Изобретения Арнольда Селезнёва управляли фонтанами на ВДНХ страны

10.07.2013 17:11

Его часто можно видеть в зрительном зале на концертах или шагающего стремительной, легкой походкой по городским улицам. Но неизменно с фотоаппаратом в руках. Его взгляд вдруг останавливается на солнечных бликах, пляшущих по водной речной глади, и тонкие сильные пальцы уверенно нажимают клавишу затвора. Фотография – одно из давних увлечений инженера-физика Арнольда Викторовича Селезнёва. А вообще, он человек многогранно талантливый. 

Природа звука и света

Ещё в раннем детстве он влюбился в музыку. Родители брали сына на театральные постановки. Тогда, в 1930-1940-х годах, в Саранске имелось два театра. Один располагался на улице Советской, где теперь находится Национальная драма, и второй, Летний театр, - в Городском парке им. А.С. Пушкина. В антрактах маленький Арнольд заворожённо разглядывал игравших в фойе оркестрантов, пытаясь понять: как они извлекают удивительной красоты звуки из различных инструментов – струнных, духовых или замысловатого баяна с блестящими кнопочками и дышащими мехами? 

А дома с тем же упоением слушал модные тогда фокстроты «Рио-Рита» и «Калифорнийский апельсин», танго «Беседка» и «Утомлённое солнце», глядя на чёрно-матовые блины пластинок, размеренно вращавшиеся под иглой патефона. Его не только завораживали звуки, но и интересовала природа возникновения этих звуков. И уже тогда, не умея читать и писать, он серьёзно заявил, что когда вырастет - будет изобретателем. 

«Изобретатель» - громко сказано, но ему всегда хотелось сделать что-то по-своему. 

Году в 1946-м в доме появился трофейный немецкий аккордеон, 10-летний Арнольд на слух начал подбирать популярные мелодии. Музыкальной грамоте он специально не учился, но очень тонко чувствовал музыку. Когда спустя многие годы ему в руки попался учебник по сольфеджио, с удивлением для себя обнаружил, что многие постулаты музыкальной науки он освоил самостоятельно, интуитивно.

Кроме того, у родителей имелся фотоаппарат «Фотокор». И любознательный парнишка быстро пристрастился к загадочной технике. Это сейчас даже дошколята запросто щёлкают умными электронными «мыльницами» и сотовыми. А 60 лет назад, чтобы научиться фоторемеслу, сначала следовало освоить массу премудростей. Негативным материалом в «Фотокоре» служили стеклянные пластинки со светочувствительным слоем. Первые уроки сыну дала мама – Лидия Степановна. А разные секреты фотоискусства ему открыл местный инженер, фото- и радио-любитель Александр Иванович Полежаев, который сам конструировал и собирал большие консольные трёхмоторные с высоким качеством звучания магнитофоны, считавшиеся тогда огромной редкостью.

Ученическое КБ 

В общем, после школы Арнольд Селезнёв, верный своей детской мечте, пошёл в изобретатели. Поступил на физико-математический факультет Мордовского госуниверситета. По окончании работал лаборантом на кафедре теоретической и экспериментальной физики. Там под руководством М.И. Клюева и А.Т. Косолапова Селезнёв познакомился с безграничным миром электроники, узнал о её применении в различных сферах жизнедеятельности. И сам скоро принялся создавать новые разработки. В 1961 году, будучи ассистентом университетской кафедры «Диэлектрики и полупроводники», подготовил ряд проектов по промышленной электронике и электротехническим материалам.

Затем, возглавив учебную радиомонтажную мастерскую Саранского техникума электронных приборов (СТЭП), создал уже там лабораторию промышленной электроники и радиоизмерений. Надо сказать, что изобретательской увлеченностью от Селезнёва заражались и его подопечные. Такие «больные» техническим творчеством ребята объединились в Ученическое конструкторское бюро - коротко УКБ. По заказам Всесоюзного исследовательского института источников света юные кулибины под руководством Арнольда Селезнёва проектировали и изготавливали сложное нестандартное производственное оборудование: силовые полупроводниковые регуляторы для технологических печей и аппаратуру для испытания ламп накаливания.

Медали за цветомузыку

Однако и музыкальное пристрастие Арнольда Викторовича не забылось. Напротив, у него возникло желание применить свои технические знания в искусстве. Тем более, как раз широкую популярность набирала цветомузыка.   

Для исполнения цветомузыкальных партий требовался инструмент, на котором можно было осуществлять задуманное. Ведущий конструктор завода «Электровыпрямитель» Рем Бабин помог Селезнёву освоить премудрости силовой полупроводниковой электроники, которая служит основой цветомузыкальных устройств.За первую мощную цветомузыкальную установку, изготовленную под руководством А.В. Селезнёва, учащиеся техникума В. Урняев, А. Сидоров, А. Савинов в 1969 году удостоились медалей «Юный участник ВДНХ СССР».

