Час пик

23.01.2013 09:27

Как будет развиваться общественный транспорт в Саранске?

Встреча журналистов «ВС» с директором Транспортного управления г.о. Саранск Игорем БЕЛОРУНОВЫМ происходила на не самом радостном фоне транспортного коллапса, связанного с закрытием химмашевского моста из-за образовавшейся на одной из его несущих конструкций трещины. Пока нет четкого представления, как в дальнейшем будет складываться ситуация с мостом, на многие вопросы должна дать ответы назначенная экспертиза. Но общественный транспорт Саранска будет развиваться в любом случае. Вот об этом и пойдет речь в материале.

- Игорь Валерьевич, с началом года цены на проезд в общественном транспорте не планируется повысить?
- Управление транспорта - уполномоченный орган Администрации г.о. Саранск, наша прямая функциональная обязанность - обеспечение  транспортной услуги населению города. Предельный уровень тарифов на частный транспорт определяется Правительством РМ, на муниципальный - депутатами Совета депутатов г.о. Саранск. Хочу отметить, что в этом году повысить цены на проезд необходимо, причем в ближайшее время, потому что на сегодняшний день цена проезда ниже себестоимости.
Вопрос повышения стоимости проезда очень сложный. Я, как депутат Совета депутатов г.о. Саранск, прекрасно понимаю, что это непопулярная мера, но не транспортники устанавливают цены на электричество, газ, дизельное топливо, запасные части, а цены на них растут. Кроме того, с 1 января вступил в силу новый закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков, поэтому перевозочный процесс стал еще дороже. С 1 апреля общественный транспорт должен быть оснащен еще и тахографами - средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Учитывая все эти факторы, существующую цену проезда придется повышать, иначе мы не сможем двигаться дальше - городской общественный транспорт  должен оказывать не просто транспортную услугу, она должна быть безопасной и комфортной. Учитывая, что Саранск является одним из городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году, ко всему прочему транспортная услуга должна быть безукоризненной, потому что это один из китов, на которых базируется проведение мероприятия, тем более международного. Ответственность огромная.
Раньше было много нареканий к организации движения транспорта, а сейчас мы все чаще говорим о качестве обслуживания жителей. Последние три года Транспортное управление работало над созданием юридической основы регулирования рынка пассажирских перевозок в Саранске. Весь 2012 год мы полностью посвятили созданию правового поля - созданию просто жизненно важных документов. Чтобы любая отрасль развивалась, нужны программа, определенный план действий.

- А до этого документов никаких не было?
- Они были, но давно устаревшие. Некоторые являются нашим нововведением. У нас полтора года ушло, чтобы создать и принять муниципальную целевую программу «Развитие пассажирского транспорта г.о. Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года». Этот документ - основа основ, на нем будет базироваться деятельность всей транспортной структуры города. Программа включает и муниципальный транспорт, и частный. Общая цена вопроса - 3 млрд. 575 млн. руб. Будут задействованы средства из федерального, республиканского и городского бюджетов.

- Эта Программа была размещена на сайте Администрации города, и любой желающий мог оставить к ней комментарий.
- Муниципальная программа без преувеличения - истинно народная. Ее обсуждение на сайте велось больше полугода. Любой желающий мог позвонить нам, написать письмо. Предложений было много: начиная от того, какого цвета должны быть остановочные павильоны и лавочки, чтобы в ожидании люди слушали тихую классическую музыку...

