А король-то не голый!

19.12.2014 13:28

Александр Васильев представил коллекцию уникальных сценических костюмов - с плеча звездных хозяев

В Москве в ГУМе открылась выставка «Звездный гардероб». В ней представлены сценические костюмы знаменитостей из личной коллекции Александра Васильева - историка моды и ведущего ток-шоу «Модный приговор» на Первом канале. В экспозиции представлены наряды Нонны Мордюковой и Людмилы Гурченко, Майи Плисецкой и Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой и Софии Ротару, Валерия Леонтьева и Филиппа Киркорова, и еще многих-многих российских звезд. Мы попросили хозяина «звездного гардероба» рассказать нам об истории создания этой необыкновенной коллекции.

«А у нас в Тамбове и не такое носили…»
- Все эти вещи уникальны, - говорит Александр Васильев. - Они были сшиты в единственном экземпляре, специально для конкретного артиста. Это - своего рода российский вариант «от кутюр». Платья и костюмы, которые здесь представлены, не для улицы или повседневной жизни. В них наши звезды в разные годы блистали на сцене и театральных подмостках, снимались в видеоклипах. Сегодня мода на ретро, и на этой выставке представлено настоящее ретро. Хотя без скидок на время многие из этих вещей актуальны до сих пор. Например, те, которые расшиты бисером, как платья Марии Максаковой и Алены Свиридовой, или украшены мехом. В моде чистые цвета - например, черный или белый. Уверен, что посетители выставки найдут тут вдохновение. Тем более что тут вещи на все вкусы: от очень ярких и даже безвкусных (но это не значит, что они не достойны внимания) до очень элегантных и элитарных, аристократических. Кто-то, возможно, скажет, что эти модели не дотягивают до парижского подиума, а кто-то - «у нас в Тамбове такого не носили»… А еще эта выставка - возможность вспомнить имена великих артистов, которые вошли в историю страны. Это дань их таланту и самоотверженности, с которым они служили профессии и зрителям.

С миру по платью
- Эти платья я собирал почти 20 лет. Сохранить наряды, привести в порядок, придать им форму - это большое дело, - говорит Васильев. - Я долго вынашивал идею выставки, прорабатывал каждую деталь этого проекта, чтобы во всей красе показать вещи людей, которыми я искренне восхищаюсь. Какие-то костюмы мне передали сами звезды, а какие-то - уже их дети, внуки, племянники, даже соседи. Признаюсь, порой очень трудно бывает получить подобные туалеты, уговорить владельцев или наследников передать их в частную коллекцию. А некоторые, наоборот, с радостью делятся вещами из своего гардероба. Кто-то отдает сразу несколько вещей, а кто-то - всего одно. К примеру, Лайма Вайкуле отдала мне 17 своих платьев, Наталья Фатеева - 22, Майя Плисецкая - шесть. А недавно я получил в свое распоряжение гардероб великолепной актрисы, ныне покойной Ольги Аросевой. Ольга Александровна модно одевалась, у нее была отличная коллекция шляп на все случаи жизни. Я всегда любовался тем, как она одета. И когда я обратился в Театр сатиры, где она служила, мне сказали, что получить личные вещи Аросевой невозможно. Но племянница Ольги Александровны, на которую я вышел, с удовольствием передала мне ее наряды. Несколько платьев мне передала и дочь Клары Лучко Оксана, в их числе и знаменитое революционно-красное платье Клары Степановны, в котором она блистала на Каннском кинофестивале. И так как Лучко приехала из СССР, да еще в таком ярком платье, ее сразу назвали там «красной бомбой». Вот это платье я уже выставлял на разных выставках, и всегда его демонстрация имеет успех. А одно из платьев Людмилы Гурченко, которое ей сшил Валентин Юдашкин, мне подарил пародист Александр Песков, а в придачу к нему множество своих костюмов передал. Гардеробчик у него, я вам скажу, о-ля-ля! Очень сожалею, что не сохранились платья Любови Орловой - после ее смерти наследники все выкинули на помойку. Ну как это возможно?! Ведь она была настоящей иконой стиля!

