Николай Арсентьев: «Гуманитарии не дают личности превратиться в гастрономическое существо»

08.07.2009 11:47

n_arsentВ последнее время в прессе все чаще можно увидеть статьи, в которых обсуждаются проблемы образования и науки в современной России. Учителя и родители, воспитатели и преподаватели, ученые-теоретики и практики обеспокоены сложившейся ситуацией. Огромное количество вопросов остается без окончательного ответа или просто переходит в разряд риторических. Эффективна ли существующая система образования? Возможен ли иной формат организации деятельности высшей школы? Как вхождение в Болонский процесс изменит структуру высшего образования? Какие преимущества даст студенту-выпускнику бакалавриат и магистратура? Почему в нынешней системе образования гуманитарному блоку уделяется так мало внимания? К чему приведет снижение количества часов на преподавание философии, культурологии, психологии и истории? На эти и другие вопросы отвечает сегодня доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, директор Историко-социологического института (одного из крупных подразделений МГУ им. Н.П. Огарева, лидера основных рейтингов вуза, инновационные подходы которого стали значительной составляющей для развития университета) Николай Арсентьев.

- Николай Михайлович, Вы уже в течение 15 лет успешно управляете ИСИ. Что изменилось за эти годы и положительны ли, на Ваш взгляд, эти перемены?
— Да, действительно структура ИСИ существует уже 15 лет. Она была создана на базе исторического факультета. Главная наша задача состояла в том, чтобы, основываясь на традициях, укрепить и модернизировать факультет. Итоги развития оказались самыми неожиданными: никакие прогнозы не могли предусмотреть такого бурного развития и проблем, порожденных им. На сегодняшний день в ИСИ открыто восемь специальностей, продуктивно работают 15 кафедр. ИСИ стал влиятельным центром гуманитарной науки МГУ им. Н.П.Огарева. У нас трудятся 27 докторов и 102 кандидата наук. Почти 100-процентная остепененность профессорско-преподавательского состава. Ежегодно наш институт выпускает большое количество востребованных специалистов в области истории, социальной работы, психологии, политологии, социологии, регионоведения.

Научно-организационная деятельность института также не остается без внимания широкой научной общественности. На базе института работает несколько научных школ, имеющих хорошую репутацию в научной сфере. Можно долго говорить и о достижениях во внеучебной деятельности института, о заинтересованности наших студентов, которые за годы обучения в стенах ИСИ приобретают не только фундаментальные знания по своей специальности, но и реальные поведенческие схемы, способствующие максимальной социализации будущего специалиста вне стен института. Система сотрудничества со студентами расширяет возможности для прогнозирования и построения многих модельных ситуаций. Мы стремимся «не потерять» этих ребят, проследить их дальнейший жизненный путь, хочется верить, что они реализуются, ведь их проводниками всегда будут те ценности, которые заложили в них гуманитарные науки.

Но, к сожалению, перемены не только позитивные. Есть и множество таких, которые заставляют профессорско-преподавательский состав ИСИ бить тревогу. Это связано с распространением в обществе технократических взглядов, и как результат — свертывание гуманитарного образования.

- То есть Вы хотите сказать, что развитие наук естественно-математического цикла происходит успешнее, чем гуманитарного?
— Это не совсем так. Гуманитарные науки развиваются. Они по-прежнему востребованы. Об этом говорят многочисленные книги и гранты наших ученых, позволяющие им проводить научные исследования, вести плодотворную научно-консультативную работу со студентами. Интереснейшие проекты ученых ИСИ интересуют не только региональную научную общественность.

Кризис в гуманитаристике, на мой взгляд, приводит к печальным последствиям и во многом нагнетается искусственно: сокращаются объем часов на преподавание гуманитарных дисциплин и прием на бюджетные места на гуманитарных факультетах. В обществе пропагандируются утилитарные представления о развитии личности, когда на первый план выдвигаются материальные блага, страсть к накопительству. С обложек глянцевых журналов смотрят «звезды», подвергающие себя бесконечному испытанию диетой и рассуждающие об отдыхе, адюльтере, шопинге, модных ресторанах и бутиках. Учащаяся молодежь воспитывается в ореоле этих псевдоценностей и готовится стать молодыми специалистами, а в дальнейшем не может реализоваться с таким нереальным уровнем притязаний в жизни. В этом случае их уже не спасут никакие престижные профессии — юриста, экономиста, программиста, строителя.

