Лауреат кинопремии «Золотой орёл» Юрий Райский приедет в Мордовию
15.02.2013 15:19
Юрий Владимирович Райский – известный российский кинооператор, снявший большое количество культовых фильмов, среди которых «Любовь зла», «Анкор, ещё анкор», «Сумасшедшая любовь» и целая плеяда других.
Родился 25 августа 1955 года. Окончил саранскую общеобразовательную школу №14, операторский факультет ВГИКа (1978).
С 1980 года - оператор-постановщик киностудии «Мосфильм». С 1999 - главный оператор телеканала «Культура».
Является председателем Государственной экзаменационной комиссии операторского факультета Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК).
Женат. Дочь Анастасия – студентка IV курса художественного факультета ВГИКа
На последней церемонии чествования лучших отечественных кинематографистов «Золотого орла» за Лучшую операторскую работу получил наш земляк Юрий Райский, снявший фильм «Орда». Столь высокая профессиональная награда – отнюдь не первая в творческой биографии Юрия Владимировича. Фильм «Анкор, ещё анкор!» (режиссёр П. Тодоровский), снятый Юрием Райским в 1992 году, заслужил премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм». Снятый им в 2002 году сериал «Бригада» (режиссёр А.Сидоров), отмеченный премией «ТЭФИ» и премией «Золотой орёл», стал по сути культовым.
Правда, зрители знают в основном актёров, в лучшем случае – режиссёра, а оператор всегда остаётся, что называется, за кадром. Хотя именно от мастерства оператора-постановщика во многом зависит зрелищная привлекательность фильма, художественное качество видеоподачи режиссерского замысла и раскрытия драматургической глубины.
Не случайно же талантливые режиссёры предпочитают работать с Юрием Райским. Допустим, тот же Пётр Тодоровский пригласил его на съёмки фильма «Какая чудная игра», с Алексеем Сидоровым они сняли «Бой с тенью», с Юрием Карой - сериал «Королёв. Главный конструктор». Причем, как признался Райский в беседе с корреспондентом «ИМ», он с удовольствием берётся за самый разножанровый материал, будь то историческая лента, захватывающий детективный экшн или психологическая картина о современности.
- Для меня важен, прежде всего, драматургический материал, - объясняет Юрий Райский. – Если история вызывает интерес, она уже стимулирует идеи, у тебя в голове возникают соображения, как эту историю рассказать-показать, чтобы фильм расшевелил душу, зацепил зрителя за живое.
- Юрий Владимирович, при нашем прошлом общении Вы рассказывали о работе над «Солдатским декамероном», который Вы снимали с режиссёром «Орды» Андреем Прошкиным.
- Да, с Андреем ещё раньше мы выпустили «Игры мотыльков», а уже после «…декамерона» - ещё один фильм о современных реалиях «Миннесота». Хотя Андрей моложе меня по возрасту, с ним очень интересно работать. Он очень дотошный, всегда старается копнуть поглубже, для него важно не просто ярко преподнести изложенные в сценарии события, он посредством кино постараться раскрыть психологическую природу того либо иного социального явления или человеческих взаимоотношений.
- Новый фильм «Орда» - исторический?
- Не совсем. Сюжет, действительно обращён к русской истории ХIV века. При том что исторических свидетельств и визуальных материалов о том времени почти не сохранилось. Сценарист Юрий Арабов, режиссёр Андрей Прошкин консультировались с учеными-историками, изучали русские летописи и труды исследователей, двухтомник письменных трудов о Золотой Орде Тизенгаузена, и записки европейских послов, купцов и известного марокканского путешественника Ибн Батуты, бывавших в Орде. У нас не было цели – скрупулезной реконструкции исторической реальности. Режиссёр стремился показать разрушительную психологию стихийного ордынского общества и величие веры митрополита Алексия в самого себя и безраздельного полагания на волю Божию.
- Тем не менее, надо было придумать, как, через что это воспроизвести. Столица Золотой Орды предстаёт в кинокартине неким, почти марсианским городом.
- Мы изучали и музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. Основные съёмки проходили в Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности в XII - XIV веках находился город Сарай-Бату и сейчас ведутся археологические раскопки. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы с бассейнами, и с горящими печами: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы. Для персонажей сшили более тысячи костюмов.
