Солдаты из Мордовии служили в морской гвардии и пехоте
07.08.2014 11:49
Ровно сто лет отделяет нас от начала Первой мировой войны - «Великой», как называли ее наши предки. Боевые действия действительно охватил весь тогдашний мир, сотрясая и круша целые империи, навсегда изменив жизнь человечества. Тысячи уроженцев Мордовии тоже приняли участие в боях «За веру, царя и Отечество». «ИМ» продолжают рассказывать о наших земляках - солдатах, матросах и офицерах Великой войны. Многие из них получили Георгиевские награды. Но пусть не все солдаты совершали громкие подвиги - мы обязаны помнить об их мужестве и ежедневном, будничном героизме.
Недавно Президент РФ Владимир Путин принял участие в открытии монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны. Как сказал Президент, подвиг этих солдат, их жертвенность во имя России на долгие годы оказались в забвении. «Сейчас мы возрождаем историческую правду, и нам открываются несчетные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества, - сказал Владимир Путин. - Мы восстанавливаем связь времен, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, ее полководцы, солдаты обретают в ней достойное место. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно, в таких мемориалах, который мы открываем. Принципиально важно достойно увековечить память о русских бойцах, найти и обустроить захоронения Первой мировой войны».
Стойкий часовой
Память о прадеде - участнике Великой войны, георгиевском кавалере - хранят в семье известной в Саранске журналистки и фотохудожницы Валентины Любимовой.
- Мой прадедушка, Федор Яковлевич Тростин, родился в 1875 г., в поселке Блохинские Выселки Саранского уезда (сейчас это Лямбирский район), - рассказывает Валентина Николаевна. - С 12 лет он работал: плел лапти, плотничал, делал бочки. Завел зажиточное хозяйство, но не был скупым: делился с односельчанами зерном и мукой, бесплатно чинил лапти беднякам.
В 1914 г. Федора мобилизовали на фронт. Служил он исправно. За солдатскую стойкость и получил награду. В ноябре вместе с товарищем наш земляк нес караул у склада оружия. Похоже, что все силы его полка были брошены в бой, сменить часовых было некому. И Федор с товарищем двое суток простояли на посту: без воды и еды, на морозе и ветру, но склада не бросили. Когда наконец отбили врага и пришла смена, караул был измучен холодом. В госпитале врачам пришлось разрезать обмотки и ботинки на ногах бойцов. Обмороженные распухшие ступни намазали гусиным жиром. Спустя какое-то время прямо в лазарете полковой командир зачитал Федору и его товарищу приказ о награждении и вручил им георгиевские кресты. Бойцов сфотографировали на память.
Крепким человеком оказался Федор Тростин. Его организм справился с обморожением. Солдат не разрешил врачам отрезать ему ногу. Но военный хирург предупредил: с годами ее придется ампутировать по частям. Так и вышло. В 1915 г. вернулся Федор домой: героем, с наградой на груди. А вскоре пришлось ампутировать ступню. Года через три ногу отняли по колено, еще через пять лет - совсем.
- Федор Яковлевич остался хорошим работником, продолжал плотничать, учил ремеслу молодежь, - говорит Валентина Любимова. - Его глаза сохраняли зоркость, а душа не заскорузла, не очерствела. Хотя в 1941 году прадеду принесли похоронку на сына, потом с фронта перестали приходить письма от зятя. В марте 1944 г. Федор Яковлевич отправил на фронт старшего внука, но не дожил до его возвращения (внук, Виктор Гвоздев, вернулся домой с наградами осенью 1946 г.). Конечно, вся наша семья очень гордится Федором Яковлевичем. Он оставил о себе светлую память, и никто из нас не сможет сказать ничего плохого об этом труженике, солдате, добром и отзывчивом человеке. Благодаря таким людям наша армия и громила врага: хоть в 1914, хоть в 1945 г.
Матрос «Штандарта»
В начале ХХ века в царскую армию был призван наш земляк, уроженец деревни Софьино (сейчас это территория Большеберезниковского района) Григорий Васильевич Ленкин. Как крепкий и рослый парень, он был отобран для службы на флоте. А там его определили на знаменитую императорскую яхту «Штандарт», в морской Гвардейский экипаж. Вместе с царской семьей Григорий плавал у берегов Финляндии и на Черном море.
Как вспоминал потом моряк, царская семья свободно общалась с командой «Штандарта» и знала многих матросов по имени. Не оставался незамеченным и бравый Григорий. Опять же по его воспоминаниям, под началом командира «Штандарта» Р.Д. Зеленского служилось хорошо. Но в 1916 г. Зеленского сменил Н.П. Саблин, человек другого склада характера. Матросы чувствовали повышенный контроль с его стороны, это раздражало моряков. Сказывалось и разложение внутри армии и флота.
Зимой, когда «Шатндарт» стоял у берега, его матросов приглашали в «массовку» во время представлений царской чете оперы «Аида». Наверняка моряки имели забавный вид в античных шлемах, туниках и сандалиях. Невольные улыбки членов царской семьи и придворных тоже раздражали Григория.
В 1917 г. Экипаж был расформирован большевиками. Григорий стал «красным» моряком Балтфлота. После Гражданской войны вернулся домой. Дочь моряка Евгения всю жизнь проработала фельдшером в Малых Березниках. А внук, Виктор Ильич Архипов, в семье которого и хранится фотография деда в форме Гвардейского экипажа, живет в Больших Березниках. Интересно, что племянник моряка-гвардейца Григория Ленкина - Вячеслав Андреевич Максин - тоже служил на флоте и очень гордится своим дядей.
Справка «ИМ»
Морской Гвардейский экипаж был создан еще Александром 1 – как лейб-гвардейская воинская часть. В нее вошли придворные «яхтенная» и «гребецкая» команды, то есть матросы личных императорских яхт. К июлю 1914 г. в Экипаже состояло 7 адмиралов и генералов, 69 обер-офицеров, 9 врачей, около 2000 нижних чинов. В «царские матросы» отбирали самых рослых и могучих новобранцев. Также Экипаж пополнялся из числа опытных флотских моряков.
В летнее время личный состав Экипажа нес службу на императорских яхтах, сопровождая государя и членов его семьи на морских прогулках и в заграничных плаваниях. Зимой - участвовал в парадах, охранял императорский дворец, правительственные здания и учреждения, занимался строевой подготовкой. Морским гвардейцам доверили быть «дядьками» при цесаревиче Алексее.
Гвардейский экипаж был символом морского могущества Российской империи. Он не был «парадной» воинской частью, по выучке и боевой подготовке не уступая «сухопутной» гвардии. Часть моряков Экипажа служила на кораблях Балтийского флота. Моряками-гвардейцами были полностью укомплектованы несколько боевых кораблей. Гвардейский экипаж отличился в морских сражениях. В годы Великой войны два отдельных батальона от Экипажа храбро бились на суше: ходили в штыковые атаки, захватывали вражеские траншеи.
Александр ЕФРЕМОВ
«Известия Мордовии»