- Так будем музыку слышать?
- Надеюсь, к 2018 году мы решим вопрос, но это не основная задача. Программу мы начали готовить в 2010 году, помогали нам ее делать специалисты завода «Тролза» из города Энгельс Саратовской области, где есть специальные отделы по развитию федеральных программ, транспортной инфраструктуры. Программа была многострадальной, потому что к транспорту, и в особенности к транспортной безопасности, сейчас в стране повышенное внимание. Так, за эти годы в Саранске к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС был подключен весь муниципальный и на 90% частный транспорт. Это сделано не в каждом регионе. Все транспортные средства мы видим в Центральной диспетчерской службе транспортного управления Саранска, которая работает с 5.30 до 23.00 ежедневно. Мы организовали оперативное диспетчерское сопровождение каждой единицы каждого маршрута. Все они обеспечены тревожной кнопкой, то есть диспетчер может моментально связаться с бортом, чтобы помочь принять оперативные меры. Благодаря ГЛОНАСС и работе Центральной диспетчерской службы в городе появилась возможность устанавливать электронно-информационные табло, отображающие, через сколько минут подъедут автобус или троллейбус. Мы стремимся к тому, чтобы время ожидания общественного транспорта составляло не более 5-7 минут.
В рамках муниципальной программы была поставлена задача, чтобы участники рынка транспортных услуг получили равные права, а деятельность их была прозрачной. Мы изучили каждый маршрут и пассажиропотоки на каждом из них, а затем приняли положение о порядке ведения реестра муниципальных маршрутов г.о. Саранск, маршрутной сети муниципальных маршрутов г.о. Саранск, а также расписания движения общественного транспорта на маршрутах г.о. Саранск. Задача была - чтобы транспорт ходил, как в Швейцарии.
Маршрутная сеть - это официальный закон в городе, который подписан Главой города, то есть мы полностью узаконили расписание движения общественного транспорта на маршрутах.
В чем мы пошли дальше - по каждому маршруту составили расписание, которое делится на две части: поминутные и интервальное. Есть маятниковые маршруты, кольцевые и комбинированные. На маятниковых и кольцевых - поминутная система движения, на комбинированных сложных маршрутах, которые, как правило, проходят через перегруженный центр города, - интервальная.
В большинстве случаев расписание соблюдается. Конечно, бывают разные ситуации, например, сбои из-за непогоды зимой, но движение согласно расписанию - это то, к чему надо стремиться, причем не к 2018 году, а уже сейчас.

- До сих пор есть жалобы, что вечером трудно куда-то добраться, что частные перевозчики уходят с маршрута спонтанно. Этот вопрос как-то будет решаться?
- Вечерний час пик - это одна из самых главных проблем в Саранске. Создание правового поля - одна из мер воздействия на нее. Всю эту юридическую базу мы приготовили для того, чтобы провести первый в истории Саранска конкурс на право организации перевозочного процесса, который состоится в первом, максимум в начале второго квартала 2013 года. Он не будет формальным. Наша задача, чтобы он стал основным рычагом воздействия на перевозочный процесс.
На конкурс будут выставляться лоты - маршруты, сформированные из нескольких. Перевозчики несут социальную ответственность, поэтому каждый лот будет формироваться из одного рентабельного и двух маршрутов с меньшей рентабельностью. Они будут разыгрываться между всеми участниками перевозочного процесса: и муниципальными и частными. С каждым победителем конкурса Транспортное управление как уполномоченный орган заключит договор, где будут четко прописаны все требования к перевозочному процессу. Одно-два замечания, и мы имеем право отстранить от работы перевозчика и объявить другой конкурс. Но даже так основная проблема вечернего часа пик не решается. С утренним часом пик мы справляемся, а после 21 часа ситуация в городе сложная.

- Почему?
- Даже если мы проведем конкурс, мы не сможем этим рычагом полноценно управлять. В городе острая нехватка транспортных средств, как следствие - отсутствие конкуренции. На конкурс мы возлагаем большие надежды, ожидая, что у нас могут появиться новые заинтересованные перевозчики. Мы ожидаем, что в нем не только примут участие компании, которые работают давно, но и появятся новые имена, может, даже из других городов. Существует стереотип, что это закрытый бизнес. Да, организовать компанию, осуществляющую пассажирские перевозки, сложно: чтобы обеспечить маршрут, надо как минимум 15-20 единиц техники, иметь свою материально-техническую базу, которая бы отмечала всем необходимым требованиям, организовать утреннее предрейсовое техническое и медицинское обслуживание. Хочу сказать, что Транспортное управление будет помогать любому юридическому лицу, которое изъявит желание работать в сфере перевозок пассажиров. Мы окажем максимальное содействие, так как очень важно, чтобы в этом конкурсе приняли участие новые организации, чтобы конкуренция в этой сфере была. Перед Управлением транспорта стоит задача провести конкурс не просто на бумаге, а реально, чтобы эффект почувствовали пассажир, житель города, который стоит на остановке, особенно зимой.
Мы задаемся вопросом, почему общественный транспорт не ездит вечером? Потому что предприятиям стало невыгодно выезжать на маршрут вечером, так как нет такого пассажиропотока, который бы покрывал убытки в вечерние поездки. Одно из предложений -  чтобы три-четыре месяца, а может, и полгода, муниципальный транспорт - автобусы и троллейбусы - ходил, к примеру, до полуночи. Выпадающие доходы помогли компенсировать бюджеты разных уровней. Люди, зная это, будут привыкать к мысли, что, выйдя поздно вечером на остановку, они уедут. Когда пассажиры поздно вечером появятся на остановках, частник обязательно подтянется к этому процессу.  

