84-летняя Леонида Приказчикова рассказала о войне, немцах и поруганном детстве

13.05.2013 11:04

Война, начатая 22 июня 1941 года фашистской Германией против Советского Союза, стала суровым испытанием для всего народа, в том числе и для жителей Минской области. Уже 27 июня 1941 года Слуцкий район Минской области был полностью оккупирован фашистами, установившими на территории режим рабства, террора и насилия. Немцы сжигали целые деревни, не щадя ни детей, ни женщин. Выжившая в кровавой мясорубке уроженка деревни Левище Слуцкого района Минской области, в годы войны полностью стертой фашистами с лица земли, Леонида Александровна Приказчикова делится сегодня своими воспоминаниями.

Досье «ИМ»

В течение трёх лет Белоруссия была под игом врага. Оккупанты разграбили территорию республики: были разорены города, сожжено более миллиона строений в сельской местности, обращено в руины 7 тыс. школ. Гитлеровцы уничтожили более двух миллионов военнопленных и мирных жителей. За годы фашистской оккупации только на территории Слутчины расстреляли, замучили, повесили и сожгли более 20 тысяч граждан, угнали в рабство в Германию более 40 тысяч человек, уничтожили 35 деревень и сёл, из них 15 – сожжены вместе со всеми жителями, 11 деревень так и не восстановлены в мирное время. В память о всех павших в 29 населенных пунктах района установлены  памятники воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1964 году в деревне Левище, так и не восстановленной после войны, установлен памятный знак. 

Партизанское движение

Война началась 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, а уже во вторник, 24 июня, как вспоминает  Л.А. Приказчикова, немецкие захватчики появились в деревне, где тогда жила маленькая Леонида (Аранович – девичья фамилия – ред.) с мачехой, отцом, двумя младшими братьями и сестрой.

С первых дней фашистской оккупации на территории Слутчины развернулась всенародная борьба. Белорусский народ в едином порыве поднялся на борьбу с беспощадным врагом. На территории республики во время войны действовало более тысячи партизанских отрядов и групп. Партизаны вписали немало героических страниц в историю освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков. Они проводили на территории района операции по уничтожению фашистских оккупантов, техники, вооружения и имущества. Борьбу с врагом вели все: женщины, старики и дети. В партизаны уходили семьями. В ряды фашистов была внесена паника, немцы несли огромные потери.

Сожженная деревня 

Обеспокоенные действиями партизан в тылу врага, немецко-фашистские захватчики организовали многочисленные карательные операции, в ходе которых жгли деревни, грабили имущество, уничтожали и вывозили в рабство мирных жителей.

День 28 января 1943 года стал кровавой датой для Леониды Аранович и ее земляков. В Левище прибыл отряд карателей, которым был отдан приказ отомстить мирным жителям за связь с партизанским движением и стереть с лица земли всю деревню. 

- Как сейчас помню, - рассказывает, не скрывая слез, Леонида Александровна, - сидим мы в хате, слышим выстрелы и понимаем, что сейчас начнется что-то страшное.

Мачеха Леониды, подхватив детей, побежала в соседний дом, где жила молодая хозяйка с маленькими ребятишками.

- В дом зашел немец, держа в руках пистолет, - продолжает рассказ Л.А. Приказчикова. – Мы дрожали от страха. Говоря что-то по-немецки, фашист подошел к хозяйке дома, держащей на руках маленькую дочь, и выстрелил малышке в рот. Следующим выстрелом была убита и мать. Так немец ходил и стрелял в каждого, кто находился в хате. 

Маленькая Леонида, обняв младшую сестренку, лежала на полу и молча ждала смерти. Фашист подошел к девочкам и выстрелил в голову младшей сестре. 

Видимо, подумав, что убил одним выстрелом обеих, фашист вышел из хаты. Неизвестно, сколько времени, обнимаясь с мертвой сестренкой, пролежала на полу Леонида, которой самой в ту пору было 11 лет. В деревне стихли выстрелы, умолкли автоматные очереди. «Осторожно освободив руку из-под головы сестры, я встала и вышла из хаты, - говорит Л.А. Приказчикова. – Выйдя из дома, увидела, что вся деревня охвачена пожаром – это немцы подожгли дома мирных жителей». 

