Олимпийская чемпионка Мария Шубина - о своём пути в спорт и победах

23.07.2014 09:03

Когда говорят о выдающихся спортсменах Мордовии, почему-то редко вспоминают уроженку Ичалковского района Марию Шубину, которая ещё в далёком 1960-ом на летних Олимпийских играх в Риме выиграла золотую медаль на байдарке-двойке в дуэте с Антониной Сединой на дистанции 500 м. За награды на той Олимпиаде боролось около 5,5 тысячи спортсменов из 83 стран, было разыграно 150 комплектов медалей по 18 видам спорта. 

Любопытно, что соревнования яхтсменов в классе «Дракон» тогда выиграл  20-летний будущий король Греции Константин II, его старшая сестра София, ставшая затем королевой Испании, была запасной в экипаже брата.

В Риме взошла звезда 18-летнего боксера Кассиуса Марселласа Клея, ставшего чемпионом в полутяжелом весе, который впоследствии сменил имя на Мохаммеда Али и стал величайшим чемпионом в супертяжелой категории за всю историю профессионального бокса.

Но в неофициальном командном зачёте как по общему числу наград, так и по числу медалей каждого достоинства в отдельности в Риме лидировали (впервые!) легкоатлеты Советского Союза. 

Кстати, в беге на 10 км победил ещё один наш земляк - Петр Болотников.

А у байдарочниц произошла почти детективная история. Итальянский матрос-ассистент, фиксировавший байдарку нашей двойки, после сигнала «старт» почему-то несколько мгновений удерживал советскую лодку. Отпустил, только когда спортсменки на него по-русски прикрикнули. Из-за этой заминки основные соперницы – немки получили преимущество во времени, и первые десятки метров наши байдарочницы были в роли догоняющих. Но в итоге Шубина с Сединой опередили главных конкуренток на 2,8 секунды. 

Теперь олимпийским триумфаторам государство предоставляет квартиры, поощряет трендовыми автомобилями. А Шубина за римское «золото», по словам Марии Тимофеевны, получила: «тысячу дореформенных рублей и дефицитный в ту пору холодильник». 

- Как же Вы оказались в олимпийской сборной страны? Как пришли в большой спорт? – спросила я у олимпийской чемпионки.

- Спортом я, по сегодняшним меркам, начала заниматься поздно. Да и в деревне Красный Угол (окрестные пейзажи там уж очень красивые, отсюда и название), где прошло моё детство, про Олимпийские состязания тогда слыхом не слыхивали. Правда, мой папа Тимофей Клюков был грамотным, работал бухгалтером в местном совхозе. А мама занималась домом, воспитанием детей, нас в семье у родителей росло семеро. В школу мы ходили в соседнее с. Оброчное. Там на уроках физкультуры я бегала, прыгала, метала гранату. Но вообще я мечтала о медицинской профессии и после 9-го класса в 1944-ом поступила в Саранскую фельдшерско-акушерскую школу. Окончив её, 2 года проработала медсестрой в  терапевтическом и хирургическом отделениях Кемлянской ЦРБ. А тут подружка, тоже медсестра, надумала поступать в медицинский вуз и меня уговаривала. Если честно, мне и самой хотелось повысить своё образование, но я понимала: для вступительных экзаменов мне не достаточно имевшихся базовых знаний. Чтобы как следует подготовиться, я ещё год отучилась в средней школе в Лобасках. А потом уже поехала в Казанский мединститут. Там студенты активно занимались спортом. Хотя к учёбе тоже предъявлялись серьёзные требования, преподаватели никаких поблажек не позволяли, даже на соревнования очень неохотно отпускали. Но я как-то успевала и основную программу осваивать, и успешно участвовать в различных состязаниях по бегу, прыжкам, метанию диска, толканию ядра, даже фехтовала неплохо. Зимой бегала на лыжах, выступала за сборную Татарской АССР, получила разряд мастера спорта. А в греблю попала совершенно случайно. В институте от каждого факультета выставлялась команда по гребле на байдарках и каноэ, и накануне соревнований одна студентка заболела. Чтобы факультету не выставили «баранку», мне предложили её заменить. И, хотя финишировала я в тот раз последней, гребля меня увлекла.

- Настолько серьёзно увлекла, что Вы даже вышли замуж за своего тренера?

- Нет, сначала он стал моим мужем (смеётся). Но познакомились мы действительно благодаря спорту. С Юрой Шубиным мы периодически пересекались на сборах, потом переписывались. И в один прекрасный момент, наверное, поняли, что созданы друг для друга. В 1955-ом мы поженились, в 1956 я закончила институт и вместе с мужем и новорождённым сыном Костей уехала на Дальний Восток, где создавалась команда по гребле на байдарках и каноэ и требовался тренер. 

