Как бороться с незаконной рекламой на жилых домах

07.11.2013 16:08

Рекламные самозванцы

Из полумрака на меня жалобно смотрел щенок… Шаря по карманам в поисках ключей, я не сразу сообразила, что это удачная фотография, размещенная на информационном щите у подъезда. Надпись под фото гласила, что собаку готовы отдать в хорошие руки, потому что очень уж замечательное это животное: умное, красивое, доброе, а самое главное, с черными бровями.

Собачьи брови меня настолько потрясли, что решила поинтересоваться  содержанием и других объявлений на информационных досках у входа в подъезд. 

Наверное, в Саранске много таких подъездов, для которых единственным украшением дверей или, как сейчас говорят начальники, входных групп, становится «бахрома» из объявлений. 

Приклеенные друг на друга, прямо, наискосок, сверху, полуоборванные, голубые, желтые и белые развеваются на ветру рекламные бумажки. Что мне предлагает эта самозванная реклама? Подход к делу профессиональный. Хозяева частных предприятий, похоже, изучали интересы жильцов панельных домов и бриллиантов, джипов, особняков не предлагают. Все попроще, в соответствии с уровнем жизни потенциальных клиентов. Потолки натяжные – девять вариантов, окна пластиковые – одиннадцать фирм, услуги грузчиков, перевозка товаров – два объявления, фото щенка – одно. Но зато две просьбы, и каждая с тремя восклицательными знаками: «куплю квартиру в вашем доме!!!» И еще совершенно потрясающее объявление кто-то сорвал на днях. Содержание его насторожило всех родителей девочек-старшеклассниц. Авторы тоже с большим количеством восклицательных знаков и с не меньшим  количеством орфографических и синтаксических ошибок  настойчиво приглашали красивых, обязательно длинноногих и стройных девушек в музыкальную группу, обещаны были слава, деньги и популярность. Телефон прилагался. 

Одно время на доске упорно появлялось приглашение излечиться от наркотической и алкогольной зависимости. Часто появляются объявления о наборе на работу вахтовым методом.

Сотрудники домоуправления периодически отмывают эти рекламные «обои», но они снова и снова появляются на информационных досках. 

Причина этой настойчивости понятна: экономящие каждую копейку хозяева фирмы, чтобы не тратиться на оплату объявлений в газете или на телевидении, просто клеят свою рекламу на щиты у подъездов. Дешево и доходчиво. Реклама, несомненно, работает, прибыль идет. А жильцы платят уборщице за услуги. И молчат, хотя знают все, что за использование общего имущества рекламодатель должен платить нам, собственникам. Если подсчитать, натяжные потолки они уже должны сделать нам бесплатно. И найти умных хозяев нетрудно, все телефоны обозначены.

«Уберите цифры!»

Дед на том конце телефонного провода почти кричал сквозь слезы: 

- Больше не могу! Уберите эти цифры! Куда не пойду – везде тройки, тройки …

В первый момент после звонка в голову пришли мысли об осеннем обострении. Бывает, старый человек расстроился, болеет, вот и лезут в голову странные мысли, даже классика вспомнили, где про тройку, семерку, туз. Но все оказалось банальнее и без литературы. Просто бизнес. Жителя Саранска, что называется, «достали» надписи на асфальте около его дома. Весь небольшой маршрут от дома до магазина и поликлиники был через небольшие промежутки разрисован номерами телефонов службы такси. Куда ни пойдет дед, везде одни и те же цифры, вот и не выдержали нервы. Но кого волнует здоровье пенсионера, если  предпринимателям так удобнее?

Закон писан, но не читан?

Порой действительно кажется, что от навязчивых объявлений  и рекламных листовок никуда не спрячешься. Выходишь утром из квартиры – весь пол у почтовых ящиков усыпан очередными предложениями от супермаркетов бытовой техники, остановочные павильоны, как правило, пестрят объявлениями от кредитных организаций, которые так и жаждут дать хоть кому-нибудь денег взаймы. В конце концов, сколько лишнего мусора, а соответственно, и неудобств доставляет нам все это в повседневной жизни!

По сути, все эти сообщения размещают фирмы, которые рассчитывают за счет такого «пиара» привлечь клиентов и получить доход. В понимании простого обывателя все эти сообщения на асфальте и листовки - обычная реклама, за размещение которой положено платить. Но прежде чем заплатить и разместить, по закону необходимо получить разрешение соответствующих структур. Вот что говорит об этом закон, а конкретно - Жилищный кодекс РФ, статья 44, часть 2, пункт 3: «Только собственники имеют право на принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме».  Рискнем предположить, что вряд ли в городе найдется собственник, у кого спрашивали разрешения на размещение рекламы. По крайней мере, никому из коллег и знакомых такой чести не оказывали. 

Можно предположить, что разрешения «из-под полы» выдает управляющая компания, но коммунальщики и сами нередко сетуют на то, что реклама, объявления на дверях подъездов, листовки в почтовых ящиках доставляют им немало хлопот и добавляют работы. Получается, что реклама размещается незаконно, а, судя по масштабам ее распространения, за это мало кого наказывали. 

Есть мнение, что не всегда объявление, размещенное, например, на асфальте, является рекламой, поэтому и привлечь рекламодателя к ответственности довольно сложно. Пока ведомства обсуждают, как быть и что делать, проблема становится такой масштабной, что пора уже ее как-то решать. Возможно, городским властям стоит выйти с инициативами в республиканские структуры и внести поправки в соответствующие нормативные акты?  

Впрочем, привлечь можно всегда, было бы желание. Например, в Саранске приняты и должны действовать Правила благоустройства. Они гласят: 

«Запрещается размещать афиши, плакаты, объявления и другого разного рода информационные и рекламные сообщения, а также наносить надписи и графические изображения на здания, заборы, остановочные павильоны городского пассажирского транспорта, опоры контактной сети, наружного освещения и т.д., деревья и другие объекты, не предназначенные для вышеуказанных целей.

Организация работ по удалению самовольно размещенных рекламных и иных объявлений, надписей и изображений со всех объектов (фасадов зданий и сооружений, магазинов, опор контактной сети и наружного освещения и т.д.) возлагается на собственника или другого правообладателя указанных объектов, если иное не предусмотрено договором».

Напомним, что за нарушение Правил налагается штраф: на физическое лицо - от 2,5 до 5 тысяч рублей, на должностное лицо – от 10 до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 50 до 200 тысяч рублей. 

Интересно, а хозяева компаний по установке пластиковых окон и потолков знают об этих Правилах и о предусмотренных штрафах? И второй вопрос: а почему коммунальные службы, на чью долю выпадет дополнительный объем работы, не привлекают хозяев этих фирм к ответственности? Тем более, опыт других городов показывает, что это эффективная мера борьбы с незаконной рекламой.


Татьяна НАЛЕТОВА

«Известия Мордовии»