- Касательно утреннего часа пик: вузы не дали согласия перенести начало учебного процесса, чтобы облегчить ситуацию?
- Мы выходили с предложением через Правительство РМ в 2011 и 2012 годах к руководителям МГУ им. Н.П. Огарева, пединститута и СКИ, чтобы перенести на 30 минут начало учебного процесса. Это позволило бы растянуть пассажиропоток, и огромного скопления людей на остановках утром мы бы не увидели. Одни спокойно смогли бы доехать на работу, другие - к месту учебы. Этим мы решаем еще одну важную проблему - вечерней рентабельности. Но руководство вузов отвечает отказом, говоря, что много внеурочных занятий, нехватка аудиторий, что студентам потом будет поздно добираться домой.

- Как оцениваете нововведение прошлого года - транспортную развязку на пересечении улиц Коммунистической - Рабочей?
- Сложность в том, что транспорт, который двигается с Химмаша на Юго-Запад, получил дополнительный светофор, другие выезжают на Коммунистическую и попадают в ту же самую пробку. Утренний час пик с Химмаша в Центр - это одна из самых главных проблем, которые существуют на сегодняшний день. Притом, что на этом направлении по всем маршрутам достаточное количество подвижного состава: автобусов, троллейбусов. Жители Химмаша не могут утром уехать только потому, что на мосту транспорт стоит в пробке. Для троллейбуса маршрута № 15 эта развязка стала более удобной, но полностью проблему самого горячего утреннего перекрестка это нововведение не решило.
Транспортники - это последнее звено, которое получает все нарекания от горожан. Но все, кто жалуются, должны понимать, что это лишь последнее звено. Мы сами очень зависимы от дорожного и жилищно-коммунального комплекса: от вовремя расчищенной дороги, от нормальной транспортной инфраструктуры, в которой нет пробок, от нормальной работы светофоров. Это целая цепочка. Хочу сказать, что в 2012 году весь комплекс сработал неплохо. Не было сорвано до последней пятницы ни одного рейса у «Горэлектротранса», тогда как за первую неделю зимы в декабре 2011 года общественный транспорт потерял 36 единиц по вине гололеда, заносов. А если транспортное средство сошло с линии, значит, завтра оно не выйдет на маршрут, интервал движения будет больше, а люди дольше будут стоять на остановке.

- Информационные табло на остановках - сколько их еще появится в городе?
- В муниципальной целевой программе это прописано отдельной строкой, заложены средства. Планируется устанавливать по 8 новых ежегодно по 2017 год на узловых остановках транспорта в городе. Например, в ближайшее время табло появятся на остановках «Храм» на Светотехстрое, «ГТС» на Химмаше, также в перспективе на конечных остановках. В конце прошлого года начали устанавливать новые остановочные павильоны совместно со Сбербанком в районах города, где также будут обязательно установлены электронно-информационные табло.
Мы хотим, чтобы общественный городской транспорт стал лучше. Конечно, не все сразу получается, но мы видим новые транспортные остановки, заездные карманы, автобусы, троллейбусы, современную инфраструктуру. Кто бы мог два года назад предположить, что будет вай-фай в автобусах? У нас уже есть электронные табло, ГЛОНАСС, сайт bus13.ru, троллейбусы современные с асинхронным двигателем, которые экономят до 30% электроэнергии. Общественный транспорт шагнул далеко вперед, и это видно.

Марина КЕНДЯЛОВА

«Вечерний Саранск»