«Позвала нас на подвиг Россия...»: уроженцы Мордовии героически сражались на фронтах Великой войны

06.11.2014 13:19

24 октября, в рамках VI Съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, в Саранске был торжественно открыт памятник героям Первой мировой войны. Историческая справедливость восторжествовала. Долгие годы память об «империалистической», а по сути — Великой и «второй Отечественной» войне, как называли ее наши предки, стыдливо замалчивалась, подвиги русских солдат оказались забыты. Теперь участники Первой мировой заняли заслуженное почетное место в плеяде защитников нашего Отечества.

«Памятник воинам Первой мировой — наш долг памяти этим героям, - подчеркнул на открытии монумента Глава Мордовии В.Д. Волков. - Это нужно сегодняшнему поколению жителей республики: чтобы молодежь имела живую связь со своей историей, росла и мужала на примерах истинного патриотизма, самопожертвования и героических подвигов своих дедов и прадедов. Памятник завершает мемориальный комплекс на площади Победы, возвеличивающий подвиг наших предков. Мы преклоняем головы перед героизмом всех поколений защитников Отечества. Память о нашем славном прошлом священна, она - верный залог достойного будущего России и Мордовии».

Сегодня мы вспомним еще несколько имен наших земляков - участников Великой войны.

 

«За боевое отличие»

Долгий жизненный путь от простого рабочего-поденщика до генерал-лейтенанта прошел наш земляк, уроженец села Пичеуры Георгий Иванович Кокорев. Георгий Иванович родился в большой крестьянской семье. Рано начал работать. Успел побывать и батраком у помещика, и ремонтным рабочим на железной дороге, даже золотоискателем под Нерчинскои и откатчиком на шахте.

В 1909 году, в возрасте 20 лет, Георгий Иванович был призван на воинскую службу и зачислен рядовым в 5-й Заамурский конный полк, который тогда находился на Китайско-Восточной железной дороге. В составе этого полка с 1915 года Кокорев сражался сначала на Юго-Западном, а потом на Румынском фронтах, был дважды ранен. За боевое отличие в 1916 году Георгий Иванович был повышен в звании - произведен в подпрапорщики. Как вспоминали его боевые товарищи, личную скромность Кокорев сочетал с храбростью. При этом к себе он был требователен так же, как к подчиненным. Неудивительно, что Георгий Иванович пользовался большим уважением среди солдат.

Расти по военной карьерной лестнице Кокорев продолжил после февральской революции 1917 года. Солдаты избрали его в полковой комитет, а в декабре 1917 года наш земляк стал командиром своего полка. В Бессарабии ему пришлось повоевать вместе с легендарным красным командиром Григорием Ивановичем Котовским - с ним он формировал Тираспольский революционный отряд. После окончания братоубийственной гражданской войны Кокорев командовал различными кавалерийскими частями исоединениями, вплоть до дивизий, был начальником военных кавалерийских училищ. В 1934 году он закончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1939-1941 годах работал в ней старшим преподавателем. В годы Великой Отечественной войны возглавлял военные училища, был заместителем командующего Уральским военным округом. В октябре 1945 года в чине генерал-лейтенанта Георгий Иванович Кокорев вышел в отставку. За вклад в оборону Родины он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

 

Братья Ларькины

Участниками Первой мировой войны были и братья Ларькины - Куприян Кузьмич и Алексей Кузьмич - из села Мокшалей. Отправляясь на фронт в 1914 году, братья уже имели за плечами боевой опыт: оба они побывали на Русско-японской войне 1904-1905 годов.

На Великую войну Куприян Кузьмич Ларькин отправился в составе 407-го пехотного Саранского полка. За участие в наступательных и оборонительных боях знаменитого Брусиловского прорыва Куприян Кузьмич был награжден своим первым Георгиевским крестом. Всего же ратный труд этого солдата на Первой мировой был отмечен двумя Георгиевскими крестами, 3 и 4 степеней, и двумя медалями «За храбрость», также 3 и 4 степени. Боевой опыт сберег жизнь Куприяна Кузьмича на следующей - Гражданской - войне. На ней бравый ветеран служил в Первой конной армии С.М. Буденного.

Брату Куприяна Кузьмича, Алексею, повезло меньше. На Первой мировой он попал в австрийский плен, и вернулся домой только после окончания войны.

 

«Только не забывайте!»

Судя по воспоминаниям русских военнопленных, в том числе и уроженцев мордовских земель, условия их содержания в Германии и Австро-Венгрии были относительно сносными. Большинство пленных работало на фермах, часть русских солдат отправляли на железнодорожные работы, на военные заводы или на шахты. Трудиться приходилось по 14-16 часов в день, но с перерывом на обед (от 30 минут до 1,5 часов). За работу пленные даже получали небольшие деньги, от 15 до 50 копеек в день (для сравнения, в 1916 г. в России чернорабочий получал 2,5-3 рубля в день, а обед в чайной стоил 1-1,2 рубля).

Конечно, в 1915-16 и тем более в 1917 году военнопленные не могли полноценно питаться на 50 копеек в день. Но благодаря Красному кресту солдаты могли писать домой, и просили родных выслать им сухарей, сахар, какао, галеты, рубашки, деньги (и посылки из дома доходили до бедолаг!). Вот что писал своему отцу Феофану Кондратьевичу наш земляк, уроженец Теньгушевского района Матвей Феофанович Покореев, взятый в плен под Ригой в 1915 году: «...дорогой батюшка, присылайте как можно больше черных сухарей и почаще, каждую неделю. Только, прошу вас, пожалуйста, не забывайте».

 

Полковые священники

Среди уроженцев Мордовского края, воевавших на фронтах Первой мировой, были и полковые священники. В фондах Саровского мужского монастыря сохранился послужной список священника Белебеевского полка отца Феогноста Болохнова, происходившего из крестьян Пензенской губернии. Во время войны отец Феогност находился сначала на северо-Западном, а потом на Юго-Западном фронтах. В 1915 году был дважды награжден орденом святой Анны - 3 и 2 степени, а в 1916 году, вероятнее всего, за участие в Брусиловском прорыве, отмечен орденом святого Владимира 4 степени.

О военном быте русского духовенства сообщалось в Пензенских епархиальных ведомостях за 1914 год: «Священникам в эту войну нелегко. Раньше, бывало, священник с обозом, а теперь вместе с полком. Когда начинается бой, священник, благословив полк, отходит назад и тут же, на поле сражения, принимает и напутствует первых тяжелораненых, очень часто помогая санитару и врачебному персоналу поднять, поддержать и перенести их. Батюшки в эту войну так же привыкли к пулям и снарядам, как и солдаты. Ездят верхом на лошадях, реже в телегах и повозках. Солдаты рассказывают, что часто священники вместе с ними сидят часами в окопах, делятся последним с военными». Все эти слова в полной мере можно отнести и к сильным духом, самоотверженным священникам полков, сформированных на территории будущей Мордовии. 

 

Редакция благодарит сотрудников Республиканской архивной службы за помощь в подготовке материала.



Александр ЕФРЕМОВ

«Известия Мордовии»