Народ не вникает в тарифы

13.02.2013 09:27

На прошлой неделе в Сочи Президент России Владимир Путин провел совещание, на котором рассматривались меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Глава государства озвучил проблемы, которые ежедневно волнуют наших сограждан: рост тарифов, низкое качество жилищно-коммунальных услуг, неэффективное использование средств. В связи с этим Президент предложил поставить жилищно-коммунальное хозяйство под контроль общественных организаций. Владимир Путин убежден: комплекс ЖКХ должен быть под постоянным и полным гражданским контролем. Общественные организации должны будут отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, контролировать работу управляющих компаний и следить за коммунальными тарифами в регионах.

С необходимостью взять под гражданский контроль формирование тарифов и качество жилищно-коммунальных услуг согласны все. Но как это сделать? Мы побеседовали на эту тему с людьми, которые ежедневно добиваются решения многочисленных жилищно-коммунальных проблем.

За два года сэкономили 660 тысяч рублей
«Система ЖКХ для большинства наших граждан не ясна, - считает председатель ТСЖ дома № 13 по ул. Коммунистической Валентина Смирнова. - Нет прозрачности в этой сфере, зачастую мы понятия не имеем, за что нам выставляют счета управляющие компании. Важно, чтобы каждый не только знал, кому и за что он отдает свои деньги, но и получал действительно качественные коммунальные услуги.
Безусловно, контроль со стороны общества за управляющими компаниями, за ценообразованием в системе жилищно-коммунального хозяйства необходим. Но на данный момент я плохо представляю, как эта система общественного контроля будет работать: ведь и до этого нарушения в сфере ЖКХ выявлялись потребителями, и люди писали жалобы в различные инстанции, но, по сути, мало что менялось.
На мой взгляд, надо начинать со своего дома. Расскажу, как мы в нашем доме наводили порядок. Коммунистическая, 13 - один из тех немногих домов в Саранске, который перешел на непосредственное управление. Мы в домоуправление ежегодно отдавали за жилищные услуги почти 1,2 млн. рублей. А домоуправление ничего не делало в нашем доме. Ответ был всегда один: нет денег. В конце концов это нам надоело, и мы в 2011 году перешли на самоуправление.
Квартплата складывается из двух составляющих - платы за коммунальные и жилищные услуги. И если тарифы на коммунальные услуги утверждаются региональной и муниципальной властями, то на жилищные услуги мы, как собственники, можем влиять. Это тарифы на управление многоквартирным домом, на содержание общедомового имущества и текущий ремонт. Их мы рассчитываем из необходимой потребности.
Когда я посчитала, во сколько нам обходится вывоз мусора, была немало удивлена. В настоящее время вывоз одного кубического метра твердых бытовых отходов в соответствии с решением городского Совета депутатов составляет 276 рублей - туда уже все заложено: и бензин, и зарплаты, и прибыль, и хранение на полигоне, в общем, много чего накручено. Сегодня вывоз ТБО взимается с жильцов исходя из имеющихся квадратных метров, без учета фактического потребления. И если бы мы заключили договор на вывоз ТБО, основываясь исключительно на квадратных метрах, нам бы пришлось платить 13 тысяч рублей ежемесячно. Но у нас нет столько мусора! С нашего дома в сутки вывозят один бак, объем которого - 0,75 куба. Поэтому наше ТСЖ пошло по другому пути: заключило договор с одной из организаций Саранска на вывоз ТБО исходя из фактического накопления мусора. Мы считаем количество вывезенных баков и потом раскидываем сложившуюся сумму на квадратные метры. И сегодня наш дом платит около трех тысяч рублей за эту услугу. Экономия получилась существенная - 10 тысяч рублей в месяц, в год - 120 тысяч.
Такая же ситуация с лифтами. За содержание и пользование лифтом плата рассчитывается тоже с квадратного метра. У нас по дому получилось 18 тысяч в месяц за два лифта. Я обратилась в эксплуатационно-ремонтное предприятие, которое занимается обслуживанием лифтов, и поинтересовалась, из чего складывается стоимость обслуживания лифтов в административных зданиях. Мне ответили, что у них заключены договоры обслуживания, рассчитана смета на обслуживание одного лифта. И мы тоже пошли по этому пути. При чем здесь наши квадратные метры? И сейчас члены нашего ТСЖ платят вместо 18 тысяч рублей 13 тысяч. Это еще 5 тысяч ежемесячной экономии, или 60 тысяч рублей в год.