А потом Селезнёв прочитал в газете об Экспериментальной студии электронной музыки при Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Набравшись смелости, он поехал на эту студию в Москву и предложил усовершенствовать имевшиеся там рабочие инструменты, переведя их на новую современную полупроводниковую базу. Москвичи отказываться не стали. И саранские ученики Селезнёва смастерили два светомузыкальных инструмента для исполнения цветовых партий. Они отличались оригинальными принципами управления с применением фоторезисторов для быстрого изменения цветосветового рисунка на куполообразном экране цветомузыкального зала.

Электронная партитура «Дружбы народов»

Однажды, находясь в командировке в Москве, вечером Арнольд Викторович забрёл на ВДНХ СССР. Присев у фонтана «Каменный цветок», он невольно обратил внимание на подсветку струй и заметил, что цвет освещения изменяется, но очень медленно. Про себя подумал: «Было бы эффектней значительно более быстрое, но одновременно такое же плавное изменение цвета освещения струй фонтана». И как специалист не робкого десятка на следующий день он заявился в энергохозяйство ВДНХ и изложил свою идею. 

Ему ответили, что ещё нигде в стране за подобную задачу не брались. Но настырный саранский изобретатель, каждый раз бывая в командировке, наведывался в управление энергохозяйства ВДНХ. И через 1,5 года ему удалось заполучить план расположения светильников с цветными светофильтрами фонтана «Каменный цветок» и согласие администрации ВДНХ на изготовление экспериментальной установки управления цветодинамическим освещением фонтана. И в 1973 году два главных фонтана ВДНХ - «Каменный цветок» и «Дружба народов» гармонично освещались цветодинамическим рисунком, управляемым аппаратами, созданными в саранском УКБ.

Кстати, эти аппараты исправно эксплуатировались в течении 10 лет, вплоть до очередной реконструкции оборудования, и сняты с эксплуатации в действующем состоянии. А Селезнёва, как автора и руководителя цветодинамического проекта, наградили Золотой медалью ВДНХ СССР,  медали получили и учащиеся Владимир Митряев, Александр Строганов, Владимир Головин, Евгений Писаренко и Анатолий Абудеев, а также мастера Анатолий Казнов и Герий Лагунов.

«Таланты ищите дома!»

Любопытно, что вскоре, опять отправившись в командировку в Москву, в купе поезда Селезнёв случайно услышал, как два солидного вида соседа обсуждают перспективу возведения цветомузыкального фонтана в Саранске. Попутчики объяснили, что едут в Москву за консультациями по проекту. Селезнёв предложил им записать номер его домашнего телефона, мол, может, он чем сгодится. Те только скептически улыбнулись. Но через месяц раздался звонок тех самых попутчиков. Походили они в Москве по кабинетам, подыскивая специалистов по цветомузыкальным фонтанам. А им говорят: «Что вы здесь-то ищете, у вас в Саранске есть свой мастер – Арнольд Селезнёв…»

В 1975 году на улице Пролетарской появился первый цветомузыкальный фонтан. Электронное оборудование для него было спроектировано Селезнёвым, изготовлено на заводе «Орбита». Наладку оборудования  производил сам Арнольд Владимирович и его ученики, бывшие члены УКБ СТЭП. Причём это оборудование неоднократно модернизировалось коллективом специалистов городского фонтанного хозяйства под руководством Селезнёва. Для большего количества вариантов водного танца струй, цвета, света и музыки электронное оборудование фактически создавалось вновь. В фонтанном хозяйстве работали операторами (и одновременно, по стечению обстоятельств, талантливыми конструкторами и монтажниками электронного оборудования) Александр Шаинов, Валерий Рябов, Юрий Зимин, Владимир Головин, Герий Лагунов.  В 1970-е годы они также разработали и изготовили оборудование цветодинамического освещения для фонтанов на спуске к парку по улице Московской и «Одуванчику» на перекрёстке пр. Ленина и ул. Коммунистической. 

Что бы сейчас ни говорили по поводу застойных советских времён, но люди трудились с полной самоотдачей! И Селезнёв искренне гордится званием «Ударник коммунистического труда», присвоенным ему в 1986 году за работу мастером в городском фонтанном хозяйстве.

Арнольд Викторович, конечно, с радостью отмечает, как год от года преображается столица Мордовии, краше и респектабельнее становятся саранские улицы, скверы и проспект. Странно только, что на установку тех же цветомузыкальных фонтанов теперь приглашают иногородних специалистов. Хотя, уверен Селезнёв, при желании местные конструкторы могут создать настоящие шедевры технического творчества. Арнольд Викторович со своей стороны готов, если надо, оказать всяческое содействие. В свои семьдесят семь он по-прежнему полон сил и идей. 

Мила МЕЛЬНИКОВА.


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»