров

По информации, озвученной на республиканской педагогической конференции, в системе образования Мордовии трудятся лишь 6% учителей в возрасте до 30 лет против 21% еще 10 лет назад. Работающих учителей в возрасте старше 60 лет в 1999 году в мордовских школах было 2%, а сейчас стало 5%. В школах Саранска ситуация похожая — средний возраст работников городской системы образования — 46 лет. В этой связи одной из главных задач становится внедрение материальных и моральных стимулов для молодых педагогов.

Детские сады посещают лишь 70% дошколят

Эту информацию озвучил на конференции начальник ГУО Николай Бычков, отметив, что этого явно недостаточно. «Учитывая необходимость в качественной предшкольной подготовке, потребность в местах в ДДОУ растет. В этой связи мы открыли 15 резервных групп, приняв в детсады дополнительно 300 детей. Планируются реконструкция 12 зданий бывших детских садов с целью дальнейшего использования по назначению, строительство новых детских садов в микрорайоне 6»б«северо-западной части Саранска, в квартале 4 «а» Юго-Запада, в районе ул. Гагарина и Сычкова. Планируется внедрение новых форм предшкольного образования — создание групп кратковременного содержания при школах и учреждениях дополнительного образования».

Комендантский час — учителя «за»

На республиканской педагогической конференции к педагогам обратилась заместитель Председателя Госсобрания РМ Тамара Тюрина: «На ближайшей сессии Госсобрание будет принимать во втором чтении закон о введении так называемого комендантского часа. Пока обсуждается время, которое можно считать ночным, — с 22 или с 23 часов. Предложений по поводу возраста, ограничивающего появление на улице в ночное время, рассматривается два — до 16 или 18 лет». Учителя единодушно высказались за ограничение ночных гуляний для детей в возрасте до 16 лет. Тамара Тюрина пообещала, что мнение педагогической общественности будет учтено при принятии решения.

Ветхих школ в Мордовии не будет

В этом году на ремонт и материально-техническое оснащение школ бюджетами всех уровней направлено более 250 миллионов рублей. За последние три года республика не раз становилась победителем федеральных конкурсов, что позволило увеличить финансирование отрасли и повысить эффективность использования бюджетных средств. За три года из средств федерального бюджета Мордовии дополнительно было выделено 700 миллионов рублей. Обновлению содержания образования способствует опытно-экспериментальная работа, которая наиболее эффективно ведется в школах, имеющих статус экспериментальных площадок: в 2008 году в республике было 187 таких площадок, в 2009-м — уже 227.

«Вечерний Саранск»