Хочу сказать, что в нашем доме уже три года не увеличивались тарифы на жилищные услуги. Плата за управление, содержание общедомового имущества, текущий ремонт - все на уровне 2010 года. Я посчитала, сколько мои жильцы сэкономили с 1 сентября 2012 года, когда были в Саранске повышены тарифы на жилищные услуги. За 4 месяца мы жильцам сэкономили более 183 тысяч рублей. С 1 января 2010 года мы сэкономили более 660 тысяч рублей - это деньги, которые остались в карманах собственников нашего дома.
Более того, получая средства с собственников только по этим тарифам, мы многое сделали. За три года заменили все стояки на горячую и холодную воду по заявкам жильцов, капитально отремонтировали кровлю, установили энергосберегающие светильники и привели в порядок всю систему отопления. Все это было сделано за счет платы за жилое помещение. Хоть у нас и дом новый - с 1998 года, а система отопления, когда я принимала дом, была гнилой, трубы даже не были утеплены.
Кроме того, мы привели в порядок помещения в цокольном этаже здания - там постоянно прорывало канализацию - и сдали их в аренду. За счет аренды были смонтированы системы видеонаблюдения, пожароохранной сигнализации. Средства от аренды позволяют нам содержать 4 консьержей, которые дежурят круглосуточно. У нас жильцы не платят за домофон, видеонаблюдение, обслуживание пожарной сигнализации - все содержится за счет средств от аренды. Может, в этом плане у нас дом неординарный - есть такие помещения, которые можно использовать в коммерческих целях, но мы сумели все это направить на благо жителей.
В нашем подъезде сейчас чистота. За счет тарифа на содержание общедомового имущества мы содержим уборщицу (зарплата 5 тысяч рублей), которая ежедневно убирает наш подъезд. Дворнику мы платим летом 5 тысяч, зимой - 7 тысяч. А домоуправление раньше платило за обслуживание нашего дома уборщице 1700 рублей и дворнику чуть больше тысячи. Уборка подъезда и двора была соответствующей. Кроме того, мы зимой периодически нанимаем людей, которые чистят крышу от снега.
Слесари, электрики у нас работают по совместительству. Их услуги оплачиваются по строке «Текущий ремонт» по договору за фактически выполненную работу. То есть был вызов, сделал работу, получи деньги - оплачиваем по расценкам, которые утверждены городской властью.
Хочу сказать, что на содержание и текущий ремонт нашего многоквартирного дома тарифов на жилищные услуги достаточно, и это при том, что в нашем доме одни из самых низких тарифов на жилищные услуги в Саранске.
Почему в целом растут тарифы? Все работы, которые выполняют работники домоуправления, обсчитываются по РИКовской программе. Составляется смета, в которой учтено все: материалы, работы и все накладные расходы - прибыль, зимнее удорожание, НДС и многое другое. К примеру, в статье «Содержание общедомового имущества» уже заложена зарплата слесаря, электрика, сантехника, управляющего персонала - только за то, что они числятся в домоуправлении. А если они сделали какую-то работу, их трудовые затраты снова включают - теперь уже в акты выполненных работ. То есть мы их работу оплачиваем дважды. Аналогичная картина и со статьей «Управление многоквартирным домом» - в эту строку вновь включена оплата труда работников домоуправлений. Поэтому и тарифы очень высокие. В то же время домоуправлениям все время не хватает средств, при том что население платит за ЖКУ огромные деньги.
Народ не вникает в эти тарифы. А кто может вникнуть - он загружен работой, ему некогда разбираться, он просто идет и оплачивает полученную квитанцию. А разбираться надо. Потому что сегодня ЖКХ - как бездонная бочка, сколько ни лей, не наполнишь. А дома ветшают, коммуникации текут. И, видимо, назрела такая ситуация, когда общественность должна остановить этот бардак. Надо к этой работе привлекать грамотных людей, в том числе и к управлению многоквартирными домами. Среди пенсионеров немало энергичных людей, готовых взяться за это дело, только их надо научить. Я бы с большим желанием поучаствовала в комиссии общественного контроля ЖКХ, при условии, что это будет работающий результативный орган, чтобы после выявления нарушений власть имущие принимали какие-либо действенные меры, иначе это будет очередная бюрократическая надстройка в системе ЖКХ».

