Рекорды по выращиванию конопли ставила в Мордовии Полина Равкина

09.04.2015 09:56

Небывало снежной выдалась в Батушеве первая послевоенная зима. Снегопад и колючая метель целую неделю лютовали и в феврале. Дома стояли в снегу по самые окна, а по сельской улице не было видно не то что дороги, но и следы редких прохожих уже через минуту заносило поземкой. Это та самая погода, в которую добрый хозяин и собаку свою на улицу не выпустит.

Был уже вечер, когда несмело приоткрылась дверь в кабинет председателя батушевского колхоза «13 лет Октября» Атяшевского района, и в нем в облепленной снегом ушанке показалась голова заведующего фермой. «Ну, что ты вечно крадешься? Заходи уж, говори, с чем пришел», - громко сказал председатель.


- На ферме соломы почти не осталось. Чем скотину кормить, Илларион Иванович?


Про Иллариона Видяева не только в Батушеве, во всем районе говорили, что для него не бывает в жизни неразрешимых ситуаций. Ведь даже после того, как горел в танке, Видяев не потерял уверенности в себе. Не уважал нытиков, но приходилось их терпеть. Людей, чья работа устраивала бы во всем, и до войны сыскать было трудно. А теперь, когда война позади, где их взять? Считай, больше половины мужского населения Батушева не вернулось с войны. Но больше всего не любил Видяев о чем-либо просить. И все же, если вопрос касался колхозных дел, смело шел к любому начальнику. Ни один из них не мог отказать защитнику Родины, который в горящем танке оставил за нее свои уши.


- А кроме соломы что еще можешь коровам предложить? - вопросом на вопрос ответил Видяев. - Если закончилась солома на ферме, это не значит, что и в колхозе ее не осталось. Солома в поле, за ней надо ехать. Жаль, Петр Иванович, что о кормах ты спохватился в самый последний момент. Надо было хоть какой-то запас создать. Понимаю, дома в такую погоду уютнее. Но ты заведующий фермой, поэтому ты и должен больше других думать о том, чтобы в любую погоду колхозная скотина была накормлена.


Комсомольский воскресник


А наутро, несмотря на воскресный день, из Батушева в сторону дальнего колхозного поля выехало по глубокому снегу восемь гужевых подвод. В санях - совсем юные девчонки. Уже на ночь глядя было у них вчера комсомольское собрание, на котором решили провести воскресник по подвозу к колхозной ферме кормов. Самая старшая на санях Полина Равкина, ей едва исполнилось двадцать лет. Но сейчас она старше не только по возрасту. Вот уже год, как комсомольцы Батушева избрали Полину секретарем комсомольской организации. Когда на собрании прозвучала тогда ее фамилия, Полина опешила от неожиданности. Но оказавшаяся в эту минуту рядом с ней лучшая подруга Елизавета Бабайкина сказала: «Не смей отказываться! Ты среди нас самая грамотная, значит, справишься». Полина в то время уже второй год работала помощником счетовода, а «грамота», о которой говорила Лиза, это десять классов школьного образования. Школу Полина окончила еще в годы войны, без троек в аттестате, и ей сразу предложили должность секретаря в сельсовете. Выходит, права Лиза Бабайкина, есть у Полины и опыт работы, и знания.


Посреди белой равнины не сразу разглядели девчата омет соломы на поле. А когда, пробираясь в снегу по самое брюхо, лошади дошли до него, девчата первым делом скинули с омета чуть ли не метровый слой снега. На вилы смерзшуюся после осенних дождей солому взять было непросто, но успели девчата до вечера погрузить в сани и доставить на ферму шестнадцать возов.


Полина Равкина прямо с фермы поспешила в правление колхоза. Рассказала председателю, что успели сделать девчата в день воскресника. В кабинете был и секретарь партийной организации колхоза Гаврила Иванович Сюваткин. «Придется тебе из помощников счетовода переходить в кормовозчики», - сказал он Полине.