Прячась от немцев и холода, девочка залезла в погреб и затаилась там.

Побег

Тем временем в соседней деревне разворачивались другие драматические события. Мужчин и юношей со всех окрестных деревень фашисты согнали в один дом, намереваясь отправить в Германию. Отец Леониды Александр Казимирович Аранович был в числе этих мужчин. У него, как и у всех остальных, разрывалось сердце от жалости к оставленным дома женам, малым детям, матерям. Так хотелось оказаться рядом, защитить их. Отец Леониды решил бежать. Но как? Вокруг немцы, дом охраняет часовой. Тут и пригодилась взятая в последний момент из дома белая простыня. Дождавшись момента, когда часовой отойдет в сторону, Александр выскочил из хаты и прыгнул в сугроб. Часовой услышал шум, подбежал к распахнутой двери, но в наступившей темноте не увидел ничего. Александр Аранович лежал в сугробе в паре метров от часового, накрывшись белой простыней, и на снегу его просто невозможно было заметить.

Тем же вечером Александр вернулся в разоренную деревню. На месте родного дома он нашел лишь пепелище и обгоревшие тела родных. Вне себя от горя, он присел на пепелище и тихонько заплакал. Вдруг он услышал тихий плач, и через некоторое время в погребе обнаружил живую и невредимую дочку Леню. Радости его не было конца. В живых из всех жителей деревни после карательной операции остались только Александр Аранович и его маленькая дочь Леонида.

Освобождение

Леонида с отцом ушли в лес, где жили в землянках с другими такими же оставшимися в живых жителями сожженных деревень Слуцкого района до июля 1944 года, до начала операции по освобождению Белоруссии. За несколько дней до начала операции по освобождению Белоруссии партизанские отряды нанесли ряд чувствительных ударов по немцам. Партизаны уничтожали их транспортную инфраструктуру, линии связи, фактически парализовали тыл врага. Отец Леониды не входил в состав партизанского отряда, так как не мог рисковать собой, чтобы в случае чего маленькая дочь - единственная выжившая близкая родственница – не осталась сиротой. 

- Не передать словами, с какой радостью мы встречали советских солдат-освободителей, - вспоминает Леонида Александровна. - От счастья пели, танцевали, радовались.

В 1944 году Леонида с отцом перебрались в деревню Слива, уцелевшую после фашистских зверств. Там же она окончила школу и оттуда же в 1950 году уехала в Мордовию, в Саранск, где жил ее дядя, родной брат отца Иван Казимирович Аранович.

«И крикнуть на весь мир!...»

Дядя был портным и обучил смышленую племянницу всем секретам мастерства. Так что всю жизнь до 79 лет Леонида Александровна работала в Саранске мастером по пошиву мужской одежды. Ее трудовой стаж - более 50 лет. И, как говорит сама Л.А. Приказчикова, работала бы и дальше, да зрение стало подводить. В Саранске ей сразу очень понравилось. «Люди всегда встречались очень хорошие, добрые и отзывчивые», - говорит наша героиня.

Здесь же, в Саранске, Леонида Александровна вышла замуж, родила двоих детей. Сейчас она на пенсии, но старается вести активный образ жизни – шьет, разводит цветы, летом с радостью возится на огороде.

- Конечно, мне никогда не забыть тех ужасов войны, - говорит Леонида Александровна. – Бывает, иногда не могу долго-долго уснуть, все вспоминаю, думаю о своих родных. Недавно как-то сами собой пришли на ум строки: «Мои родные, дорогие, расстрелянные, сожженные! А вас оплакивать меня оставила судьба, и памятником быть – плакучей ивою, и крикнуть на весь мир все ваши имена!..»

Наталья КРЫЛОВА.


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»