Как защититься от смс-спама?

07.11.2014 10:04

В конце октября вступили в силу поправки к Закону «О связи», призванные освободить клиентов операторов мобильной связи от назойливых рекламных смс-рассылок. Подробнее о новых защитных мерах от смс-спама «ВС» рассказал руководитель Управления Роскомнадзора по РМ Анатолий РЕПИН.

Главное нововведение - теперь рекламная смс-рассылка возможна только по предварительному согласию абонента. «В соответствии с новым законом операторы связи должны получать согласие абонента на рекламную рассылку, - рассказывает руководитель Управления Роскомнадзора по РМ Анатолий Репин. - Закон о защите от смс-спама также предполагает, что должен быть заключен договор между оператором сотовой связи и заказчиком смс-рассылки. Заказчик рассылки обязан доказать наличие у него согласия абонента на получение рассылки. Как и все абоненты, я тоже получаю смс-сообщения от различных организаций. К примеру, никогда не брал взаймы в кредитных учреждениях, однако нередко ко мне приходили смс-сообщения от микрофинансовых организаций».  
Впрочем, новые законодательные фильтры на первых порах могут не срабатывать, и это вряд ли у кого вызовет удивление. Поправки к закону позволяют абоненту сотовой связи обратиться непосредственно к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя. «Особенно важно то, что закон впервые предоставил абонентам возможность обратиться к оператору связи и заблокировать нежелательную смс-рассылку с определенного номера, а оператор связи обязан прекратить такую рассылку на номер данного абонента, - разъясняет Анатолий Репин. - Ранее абонент вынужден был обращаться к заказчику рассылки, что создавало большие неудобства. Теперь для того, чтобы внести определенный номер в черный список, абоненту достаточно обратиться к своему оператору. Закон, вступивший в силу 21 октября, позволяет сделать это бесплатно. Прежде за эту  услугу нужно было заплатить. Вообще у операторов сотовой связи должно быть программное обеспечение, которое блокирует этот спам».
Однако не стоит думать, что теперь, когда закон против смс-спама уже вступил в силу, рассылка добросовестной рекламы по сотовым сетям тут же прекратится. Дело в том, что многие люди на самом деле давали согласие на получение рассылок, и не одно. Допустим, при оформлении дисконтных карт клиенты подписывают анкету, где соглашаются на рассылку рекламных смс-сообщений. И нередко это согласие распространяется не только на фирму, выдавшую карточку, но и на ее партнеров. А этих самых партнеров может быть великое множество.
«Конечно же, любой магазин заинтересован в том, чтобы продвигать свой товар. Дисконтную карту просто так не выдают, необходимо оставить свои данные. Для дополнительной защиты от смс-спама рекомендую гражданам ответственно относиться к договорам и анкетам, которые им предлагают различные поставщики услуг и товаров, в которых клиенты сами оставляют свои данные и номера мобильных телефонов, выражая тем самым согласие на подписку», - говорит Анатолий Репин.
У заказчика рекламного смс-спама появляется неукоснительная обязанность предоставить оператору сведения об объеме и характере рассылки. Также теперь запрещены рассылки, идущие с федеральных номеров: получатель будет видеть номер отправителя не в формате +7-900-000-00-00, а в виде латинских букв и цифр - названия организации. «В случае же если смс-реклама по-прежнему приходит с десятизначного номера, абонент сможет заявить об этом в Федеральную антимонопольную службу и пожаловаться оператору связи, - поясняет Анатолий Репин. - Кстати говоря, принятый закон не запрещает сотовым операторам информировать абонентов с помощью смс-сообщений о своих услугах и сервисах, позволяющих оптимизировать расходы на связь или воспользоваться каким-либо выгодным индивидуальным предложением. Кроме того, не запрещены смс-оповещения госорганов и сообщения о чрезвычайных ситуациях, а также сервисные сообщения о вхождении в роуминг или пропущенных звонках».
Если вы не давали своего согласия на получение смс-сообщений от конкретной организации, а смс-рассылки от нее приходят с завидной регулярностью, вы можете обратиться с жалобой в Управление Роскомнадзора по РМ или в республиканскую антимонопольную службу. «В случае если абонент обратится к нам или в республиканский УФАС, заказчик рассылок должен подтвердить, что у него имеется согласие абонента на рассылку, - говорит Анатолий Репин. - Кстати, недавно республиканская антимонопольная служба оштрафовала «Нано-Финанс» на 100 тысяч рублей за смс-спам».
Корр. «ВС» поинтересовался у представителей компании «МегаФон», как следует поступать ее абонентам, чтобы не получать нежелательных для них sms-рассылок. «Поправки, вступившие в силу 21 октября, предусматривают, что рассылки коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи могут осуществляться только при условии заключения договора между заказчиком рассылки и оператором связи, абонентам которого предназначена рассылка. При этом заказчик должен получить предварительное согласие абонентов на получение рассылки, - разъясняет PR-менеджер компании «Мега-Фон» в Республике Мордовия Ирина Ионкина. - За последние два года в России количество спам-смс выросло в тысячу раз. Закон существенно снизит количество спама в сетях операторов, так как запрещает рассылку, в том числе с обычных длинных абонентских номеров, и разрешает нам блокировать их, что ранее было затруднено.