Из счетоводов - в звеньевые


Пошутил секретарь, но слова его оказались пророческими. Через неделю, вернувшись с совещания в райкоме, И.И. Видяев на заседании правления колхоза завел разговор о задачах, которые колхозу нужно было решать уже в этом году. «Нельзя и впредь, - сказал председатель колхоза, - мириться с урожаем зерна в 8-10 центнеров с гектара. Да и по урожайности других культур мы дальше не ушли».


Было решено создать в колхозе комсомольско-молодежное звено, которое применяло бы в растениеводстве самые передовые методы и агроприемы. Секретарь парторганизации предложил назначить звеньевой Полину Равкину.


Даже при том, что многие из батушевских девушек уезжали в те далекие годы на торфоразработки за пределы республики, трудностей с формированием звена не возникло. Незадача была лишь в том, что записавшиеся в звено девушки понятия не имели о передовых методах, которые предстояло внедрять на батушевских полях. «Хлеб будем выращивать, коноплю», - отвечала на вопросы Лизы Бабайкиной, Маши Татаркиной, Ольги Наумкиной и других звеньевая. Полина Равкина и сама имела обо всем этом очень смутное представление. Но раз поставлена цель, надо к ней идти. «Будем учиться!», - сказала Равкина девчатам своего звена. И после этого все вместе каждый вечер собирались в избе звеньевой. Но были это не посиделки, а настоящие уроки по изучению передового опыта в земледелии. Его девушки находили в брошюрах, за которыми Полина ездила даже в районную библиотеку. А днем на участке в двадцать гектаров, на котором звену предстояло весной посеять рожь, вели снегозадержание. Сколько успели, завезли на участок и перегной, которого на ферме все равно оставались еще целые залежи. А когда впервые привезли в колхоз суперфосфат, никто не знал как нужно его вносить на поля. Пошли за советом к старикам, они подсказали, что суперфосфат можно внести руками. Так, как еще недавно вели в Батушеве и сев. Местный аксакал Иван Михайлович Ерин с лукошком на шее, в котором были удобрения, показал девчатам мастер-класс.


Уже не следующий год у звена площади под зерновыми культурами значительно увеличились за счет освоенных вновь земель. Распахать 40 га болотистых земель предложил Видяеву агроном Александр Гаврилов. В первый год отвели воду в овраг, порезав землю на ленты. На второй вспахали и изрезали ленты дисковыми боронами. Гаврилов, кстати, один из двух Героев Социалистического Труда, которые удостоены этого звания за работу в батушевском колхозе.


Слава о звене Равкиной долетела до Кремля


Звено Полины Равкиной собрало в 1947 году по 120 пудов, или более 1,9 тонны зерна с гектара. Но самый большой успех пришел звену на следующий год на возделывании конопли на тех самых землях, что распахал А. Гаврилов. В 1948 году с каждого гектара было получено по 7 центнеров пеньковолокна, 12 центнеров семян конопли, что в условиях засушливого года не удалось никому не только в Атяшевском районе, но и во всей Мордовии. 75 тысяч рублей, которые колхоз выручил от реализации конопли, были в то время огромной суммой. За высокие результаты в работе комсомольско-молодежное звено Полины Равкиной было занесено на республиканскую Доску почета. А в июле 1949 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звеньевой Полине Равкиной присвоено звание Героя Социалистического Труда, а все восемь девчат - членов звена награждены орденами Ленина.


Проработав еще несколько лет в звене, Полина Равкина поехала в город Горький, где получила диплом ученого агронома. А после окончания учебы вернулась в свой район, где работала агрономом, председателем колхоза. Как и раньше, всегда оставалась очень инициативным, трудолюбивым человеком. Кроме звания Героя Труда, отмечена и многими другими наградами. П.И. Равкина была делегатом XI съезда ВЛКСМ, делегатом двух партийных съездов, ее избирали депутатом Верховного Совета Мордовской АССР.


Уже давно П.И. Равкина живет в Московской области, но не забывает родных мест. И на родине о ней помнят. В центре поселка Атяшево установлен на Аллее Славы бюст Полины Равкиной, отмечающей 14 апреля 90 лет со дня рождения. И только что в районе прошел традиционный легкоатлетический турнир на приз знатной землячки.


Валентин ПИНЯЕВ

«Известия Мордовии»