- Разве это плохо: быть юристом, экономистом или программистом?
— Безусловно, нет. Это прекрасно. Получив хорошее образование в этой сфере, молодые люди могут найти хорошо оплачиваемую работу, но также подчас остаются безработными. На меньшую зарплату они не согласны.

- Но это в равной мере касается и таких специальностей, как «регионоведение», «история», «политология».
— Вы отчасти правы. Но здесь уже иная проблема. Психологи, политологи, историки не всегда могут найти рабочие места не из-за переизбытка кадров в этих областях. Их трудоустройство в системе школьного образования возможно, но там смогут работать только на это ориентированные люди. Учитель во все времена был уважаемый человек. Однако, к сожалению, их уровень жизни всегда был невысок. Современная Россия диктует жесткие условия для выживания учителей: низкая заработная плата, прессинг со стороны родителей. Не секрет, что в среде обывателей бытует мнение, что учителем сегодня становится либо абсолютно немобильный, посредственный специалист, либо неудачник. Однако это далеко не так. Учитель — это призвание, а не ремесленничество. Общество возлагает на учителя огромную ответственность за формирование, развитие и воспитание духовно полноценной личности. К счастью, мне известны многие позитивные примеры, когда современные выпускники нашего института осознанно выбирают сложный путь учительства и преуспевают в своей профессии, принося школе гранты, воспитывая победителей региональных олимпиад. Однако ИСИ готовит не только учителей и преподавателей. Многие выпускники работают в сфере информационных технологий, что говорит о высоком уровне развития этой области в нашем подразделении. Наши выпускники, подчас выбирая коммерческую сферу деятельности, не связанную с их специальностью, преуспевают в ней, получая уже после трудоустройства второе высшее образование. Немало плюсов нашим выпускникам дает хорошая подготовка по иностранным языкам. Следует отметить, что выпускники-гуманитарии, задавшись целью найти хорошо оплачиваемую работу и имея за спиной хороший багаж знаний, с легкостью устраиваются не по специальности, составляя конкуренцию «технарям». Это еще одно преимущество в пользу качества образования, даваемого гуманитарными специальностями.

- Николай Михайлович, судя по всему, гуманитарии могут успешно работать не только в своей области. Чем объяснить этот факт?
— Гуманитарные науки ориентированы на развитие и познание человеческой природы. История, социология, культурология, философия провозглашают вне- и античеловеческим все, что способствует отчуждению и самоотчуждению человека. Миропредставление в гуманитаристике строится на знании, а не на информации. Человек является для другого только целью, но никогда не средством. Гуманитарные науки производят декодировку подлинного потенциала человечества и тем самым высвобождают его способности. Проще говоря, человек, осознанно выбравший гуманитарное направление в образовании, получив его, обладает всеми необходимыми поведенческими моделями, имеет навыки социализации, просчитывает на несколько ходов вперед многие ситуации, приняв за аксиому повторяемость, цикличность исторического процесса.

Имея знания, можно овладеть информацией, приноровиться к новым условиям труда и в конечном итоге освоить новую профессию. На моей памяти огромное количество студентов, которые перепрофилировались, получили дополнительное образование, признавая, что дается оно им намного легче, т. к. основа заложена гуманитарными дисциплинами.

- Вероятно, в наше время молодому человеку необходимо постоянно учиться, чтобы успешно реализовать себя в будущем. Как это можно сделать, когда Россия вступила в Болонский процесс и вузы переходят на двухуровневую модель образования: бакалавриат и магистратуру?
— Вхождение в Болонский процесс дело непростое, впрочем, человека всегда пугает неизвестность. Сейчас двухуровневая образовательная модель все еще нова для нас. Несмотря на то что мы выпускаем бакалавров и магистров, разработали интересные, перспективные стандарты для их подготовки, сегодня вузы выступают в роли первопроходцев. В 2010 г. впервые прием в бакалавриат и магистратуру пройдет в массовом порядке. В новой образовательной системе преимущества гуманитарного образования очевидны: предлагая основные, базовые предметы, как, например, иностранные языки, философия, гуманитарное знание закладывает основы для будущего успешного развития личности в новых социально-экономических условиях. Кроме того, бакалавру разрешается менять профиль образования при поступлении в магистратуру. Набрав необходимое число предметов, студенту-магистранту разрешается до четверти учебного плана «осваивать» на других факультетах, в магистерских программах по другому направлению. Вот вам, пожалуйста, и новые возможности для получения образования в другой сфере.