Теперь мы можем более эффективно защищать клиентов от спама. Особенно ожидаемыми были поправки, связанные с возможностью блокировать спам с абонентских номеров других сетей, на которые сейчас приходится около 90% жалоб.
Если абонента беспокоит рассылка, например, от фитнес-клуба или ресторана, он легко может от нее отказаться. Есть 4 способа сделать это.
1. Прийти в салон «МегаФона» и написать заявление.
2. Позвонить в call-центр на 0500 и попросить оператора заблокировать конкретную рассылку.
3. Использовать сервис «СМС-контроль». Вы можете внести отправителей в черный список, набрав на телефоне команду *903#.  
4. Проинформировать о спаме через бесплатный номер 1911.
Также абонент может отказаться от конкретной рассылки, изначально обозначить свое нежелание получать рекламную и информационную рассылку при оформлении договора».

Корр. «ВС» поинтересовался, действительно ли у операторов связи предусмотрена опция автоматизированного отключения от рассылок. «Сейчас это бесплатный сервис 1911, позволяющий отправить жалобу на смс-сообщение, на которое абонент не давал согласия, - говорит Ирина Ионкина. - Мы отрабатываем 100% этих жалоб и принимаем меры к ограничению спама. Также действует услуга управления списком альфа-номеров - СМС-контроль. Услуга позволяет самостоятельно отписываться от рекламно-сервисных рассылок, внося отправителей в черный список. Набрав на телефоне команду *903#, абонент получает доступ к последним десяти номерам, с которых ему приходили сообщения. Любой из этих номеров пользователь может в два клика занести в черный список. Кроме того, всегда есть возможность обратиться в контактный центр и попросить блокировать отправку сообщений с данного вида сервиса. Сколько именно ждать отключения спама после использования автоматического канала? Если говорить об услуге 1911, заявка абонента обрабатывается в несколько этапов: обращение к агрегатору, который осуществлял рассылку, выяснение, есть ли у заказчика рассылки разрешение от абонента. Если его нет - оператор отправляет данные в контролирующие госорганы. Если абонент давал разрешение, но позже передумал, поможет СМС-контроль».

Кстати
В МГУ им. Огарева прошел круглый стол на тему «Правовое регулирование смс-рассылки». В работе круглого стола приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по РМ, Управления Роскомнадзора по РМ, республиканского Роспотребнадзора, МГУ им. Н.П. Огарева, операторов связи.
Руководитель УФАС по РМ Юлия Попкова подчеркнула, что пока у операторов связи не выработано четкой стратегии работы, которой бы они придерживались в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу две недели назад. Также она порекомендовала представителям операторов связи активнее доводить информацию до своих абонентов об имеющихся у них возможностях по борьбе со спамом, в том числе и через СМИ. Иначе порой возникает ситуация, когда, желая отказаться от навязчивых смс-рассылок, абонент спешит обратиться в республиканский УФАС, вместо того чтобы отправиться к своему оператору.
Коммерческий директор «МегаФона» в Мордовии Сергей Палкин назвал антиспам номер, который абоненты оператора могут использовать для блокировки нежелательных смс, - 1911. Он также сообщил, что абонент, обратившись к сотовому оператору, может попросить полностью оградить его от всякого рода смс-рассылок. Однако в таком случае абонент уже не сможет получать и смс-сообщений, которым он был бы только рад - например, смс об акциях, проводимых в магазинах, клиентом которых является данный абонент. Сергей Палкин отметил, что 49% смс-уведомлений являются важными для абонента.
Так называемый антиспам номер есть и у компании «Билайн» - 007. И.о. руководителя Саранского отделения Пензенского филиала ОАО «ВымпелКом» Светлана Селиванова отметила любопытную особенность: если в прошлом году 99% смс-спама приходило к абонентам с коротких номеров, то в этом году основной поток смс-спама идет с десятизначных номеров. Также она сообщила, что за последнее время количество смс-спама, поступаемого абонентам компании «Билайн», снизилось в 12 раз. Светлана Селиванова рассказала, это стало возможным благодаря тому, что сегодня «Билайн» обеспечен технической платформой, интеллекта которой достаточно для распознавания спама и блокировки нежелательных смс-рассылок. Подобная платформа есть и у компании «МегаФон».
Старший юрисконсульт филиала ОАО МТС в Мордовии, Ульяновской и Пензенской областях Елена Ерькина заметила, что пока у сотовых операторов не сформирован механизм действия в новых условиях работы, сейчас им предстоит решить множество вопросов, в том числе юридических.
Руководитель рекламной группы «РИТМ» Вардан Дерюга высказал идею о том, чтобы для абонента была предусмотрена возможность отписаться от смс-рассылки, пройдя по ссылке, которая должна быть приведена в этом нежелательном смс, - по аналогии с тем, как это делается в e-mail. Придумать, как осуществить это технически, - задача, которую операторам предстоит решить самостоятельно.

Елена БУДАНОВА

«Вечерний Саранск»