Едкая махинация

01.11.2013 12:09

В Пролетарском районном суде вынесен приговор двум братьям, похитившим с саранского «Биохимика» тонны химического вещества. На скамье подсудимых оказались 29-летний начальник бюро отдела материально-технического снабжения ОАО «Биохимик» Денис Пронькин и его двоюродный брат - 29-летний директор нижегородского предприятия «Химпрофиль» Александр Горбатушков. Оба обвинялись в мошенничестве и покушении на мошенничество.

Братья разработали хитроумную схему, которая позволила им похищать тонны химического вещества и продавать его налево. Недостачу едкого натра (натр едкий - самая распространённая щёлочь, другие названия - гидроксид натрия, каустическая сода, едкая щёлочь) на предприятии обнаружили в феврале прошлого года. Поначалу служба безопасности предположила, что в махинации с хищениями замешана заведующая складом предприятия Татьяна Лияскина. Тогда женщина сама обращалась в редакцию «ВС», чтобы рассказать об абсурдности обвинений со стороны своих работодателей. И вскоре выяснилось, что к пропаже тонн едкого вещества она не имеет никакого отношения, но женщина все равно решила уволиться с работы.

Однако после ухода с «Биохимика» история для нее не закончилась - она получила судебное письмо, из которого узнала, что родной завод подал на нее в суд и требует возместить причиненный материальный ущерб за пропажу 24 тонн гидроксида натрия. В исковом заявлении было написано, что «…выявленная недостача... образовалась в результате халатности со стороны заведующего складом и невыполнения ею должностных обязанностей». Материальный ущерб предприятие оценило в 355 тысяч рублей. Но судебное разбирательство закончилось ничем.
К расследованию пропажи огромного количества опасного вещества подключились оперативники республиканского Управления федеральной службы безопасности и УМВД по Саранску. И выяснили, что к этим хищениям были причастны двое родственников - сотрудник предприятия Денис Пронькин и его брат Александр Горбатушков. С декабря 2011-го по февраль 2012 года «Биохимик» закупал натр едкий у двух предприятий - «Химпрома» из Новочебоксарска и «Сибур-Нефтехима» из Дзержинска Нижегородской области. По документам щелочь отгружалась на этих предприятиях и напрямую автоцистернами доставлялась на «Биохимик». Однако так было только на бумаге. Необходимое саранскому предприятию сырье по определению не могло поставляться напрямую, так как его отгружали только после оплаты, а «Биохимик» в связи с тяжелым финансовым положением не имел возможности работать по предоплате и вынужден был расплачиваться своей продукцией. В этой ситуации ничего не оставалось, кроме как искать посредническую фирму, которая бы закупила у «Биохимика» готовые медицинские препараты, а вырученные деньги переводила производителям натра едкого. Такой фирмой и стало ООО «Рай» из Тамбова. Руководил этим предприятием брат Пронькина Горбатушков.
Братья решили, если «Биохимик» проводит сделку через одного посредника, почему бы не провести эту процедуру еще и через несколько фирм-однодневок? В итоге щелочь согласно товарно-транспортным накладным стала поставляться в Саранск из Новочебоксарска и Дзержинска через предприятия в Самаре, Чапаевске, Казани, Нижнем Новгороде, Тамбове.
Спрашивается, зачем нужна была вся эта длинная посредническая цепочка? Ведь за поставки едкого натра саранское предприятие готово было заплатить в полном объеме, и почему бы продукцию не доставить напрямую? Ответ банально прост: согласно разработанной схеме часть щелочи сливалась на одном из предприятий в Нижегородской области, а деньги за похищенный натр шли исключительно в карманы оборотистых братьев. Когда автомашина с едким грузом добиралась до Саранска, она была практически наполовину пустой.
Почему махинацию не раскрыли сразу? Об этом еще полтора года назад в редакции «ВС» рассказала бывшая заведующая складом «Биохимика» Татьяна Лияскина: «Замер уровня веществ в поступающих на завод цистернах на протяжении многих лет производился, мягко говоря, формально. Технология простая: во вновь прибывшую цистерну опускали обрезок трубы и таким образом измеряли уровень жидкости. Другой технологии замера просто не существовало. Если в накладной написано, что в цистерне находится тридцать тонн, то мы и писали в документах, что там находится именно тридцать тонн. А сколько его было на самом деле, не знал никто…».
Как следует из приговора суда, братья знали, когда и каким образом происходят поставки щелочи на саранское предприятие. Знали они также, что точный объем поставляемой продукции никто не определит, а потому и проворачивали свои махинации.
На cуде было установлено, что за два месяца - с декабря 2011-го по февраль 2012 года двоюродным братьям удалось совершить четыре левые поездки. Во время пятого рейса преступная группа была задержана. Следственным отделом УФСБ РФ по РМ в отношении Пронькина и Горбатушкова было возбуждено уголовное дело по четырем эпизодам статьи «Мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения» и по статье «Покушение на мошенничество». За 2 месяца предприятию был причинён материальный ущерб в размере 585 тысяч рублей, а также совершено покушение на хищение еще около 150 тысяч рублей.
Пролетарский районный суд Саранска признал Дениса Пронькина и Александра Горбатушкова виновными и приговорил к 1 году 6 месяцам и 1 году 9 месяцам условно с испытательным сроком 2 года соответственно. Подсудимые вину признали в полном объеме, причиненный ущерб возместили полностью.

«Вечерний Саранск»