«Ирония судьбы» и другие приключения Шурика

18.07.2009 11:43

Александр Ширвиндт отмечает 75-летие

Если вы забыли фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» (во что, конечно, трудно поверить), мы вам напомним: в Ленинград должен был лететь Павлик. Тот самый, который, по признанию Жени Лукашина, еще в школе отбил у него любимую девушку. И глядя на этого Павлика — ироничного, холеного красавца мужчину — как-то сразу веришь: этот мог!

a_shirvВ фильме ирония судьбы (а может быть — высшая справедливость) заключалась именно в том, что вместо Павлика, который должен был лететь к своей жене (к той самой, которую отбил у друга) — полетел Женя. И нашел там свою судьбу, свою любовь.

Но настоящая ирония судьбы заключается в том, что исполнитель роли Павлика Александр Ширвиндт в свое время (задолго до съемок) тоже отбил девушку у своего лучшего друга.

- Так вышло, что с его женой Наташенькой я познакомился раньше, чем он, — рассказывает лучший друг Ширвиндта Михаил Державин. — В детстве я с дочками народного артиста Журавлева Машей и Наташей приезжал к ним на дачу под Новый Иерусалим. Дачный поселок назывался НИЛ: «Наука, искусство, литература». Там у родителей Наташеньки была дача. И в НИЛ же приходил и Саша Ширвиндт. Он был на два года старше меня — спортсмен, великолепно играл в волейбол — в общем, весь из себя красавец и атлет. Он, кстати, и фехтовальщик тоже великолепный — он после в театральном училище преподавал фехтование. Мы сначаладружили втроем, а потом, когда создали семьи, — дружили семьями…

Здесь необходимо уточнение: они дружили-дружили, а потом «друг Наташка» стала Сашиной женой, а Мише пришлось искать другую подругу. Но Ширвиндт не остался в долгу: однажды он помог своему другу Державину обрести подругу жизни — в лице известной певицы Роксаны Бабаян. Устроив перед этим дружеское застолье (почти как Павлик в «Иронии судьбы»). Михаил Михайлович вспоминает, как это было:
— Александр Анатольевич собрал у себя большую компанию — пригласил Андрея Миронова, Зиновия Гердта, Эльдара Рязанова, Марка Захарова… И пришли мы с Роксаной. Они общались, веселились — а сами наблюдали за Роксаной: как выглядит, что говорит, как себя ведет… И когда мы с ней уходили, Александр Анатольевич наклонился ко мне и тихо, но твердо сказал: «Надо брать!»

Дела семейные

Несмотря на амплуа плейбоя и сердцееда (не зря же именно ему доверили когда-то главную роль в фильме «Бабник»), Александр Ширвиндт со своей женой Натальей Николаевной — по профессии архитектором, а по происхождению столбовой дворянкой — более полувека живет душа в душу.

- Самое главное — чтобы жена была душечка, — говорит Александр Ширвиндт. — Властная женщина будет только мешать мужу. Моя жена никогда особо не интересовалась моей работой — наверное, поэтому мы так долго вместе…
Сын Михаил в детстве доставлял родителям немало хлопот.

- Я был двоечником, и родители у меня постоянно проверяли уроки, — рассказывает Михаил. — Особенно сложно у меня было с физикой и геометрией. Но мама-то разбирается в этих предметах — она архитектор. А папа… В общем, в какой-то момент я понял: главное — говорить складно. Любую белиберду — но без запинки. Отец очень тонко чувствует фальшь, и если начинаешь выкручиваться, что-то придумывать — проскочить не удастся. А если искренне несешь ахинею — он кивает с умным видом: «Молодец, чувствуется — знаешь предмет!». Зато сейчас он меня считает экспертом по части телевидения. Всегда прислушивается к моим советам: в каких телепроектах участвовать, а в каких — нет.

Михаил Ширвиндт — известный тележурналист: вел одно время «Дог-шоу» на НТВ, а сейчас возглавляет телекомпанию «Живые новости». А его папа, покончив с воспитанием сына, теперь воспитывает внуков. Хотя утверждает, что это они его воспитывают:
— Внуки более современны, чем я, и учат меня жить: что покупать, куда ездить, как питаться, как говорить. И даже — как играть…

Они не пошли по стопам деда: «обошлось» — говорит с иронией Александр Анатольевич. Внук Андрей окончил юридический, сейчас преподает в МГУ, внучка Александра стала искусствоведом.