Декорации Москвы ХIV века возвели на берегу Клязьмы во Владимирской области, а интерьер Успенского собора - в павильонах на «Мосфильме». Восстановили костюмы, роспись храмов тех времён. В том заслуга талантливых художника-постановщика Сергея Февралёва и художника по костюмам Натальи Ивановой.
- Ну, в павильонах, снимать-то проще. А вот летом в астраханских степях…
- Да, жара порою достигала 50-ти градусов, случались и пыльные бури. Конечно, непросто работать, когда на площадке большие массовки, сложно заставить играть животных: лошадей, верблюдов. Но я не считаю съёмки «Орды» какими-то особо экстремальными. Я ничуть не лукавлю. Куда труднее работалось над фильмом Славы Росса «Сибирь. Монамур» о выживании людей в тяжёлых жизненных условиях. (Этот фильм завоевал более полусотни наград на различных международных кинофестивалях разных стран, включая призы за лучший фильм, лучшую режиссёрскую работу и сценарий, за лучшую мужскую роль и за лучшую кинооператорскую работу). Снимали в основном зимой. Декорация заброшенной деревни находилась в трёх километрах от существующей деревни Малый Унгут. Мало того, что в мороз пальцы примерзают к камере и все просто коченеют на площадке, съемочной группе требовалось ежедневно добираться до неё часа два от гостиницы по сумасшедшему бездорожью, преодолевая немыслимые сугробы, заносы, торосы. Вы сейчас себе просто представить не можете подобный экстрим. Это в середине 1960-х в Мордовии существовало нечто похожее. Я хорошо помню, как ещё школьником ездил с папой по районам республики, он работал оператором на телевидении, готовил сюжеты о тружениках села.
- Владимир Райский является автором хроникальной кинолетописи Мордовии 60-х - первой половины 80-х. Кроме того, он снял замечательные документальные фильмы о наших гениальных земляках - скульпторе Степане Эрьзе, живописце Федоте Сычкове, о школе деревянной резьбы в кочкуровской Подлесной Тавле и мн. др. И Вам от отца передалась профессиональная увлеченность кино-творчеством?
- Не мне одному. В Саранской средней школе №14, где я учился, папа руководил кино-кружком. И многие мальчишки тогда увлеклись операторским искусством. Тогда как раз при школе появился первый в Советском Союзе музей знаменитого фронтового кинооператора, уроженца Саранска Владимира Сущинского. Его вклад в мировую кинохронику высоко оценили специалисты и другой знаменитый фронтовой кинооператор Роман Кармен, который преклонялся перед профессиональным мастерством и человеческим мужеством Сущинского, чьи документальные ленты служат свидетельством героического мужества советских солдат, защищавших Родину от гитлеровских захватчиков. Он сам воевал на фронте и погиб во время боя, а его камера продолжала снимать сражение. Естественно, нам, пацанам хотелось быть похожими на героического оператора.
- А некоторые так и посвятили свою судьбу профессии кинооператора?
- Мы с другом Юрой Шайгардановым («Собачье сердце», «Страна глухих», «Убойная сила», «Улицы разбитых фонарей», «Особенности национальной охоты в зимний период », «Риорита», «Жила-была одна баба») окончили ВГИК. Миша Зверев стал, по сути фронтовым оператором, снимает репортажи из «горячих точек» студии военных фильмов на RENtv…
- А про Саранск часто вспоминаете?
- Конечно! Правда, из-за работы самому мне в Мордовию давно не получается попасть. Но знаю о построенном в Саранске превосходном Соборе, о глобальных переменах, происходящих в республике, искренне радуюсь достижениям мордовских спортсменов, завоёвывающих олимпийские медали! Слышал о рекордном урожае свеклы, собранном мордовскими аграриями. Испытываю гордость за родную республику, с которой связаны самые лучшие, детские годы. А Саранск ещё и удостоился чести проведения матчей Чемпионата мира по фотболу-2018! Конечно, современные преобразования – весьма похвальны. Но не менее важно хранить память о славном прошлом и людях. Слышал, что в Саранске появились замечательные монументы – флотоводцу Ушакову, Патриарху Никону, семье. Думаю, что в родном городе Владимира Сущинского необходим памятник этому выдающемуся кинооператору. Полагаю, местные власти не будут возражать против увековечения его памяти. Тем более, в Мордовии есть талантливые художники, способные создать достойный памятник великому земляку. А вообще, очень хочется приехать на родину, увидеть всё собственными глазами.
Беседовала
Мила МЕЛЬНИКОВА.
«Известия Мордовии»