- Но ведь в СССР спорт, вроде бы, не считался профессией…

- Да, я трудилась по медицинской специальности – санитарным врачом, Юрий Константинович – электриком на заводе. Вставали в 5.30 утра и шли на тренировку, а потом бежали на работу. Так мы тренировались и работали. Перед крупными международными соревнованиями выезжали на сборы.

-…и при этом умудрялись завоевывать первые места?

- Да, в мире получалось победить легче, чем у себя в стране. В 1958 года в дуэте с Ниной Грузинцевой мы выиграли «золото» чемпионата мира, хотя на всесоюзных соревнованиях мне раньше победить не удавалось.  

- Сейчас во многих видах спорта ставка делается на совсем юных, а Вы «сели на вёсла» уже вполне взрослой барышней. В чем же заключался секрет Вашего успеха? 

- В гребле огромное значение сыграла моя прежняя лыжная подготовка. И там, и там нагрузки на руки и мышцы спины.

В Приморье мы выходили на воду в декабре-январе. Недалеко от нашей тренировочной базы находилось водохранилище, куда сбрасывалась вода от электростанции. При 20 градусах мороза воздуха температура воды там была +8. Утром мы тренировались на воде, вечером – на лыжах. Рядом – тайга и много сопок. На лыжах забегали на эти сопки, отдыхали, возвращаясь обратно. Бегали очень много кроссов. В марте и апреле уже начинали на воде работать над скоростью. С октября по январь тренировались в зале, делая упор на выносливость и количество раз. Также нагрузки дополнялись игровыми видами спорта, в частности, баскетболом. 

- Как складывались отношения в сборной? Вы болели за своих друзей по команде?

- У нас была по-настоящему дружная, сплоченная команда. И никто никому не завидовал.

- Мария Тимофеевна, у Вас ещё и на науку времени хватало? Вы не только заслуженный мастер спорта, трижды чемпионка мира и Европы, но и кандидат медицинских наук. 

- Закончив выступать на соревнованиях, я более тридцати лет работала врачом, помогала мужу в тренерской работе.

- Из Владивостока вы давно перебрались в Волгоград. А малую родину, Мордовию, часто навещали?

- Всякий раз, как только представлялась возможность. Пока мы с мужем ездили на состязания и сборы, сыновья оставались под присмотром родителей Юры. А на лето мы привозили мальчишек к бабушке и дедушке в Красный Угол. И осенью – обычно на это время у спортсменов выпадает перерыв – мы с Юрием Константиновичем приезжали сюда – помогать рыть картошку. И теперь приезжаю в отчие края – навестить могилки родителей.

- Ваши дети как-то связаны со спортом?

- Олимпийскими чемпионами не стали (смеётся). Старший, Константин, - мастер спорта СССР, защитил кандидатскую по специальной силовой тренажерной подготовке гребцов, преподает в С-Петербургском университете физкультуры, спорта и здоровья им. Лесгафта. Младший, Михаил, – кандидат медицинских наук, сейчас возглавляет городскую детскую поликлинику в Волгограде. Внук Юра занимался единоборствами, играет в хоккей на любительском уровне, но выбрал для себя инженерную профессию. Внучка Ксения отлично закончила аграрный и экономический факультеты, кстати, 8 июля у неё родился сын, наш правнук – Александр. А дочка Михаила, Анастасия, учится на 4 курсе медицинского университета. 

- Мария Тимофеевна, но Вы отлично выглядите. Как-то поддерживаете форму?

- Ежедневно утром делаю 20-минутную зарядку. И после полуденного отдыха выполняю специальный комплекс упражнений. Хожу пешком, стараюсь не сдаваться годам. 

- Вы интересуетесь, что происходит на малой родине?

- Конечно. Очень радуюсь и горжусь успехами мордовских спортсменов. И всякий раз, приезжая в Мордовию к племянницам, вижу, как заметно изменяется республика, стремительно возводятся новые дома, промышленные и хозяйственные объекты, какое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры. Теперь даже в нашем Ичалковском районе есть отличный плавательный бассейн, о чём мы и мечтать не смели. Меня просто потрясли здания театров, ледового и водного дворцов в Саранске. В пору моей молодости это был убогий, серый провинциальный городишко с деревянными тротуарами и то лишь на центральных улицах. А теперь Саранск – действительно современная столица!


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»