Впрочем, и сам Александр «по стопам» не пошел.
Отец будущего актера Анатолий Густавович играл на скрипке в оркестре Большого театра. И хотел, чтобы его Шурик тоже стал скрипачом. Пять лет сын, скрепя сердце, со скрипом учился играть на скрипке — и был в конце концов отчислен в связи с отсутствием способностей к музыке. Да, и в обычной школе дела у него шли не блестяще. Но потом он все наверстал: с отличием окончил Щукинское училище. И даже стал музыкантом — правда, не в жизни, а в фильме: помните ироничного ресторанного пианиста Шурика в «Вокзале для двоих»? Но играл он там очень убедительно — видимо, пять лет «музыкалки» не пропали зря…

Шапка сына и пьяный чай

Сниматься в кино Ширвиндт начал, еще будучи студентом. Кинорежиссеры часто использовали красивую внешность Александра Ширвиндта. Он и дебютировал в кино в роли сердцееда — молодого певца Ухова в фильме «Она вас любит» (он вышел на экраны в 1956 году). Потом были роли в картинах «Приходите завтра», «Еще раз про любовь»…

Но самую большую славу ему принесла небольшая роль в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

- Кстати, в сцене, где Александр Анатольевич идет с шампанским к Лукашину, на нем моя шапка, — рассказал нам сын актера Михаил. — Я много раз просил отца взять меня на съемочную площадку, но он все время отказывался. А здесь повезло: сцену снимали рядом с моей школой в Черемушках, и я пришел посмотреть. Отец был без шапки — на самом деле была совсем не зима, и снег нарезали из бумажек. Но Рязанов сказал, что надо бы надеть шапку. А у меня как раз была подходящая — меховая ушанка. Так она попала в этот фильм. «Иронию судьбы» я, как и многие россияне, смотрю с удовольствием много лет. А отец, кстати, не смотрит. Он вообще по телевизору смотрит только спортивные передачи.

В картине «Трое в лодке, не считая собаки» — о приключениях трех друзей во время речного путешествия — собрался поистине звездный состав: Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов. Три друга, три остряка, три блистательных актера. Не обошлось и без настоящих приключений.

- Было прохладно во время съемок, — вспоминает Михаил Державин. — Мы мерзли, хотели согреться. А как? Как водится, спиртным. Но на глазах у группы, у режиссера Наума Бирмана пить спиртное, конечно, нельзя было. Но мы все-таки нашли выход: попросили водолазов, которые страховали нас в воде и периодически менялись, незаметно передать нам горячительное. Водку наливали в медный чайник, и мы тихонечко ее пили — как чай…
Ширвиндт и Державин настолько неразделимы, что на Аллее звезд рядом с Мосфильмом им заложили одну звезду на двоих.

Театральный роман

После окончания Щукинского училища Ширвиндт и Державин попали в театр имени Ленинского комсомола.
— Тогда была популярна тема стиляг, — вспоминает Михаил Державин. — Известный советский фельетонист Семен Нариньяни написал про стиляг пьесу, и по ней поставили спектакль «Опасный возраст», где мы были заняты. Я играл исправляющегося комсомольца — такого не очень заметного блондинчика, а Шура — красавца бунтаря. Он тогда был необыкновенно хорош и подходил изумительно — как с обложки журнала — на роль стиляги: красивый, большеглазый, элегантный… Потом, когда в театр Ленинского комсомола пришел Анатолий Васильевич Эфрос, он как-то сообразил, что Ширвиндт может играть героя-любовника не хуже, чем Марчелло Мастроянни. И Александр Анатольевич стал получать главные роли в таких спектаклях, как «Снимается кино», «104 страницы про любовь»…

Однако долго в Ленкоме Ширвиндт не задержался.
— Кому-то из управления культуры пришло в голову, что репертуар, который строит Эфрос, не соответствует названию «Театр имени Ленинского комсомола», — говорит Державин. — И Анатолию Васильевичу предложили перейти в другой театр, прихватив с собой любимых артистов. И больше десяти человек — в том числе Шура и я — перешли с Эфросом в театр на Малой Бронной. А потом ведущий актер Театра сатиры Андрей Миронов переманил туда меня, а два года спустя — в 1970 году — мы с ним переманили туда и Ширвиндта.

И вот почти сорок лет Александр Ширвиндт служит в Театре сатиры. И почти десять лет возглавляет его.

- Роль художественного руководителя — самая трудная для Александра Анатольевича, — говорит Михаил Державин. — Ему нелегко дается этот властный образ — он ведь в жизни добрейший человек! Он и до того, как стать руководителем, постоянно кому-то чем-то помогал. А сейчас делает столько незаметной для коллектива работы: выбивает для артистов квартиры, путевки в санаторий, помогает оплатить лечение… И каждый раз стесняется показать, что сделал кому-то что-то полезное.

Скромнейший человек!

Театр Сатиры в этом году тоже юбиляр: он отмечает 85-летие. И все мысли художественного руководителя Александра Ширвиндта заняты не собственным юбилеем, а театральным.

- Мы готовим обозрение для зрителей «Триумф на Триумфальной», — рассказал нам Александр Анатольевич. — Это будет своеобразное путешествие по музыкальной биографии театра. Ведь у нас в театре работали знаменитые композиторы Исаак Дунаевский, Вано Мурадели, Родион Щедрин!

А главная премьера этого сезона в Театре сатиры — спектакль «Мольер», где Александр Ширвиндт играет главную роль.

«Вечерний Саранск»