- Какие проблемы может принести новая система высшего образования?
— Переход на двухуровневую систему возлагает на нас особую ответственность по вопросу отбора кадров. По многим причинам в вузах проводится сокращение преподавателей. Это и продолжающийся демографический спад — в течение четырех лет число абитуриентов ежегодно уменьшается на 10%. Это и сокращение часов на преподавание ряда дисциплин, о чем мы говорили в начале нашего разговора.

- Насколько известно, сокращению подвергаются пенсионеры. Но ведь это опытнейшие работники, сохраняющие лучшие образовательные традиции. Вы сами подчеркиваете приоритет традиции, нет ли здесь противоречия?
— Наша основная задача состоит в том, чтобы, опираясь на богатые традиции отечественной науки, суметь достойно войти в новые условия современной жизни. Необходимо так построить учебно-исследовательский процесс, чтобы студенты-выпускники были востребованы. Можно долго сокрушаться по поводу невостребованности той или иной специальности, винить власть, руководство факультета или вуза в целом, но это абсолютно неэффективно и в конечном счете утомительно. Сокращать ценные кадры — значит вредить науке в целом. Если ученый поддерживает себя в хорошей научной форме, предлагает интересные идеи, воспитывает себе достойную смену, возглавляет научную школу или активно трудится внутри нее, отвергая демагогию и ретроградство, ни один здравомыслящий руководитель не позволит науке лишиться такого ценного работника. Так что я не вижу никакого противоречия.

- Таким образом, на руководителя ложится значительная ответственность за подбор кадров, не так ли?
— Вы абсолютно правы — руководитель факультета, института несет ответственность за подбор кадров, за счет которых эффективность функционирования подразделения либо возрастает, либо стремительно падает, либо находится в застойном состоянии. Мы люди университетские, у нас иная рефлексия, нежели у представителей властных структур. Мы всегда стремимся сохранить существующее образовательное пространство. Если разрушить научную школу — вновь ее не создать! Мы привыкли дорожить накопленным потенциалом. На мой взгляд, успешно управлять научными подразделениями может только человек университетский, знающий все особенности изнутри. Ученого никогда не может целиком поглотить административная деятельность. Наряду с ремонтом помещений и благоустройством территории ученый-руководитель всегда будет заниматься собственно научно-образовательной деятельностью и думать прежде всего о путях развития научного и образовательного потенциала своего подразделения.

- Николай Михайлович, сегодня Вы рассказали нашим читателям много полезного и интересного. Спасибо Вам, что Вы смогли донести столь сложные проблемы до аудитории, пользуясь понятным языком. Честно говоря, казалось, что разговор будет более сложным в терминологическом плане.
— Огромное вам спасибо. Всякий гуманитарий думает прежде всего о тех, для кого он говорит. Нам хорошо известен постулат: фактор адресата определяет общение. Мне всегда хочется, чтобы общение доставляло людям радость, я надеюсь на обратную связь, иначе зачем давать интервью.

- Скажите, пожалуйста, в свете тех проблем, которые испытывают сейчас гуманитарные науки, каковы перспективы их развития?
— Всякий кризис несет в себе положительное, созидательное начало. Он может стать отправной точкой, толчком для дальнейшего развития. То, что происходит сейчас в сфере гуманитаристики, объяснимо с точки зрения сторонников расширения технократизма современной цивилизации. Для истории нынешние проблемы в гуманитарных науках всего лишь тенденции развития. Для человека, возможно, период в жизни в обществе. Как историк, я спокоен, потому что уверен, что на следующем витке развития всемирной истории гуманитарные науки будут вновь востребованы. Как ученый, живущий в конкретную культурно-историческую эпоху, я обеспокоен и приложу максимум усилий, чтобы приблизить этот момент. Гуманитарии продолжают распространять в обществе взгляды, которые позволят сохранить гуманитарное знание и не дадут личности превратиться в гастрономическое существо. Задача ученых-гуманитариев состоит в том, чтобы не позволить человечеству растратить ценности цивилизации, не дать потерять человеческие культурные корни, научить молодого человека быть успешным, предприимчивым, современным, не утратив при этом своей культурной целостности и самодостаточности. Так что я вижу огромное поле для деятельности ученого-гуманитария. До тех пор, пока человек будет смотреть в небо не только для того, чтобы убедиться, что не будет дождя, но чтобы в очередной раз увидеть в этом бескрайнем просторе отзвуки Вселенной, человек разумный будет продолжать свою жизнь, наполненную повседневными открытиями.

«Вечерний Саранск»