Каждый месяц приходиться бороться с приписками
«Домкомом я стала в мае прошлого года, - говорит председатель совета многоквартирного дома № 157а по ул. Полежаева Светлана Бундина. - Я была уверена, что домкому нужны только энергия и желание добиться результата. Но все оказалось далеко не так просто. Нашему дому 18 лет, в нем 80 квартир, нас обслуживает домоуправление № 25. Конечно, наших собственников управляющие компании обижают - заявки вовремя не выполняются, качество услуг низкое, при том что оплачивать ЖКУ мы обязаны своевременно. На мой взгляд, если все деньги, которые мы платим за жилищные услуги, вкладывались бы в дома - наши дома были бы в идеальном состоянии. А они рушатся из-за халатного отношения к своим обязанностям домоуправлений, а если быть точнее - их директоров. Год назад домоуправление взяло у нас деньги на трубы, которые мы хотели заменить в подвале, - и до сих пор ни денег, ни труб. Я задаю вопрос, где деньги - ответ: денег нет, мы их израсходовали. Будут деньги - купим трубы. Что делать в этой ситуации? Приходится писать жалобы в прокуратуру, госжилинспекцию, но пока результата нет.
Каждый месяц мне приходится бороться с приписками в актах выполненных работ. Домоуправление делает 50-процентую накрутку на используемые материалы и оказываемые услуги. Но я тоже разбираюсь в экономике и знаю, как складывается цена на товары и услуги.
На днях мы заключили договор с Городской управляющей компанией. Я не знаю, будут ли улучшения в жилищно-коммунальном хозяйстве, но мы на ГУКи возлагаем большие надежды. Нас заверили, что это будут контролирующие компании. Смущает одно: в договоре с ГУК не написано ни одного слова про интересы и права собственников.
Мы надеемся, что специалисты Городских управляющих компаний помогут нам разобраться с общедомовыми расходами. Ежемесячно выходят большие суммы, а из чего они складываются, как снизить общедомовые потери - в домоуправлении объяснить не берутся.
В жилищно-коммунальном хозяйстве нет конкурентной среды. Мы привязаны к одному домоуправлению и поменять его на другое не можем, хотя это право собственников по закону. Наш дом хотел сменить управляющую компанию, но никто нас не взял на обслуживание - все отказались. С такой же ситуацией столкнулись еще несколько многоквартирных домов в нашем районе - домкомы хотели перед новым годом сменить управляющую компанию. Прошли все домоуправления, и ни одна УК не стала заключать с ними договора.
На мой взгляд, общественного контроля как такового не будет, если сами жильцы не будут осуществлять контроль в своем доме. И самое главное - в доме должен быть деятельный энергичный председатель ТСЖ или домового комитета, который будет защищать интересы жильцов дома, драться за каждую копейку. Иногда слышу среди домкомов такие разговоры: день прошел, и ладно, а к пенсии получила прибавку в 2-3 тысячи. Поэтому в последнее время в городе переизбрали немало домкомов - жители домов видят, что они не работают.
Как должен осуществляться общественный контроль за ЖКХ? Мне сложно ответить на этот вопрос. Но зачастую домкомы, добивающиеся справедливости, сродни одиноким воинам в поле - они нуждаются в юридической поддержке, в консультациях по вопросам ЖКХ. Кроме того, в Саранске есть эффективные многоквартирные дома, которые имеют положительный опыт по управлению своим имуществом, взаимодействию с управляющими компаниями, сдерживанию тарифов на жилищные услуги. Этот опыт хотелось бы перенять - ведь по большому счету сегодня каждый домком или председатель ТСЖ решает проблемы своего дома в меру своих сил и знаний».

Галина КИСЕЛЕВА

«Вечерний Саранск»