Памятник любви

08.11.2013 09:48

На литературном поле Мордовии последнего времени, пожалуй, самыми заметными фигурами являются супруги Анна и Константин Смородины, которые большую часть своих произведений создали вместе. Публицистика и проза творческой четы, познакомившейся более 30 лет назад в Литературном институте им. А.М. Горького, регулярно публикуются в центральной печати (в журналах «Наш современник», «Москва» (лауреаты премии журнала), «Юность», «Роман-журнал. XXI век», в газетах «Литературная Россия», «День литературы», «Завтра» и др.). Годы совместного творчества принесли свои плоды в виде книг, среди которых «Заснеженная Палестина», «Особенные люди», «Ракушка», «Полустанок на пути к столице» и др. Они лауреаты Госпремии и премии Главы РМ. В 2012 году супруги Смородины за книгу «О живом и мертвом» были удостоены «Литературной премии им. Святого благоверного князя Александра Невского», церемония награждения проходила в Александро-Невской лавре. Также знаковым стало включение Анны и Константина Смородиных в словарь-справочник «Русская литература XX века», выпущенный «Пушкинским домом» в Санкт-Петербурге. Компанию им составляют лучшие писатели России прошлого столетия: Марина Цветаева, Иван Бунин, Михаил Шолохов, Юрий Кузнецов, Валентин Распутин…

Недавно в свет вышли книги Анны и Константина Смородиных, в которых представлено их поэтическое творчество. Книги, хоть и написанные по отдельности, неразрывно связаны между собой, потому что у их авторов много общего не только в судьбе, но и во внутреннем мире, и хотя стихи они писали каждый сам по себе, часто чувствуется внутренняя общность. К сожалению, 31 октября прошлого года ушла из жизни Анна Смородина. Этот двухтомник - итоговый. Своеобразный памятник супружескому и творческому союзу Смородиных. Памятник их любви.  Книга Анны называется «Восклицательный знак» (в нее помимо стихов также включены: пьеса, отрывки из дневника «На поле бытия», проникновенные воспоминания друзей поэта), а книга лирики Константина называется «Послания к Анне». (И по оформлению, и по сути дела получился двухтомник.)
В книге «Восклицательный знак» есть всё общечеловеческое: и сердечная боль, и душевная тревога, и радость любви к родному человеку, и «зарницы счастья» (Л. Толстой), и поиски творческого самостояния, и попытки обретения Божественной благодати. Да, Анна как поэт с тонкой внутренней структурой многое замечала такого в современной действительности, от чего приходила в состояние мучительных раздумий. Особенно отчетливо эти трагические, даже, можно сказать, глубоко пессимистические ноты звучат в стихах восьмидесятых годов (в книге творчество поэта распределено на циклы: 80-е, 90-е, 2000-е годы). Да, так вышло, что именно в эти моменты жизни автор замечает на вроде бы чистой поверхности бытия «пятна и царапины» (И. Тургенев), но иначе и быть не могло, ибо поэт и человек неразделимы в своём естестве, и Анна погружена всеми жизненными нитями в то, что её окружает. Она чуткий наблюдатель не только внешнего мира, но и тех чувств, которые он экстраполирует в её внутренний творческий настрой. Недаром в одном из своих стихотворений она замечает: «И в каждом сумрачном мгновенье // свет ослепительный горит!».
Поэтому поэт не погружается в бездну безысходности, не ставит в основу своей жизни кричащие диссонансы современной действительности, а с открытым сердцем идет на этот «ослепительный свет», чтобы обрести для себя уверенность в том, что именно в жизненных неувязках и противоречиях и скрывается истина самовозрождения из потерянной любви и творческих кризисов. Ко всему прочему Анна и очень мужественный человек - об этом говорит не только то, как она боролась со своей неизлечимой болезнью, но и все её творчество. Как заметил прекрасный писатель и тонкий философ Михаил Пришвин в одном из своих дневников: «...часто истоки героизма и мужества надо искать в нежности души. А чувство трагического (то есть чувство человечности) целиком происходит из жалости». Вот эта мысль полностью совпадает с творческой и жизненной установками поэта Анны Смородиной.
Да, Смородина - поэт-философ по своей сути. Для неё природа и человек - это два берега одной реки, название которой ЖИЗНЬ. И через все стихотворения эта доминанта проходит неуклонно. Смысловой сгусток лирического слова наполнен неизбежным присутствием неустанных поисков высшей гармонии с самим собой и миром природных явлений.  
Книга Константина Смородина «Послания к Анне» - это книга трагических прозрений, ландшафт души поэта заполнен воспоминаниями об ушедшей жене, о непростых отношениях между двумя творческими людьми, об испытаниях, которым подвергалась их  любовь, о совместном стремлении приблизиться к Богу,  чтобы через обретение Веры понять многое в самих себе и в духе времени. В этой книге поэт словно пытается заставить время течь вспять, выйти самому из анабиоза и понять, почему именно так сложился жизненный путь.
Но основной трагический узел книги - раздел  «Послания к Анне» - стихи, написанные недавно. Раскаленные болью и виной признания автора доходят здесь до немыслимого предела. Смородин как бы показывает нам кардиограмму своего сердца, распахивает настежь двери души. Ушла из жизни любимая жена – и теперь каждое стихотворение не только воспоминание о ней, о прожитой совместной жизни, но и изнурительная внутренняя борьба, беспощадный психологический анализ собственных поступков: в чем был виноват, что делал не так?! Идет интенсивный выброс наружу эмоциональных вулканических молитв-вопросов, самобичеваний-разоблачений - все это оседает горячим неостывающим пеплом в стихах-посланиях вослед невосполнимой потере. Глубоко выстраданные стихи поражают беспредельной обнаженностью, бесстрашной резкостью по отношению к самому себе, неизживаемым внутренним дискомфортом; поэт словно не знает, куда деться от глубокой сердечной боли, от души, мятущейся и раненной навылет. Единственная тропинка к спасению - это принять с достоинством то, что и должен принимать каждый христианин от Бога, - это свой КРЕСТ, чтобы выстоять и снова вернуться к полноценной жизни и творчеству.

«Вечерний Саранск»