Не голый король
- Александр Александрович, о чьем наряде давно мечтаете, но пока еще не заполучили в свою коллекцию?
- Из звезд прошлого я обожаю Грету Гарбо, ее платьев у меня нет и, может быть, никогда не будет. Но я не теряю надежды. Часто вещи знаменитостей такого уровня выходят на международные аукционы, но цены зашкаливают - например, платье Одри Хэпберн стоит 300 тысяч евро, Лиз Тейлор - 200. Нужно иметь в своем бюджете такую свободную сумму денег. Но это не значит, что когда-нибудь я не смогу приобрести платья по такой цене. А вот российский поп-король Филипп Киркоров отдал мне свои уникальные сценические костюмы безвозмездно. И я их расположил в самом центре выставки. Филипп такой импозантный и высокий, что его шикарный наряд из перьев и золота должен находиться именно здесь! Для Киркорова это важный наряд: в нем он выходил на сцену в номере «Призрак оперы» в концерте в честь своего 30-летия. Кстати, именно этот костюм вызвал ажиотаж вездесущих критиков, которые обвиняли певца в чрезмерной любви к стразам и всему блестящему. Но ведь он же артист! И его костюм произвел нужный эффект - посетители выставки его сразу же узнают. Кстати, Филипп сохранил его в отличном состоянии, а ведь наряд сшит много лет назад! Рядом с ним я разместил платья великолепных певиц и красивейших женщин - Анны Нетребко и Ирины Аллегровой. И какой же «Звездный гардероб» без платья Аллы Пугачевой? Балахон Аллы Борисовны, в котором она исполняла песню «Арлекино», у меня тоже есть на выставке. Но скажу честно - это новодел, точная копия того знаменитого платья. Дело в том, что тот балахон Аллы Борисовны был изношен до дыр - видимо, так он нравился хозяйке. Но я нашел портниху Любовь Аксенову, которая сшила Пугачевой это платье из уникального крепдешина, привезенного из Узбекистана. В нем в 1978 году Алла Борисовна выступала на знаменитом фестивале в Сопоте. По моей просьбе Любовь сшила еще раз то же самое платье из точно такого же материала, но уже для моей коллекции. Наверняка у Аллы Борисовны есть масса уникальных вещей, которыми она, возможно, когда-нибудь со мной поделится…

Живой журнал мод
- А вот у этого платья очень интересная история, - продолжает экскурсию хозяин выставки. - Когда-то оно принадлежало Людмиле Максаковой. И однажды Людмила Васильевна дала его поносить своей подруге - актрисе Наталье Селезневой. Она была в те годы звездой телепередачи «Кабачок 13 стульев», и ей нужно было постоянно менять модные наряды, а их не хватало. Максакова тогда уже была замужем за немцем из ФРГ, и у нее было больше возможностей приобретать импортные вещи. Так вот, одно из своих платьев она и дала Наталье Селезневой, а та почему-то его не вернула и спустя годы передала мне… Но Людмила Васильевна, придя на выставку, сразу же его узнала. Конечно, никакой обиды на подругу у нее нет, тем более теперь, когда это платье стало исторической ценностью. Вообще, советские артистки были большие выдумщицы. И даже в эпоху всеобщего дефицита они выглядели так, что все взгляды были обращены на них. Главная проблема тех времен - отсутствие хорошей ткани. И от этой нужды перешивалось много вещей, особенно дореволюционных.
В советское время были журналы мод, но их покупали и читали единицы. А вот «живым журналом мод» были кинофильмы, которые смотрели все женщины. И брали на вооружение то, что видели на экранах, - рассказывает историк моды. - Поэтому даже в провинции были красотки, которые считали, что выглядят не хуже Любови Орловой или Валентины Серовой. А если еще и соседка сказала: «Зин, ты так похожа на Орлову!», то Зина тут же шила себе платье, как у кинозвезды. Каждая женщина, пусть даже втайне, хочет быть на кого-то похожей, и очень редко она набирается смелости и говорит: «Я хочу быть похожей на саму себя». Кстати, большинство людей, которых мы переодеваем в «Модном приговоре», говорят: «Ой, я стала похожа на парижанку или на звезду Голливуда…» А еще многие наши «подсудимые» очень хотят походить на Анджелину Джоли или Монику Беллуччи. Но как это сделать, если у пришедшей к нам женщины нет ничего общего с этими актрисами? А с другой стороны - наши прекрасные звезды тоже в свое время на кого-то походили…

Мечта мастера
Есть у Александра Васильева большая мечта - создать собственный музей.
- Я мечтаю открыть свой музей, - говорит Александр Васильев. - Я вынашиваю эту идею уже несколько лет и надеюсь, что однажды моя задумка осуществится. Я же не заберу с собой на тот свет все эти прекрасные наряды. Они должны храниться в достойном месте, ведь я так много вложил в них средств - и по сбору, и по сохранению, и по реставрации. Даже самая красивая одежда, как и люди, со временем теряет привлекательность - бисер отлетает, мех съедает моль... Но вещи можно «реанимировать», чтобы они во всем великолепии дошли до следующих поколений и рассказали об истории нашей страны и культуры.

«Вечерний Саранск»