Гвоздь сезона

28.11.2014 08:46

В нашумевшем балете Джона Ноймайера «Татьяна» наш земляк Алексей Любимов исполняет главную мужскую партию - Евгения Онегина

В начале ноября в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась долгожданная премьера балета Джона Ноймайера «Татьяна», где главную мужскую партию Евгения Онегина исполнил наш земляк - ведущий солист театра Алексей Любимов. Пушкин написал роман в стихах, Чайковский сделал из этой истории всемирно известную оперу, а знаменитость современной балетной хореографии Джон Ноймайер впервые в России представил собственную трактовку романа. Наш земляк Алексей Любимов танцует в этом балете главную мужскую партию - Евгения Онегина. И пусть балет называется «Татьяна», в спектакле все-таки доминирует образ Онегина.

Джон Ноймайер создал свое оригинальное либретто и обошелся без Чайковского. Любят и страдают герои его «Татьяны» под музыку Леры Ауэрбах, известного и востребованного во всем мире композитора, пианистки, поэтессы, которую у нас в России (откуда она родом, кстати) почти не знают. Первой совместной работой Ауэрбах и Ноймайера стал балет «Русалочка» по сказке Андерсена. Это второй творческий союз композитора и хореографа и уже третий - Джона Ноймайера и Алексея Любимова.
Алексей танцевал Треплева в «Чайке» - первом балете, поставленном Ноймайером в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, принца в «Русалочке», а теперь и в нашумевшей балетной премьере сезона Евгения Онегина.  
«На меня уже вешают клише - «муза Ноймайера», - признается Алексей. - Не могу однозначно относиться к таким выражениям. Что это за муза? Муза, мне кажется, должна быть женского рода. Муза - это Валерия Муханова или Диана Вишнева (балерины, танцующие Татьяну, - прим. автора).
Ноймайер вообще старается избегать конкретных клише. Он сначала долго разговаривает с артистами, раскрывает образ, объясняет, что видит, что считает важным. А дальше думающий артист должен показать ему, что может из этого сделать. Создавая образ Онегина, Ноймайер  подчеркивал, что как раз совершенно не настаивал на  пушкинском прочтении. Поэтому, видимо, и назвал балет «Татьяна»... Я не берусь судить, прав ли постановщик, мое дело качественно донести до зрителя идею автора».
В «Татьяне» Алексей примерил сразу четыре образа. Он танцует в этом балете в обоих составах. В одном составе он - Евгений Онегин, танцует с Татьяной (Валерией Мухановой), в другом - муж Татьяны (Дианы Вишневой), Вампир и Медведь из снов.
«С Медведем история отдельная. Мы долго разучивали медвежью походку. По сцене нужно ходить на четырех лапах, не сгибая ноги, лопатками показывая медвежью манеру двигаться. Но походкой все не ограничилось. Ноймайер долго выводил меня из себя, заставляя изобразить медвежий взгляд, что было для меня совершенно недосягаемо. Это должен был быть одновременно глупый и очень преданный взгляд. Джон очень забавно его показывал. В работе артиста бывают нелегкие моменты. Вот этот был один из них. Получилось ли у меня в итоге смотреть, как хотел постановщик, может сказать только он. А вообще, если говорить о работе над этим спектаклем, это два месяца каторжной работы. И если у остальных артистов еще было какое-то время на отдых, то у меня, танцующего в обоих составах, его не было совсем. Только спать уходил из театра».

Сейчас Алексей пожинает плоды этой работы. «Пушкин на пуантах» стал гвоздем сезона в Москве, а Алексей Любимов, как исполнитель главной партии, раздает многочисленные интервью московским журналистам.
Заметим, наш земляк совершенно неузнаваем в образе брутального ноймайеровского Онегина. По замыслу создателя балета Онегин полуобнаженный и… лысый. В результате гримеры потрудились над артистом всласть, «лысый» парик его полностью преобразил, и в зале Алексея сразу узнала только его мама. К слову, мама - Валентина Николаевна Маслова - не пропускает ни одной московской премьеры сына. Алексей, в свою очередь, не забывает о корнях и при первой же возможности едет на родину. В минувшую субботу, например, Любимов давал мастер-класс студентам Института национальной культуры. В Мордовию он приехал по просьбе своего учителя, профессора Александра Бурнаева. Просто сел за руль автомобиля и примчался в четыре утра в Саранск, где в 9.30 его уже ждали студенты. Работал с ребятами Алексей очень деликатно, но с полной нагрузкой. Двухчасовой мастер-класс закончил словами: «Мы будем еще встречаться и точить мастерство».  
На вопрос журналиста «ВС», часто ли приходится ему давать такие мастер-классы, Любимов ответил: «В последнее время в моей жизни происходят удивительные события, я приезжаю в разные города, где, оказывается, меня знают и просят поделиться опытом. Я не шел к этому целенаправленно. Просто я артист действующий и должен держать себя в форме постоянно, поэтому всегда ищу место, где мог бы позаниматься. Сегодня произошел прекрасный вариант, сошлись и передача опыта молодым и то, что сам я после долгого ночного переезда размялся».
Постоянные перелеты и переезды в жизни Алексея вещь обыденная. В Саранск, где  установились зимние минус 10, он приехал после Барселоны, где +20, в Испании Алексей участвовал в благотворительном концерте. «Как на меня вышли - история долгая. Это благотворительный концерт, организованный фондом Хосе Каррераса в поддержку детей, больных лейкемией. Все сборы от этого концерта идут деткам. Прекрасный получился концерт, участие в нем принимали танцоры разных стилей и жанров из разных стран. Все прошло на таком хорошем подъеме - приехали, выступили, перезнакомились, обменялись контактами и снова разбежались. Я танцевал номер, который поставил сам к юбилею мамы».

Поездка в Испанию наложилась на гастрольный график Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Италии. «Я выбрал Испанию, а не Италию. У меня появилось 3 свободных дня, и я поехал на родину. На этой неделе еще предстоит перелет в Приморье, там как приглашенный солист танцую в балете «Призрачный бал».   
Алексея Любимова часто приглашают в другие театры. Прошлым летом он танцевал на открытии нового театра оперы и балета в Астрахани авангардный балет по произведениям Ремарка «Вальс белых орхидей», а затем в качестве приглашенной звезды танцевал в этом театре Тибальта в «Ромео и Джульетте». А еще в минувшем сезоне Алексей принимал участие в мировой премьере «Маленького принца» в проекте «Открытая сцена», где, собственно, и был Маленьким принцем. И это не балетный спектакль, Экзюпери в нем играл Евгений Стычкин, а Розу - Чулпан Хаматова.
Хореографы с мировыми именами, такие как Джон Ноймайер, Начо Дуато, Юрий Григорович и Кеннет Макмиллан, на просмотрах труппы сразу отмечают Алексея Любимова и доверяют ему в своих спектаклях главные партии.  Хотя никакой другой движущей силы, кроме таланта и трудолюбия, в таком ангажированном балетном мире у артиста нет. И это ли не признак настоящего артиста?

Галина БАЛАШОВА

«Вечерний Саранск»