Сирота саранская

16.01.2013 11:41

Что будет с детьми, оставшимися без попечения родителей после принятия «закона Димы Яковлева»?

28 декабря Президент страны Владимир Путин подписал закон, запрещающий гражданам США усыновлять детей-сирот из России. Документ, получивший неофициальное название «закон Димы Яковлева» (так звали российского мальчика, погибшего по вине приемного отца в США, - прим. авт.), стал одним из самых обсуждаемых на рубеже 2012-13 годов. Споры о целесообразности принятия столь жесткого закона не утихают и сейчас. Российское общество разделилось на два лагеря - сторонников и противников нового закона. О судьбе российских детей-сирот размышляет корреспондент «ВС».

«Наш ответ Чемберлену»
Юрист Сергей Магнитский, умирая в московском СИЗО «Матросская тишина», даже предположить не мог, какие последствия повлечет за собой его смерть. В общем-то, рядовой для российской пенитенциарной системы случай с подачи американских законодателей был превращен в весьма действенный инструмент для достижения политических целей. Сенаторы моментально приняли закон, запрещающий некоторым российским чиновникам въезд на территорию Соединенных Штатов. Бог им судья, этим американцам, но ведь и российские законодатели не смогли спокойно перенести такой всплеск национального высокомерия. «Наш ответ Чемберлену» прозвучал в самый канун 2013 года. 28 декабря Владимир Путин подписал закон, запрещающий гражданам США усыновлять детей-сирот из России. Собственно, Глава государства лишь сделал то, к чему уже давно призывали многие жители нашей страны, возмущенные неоднократными случаями насилия, которому подвергались русские сироты в американских приемных семьях. Фактов таких за прошедшее время действительно было много. Одна история Димы Яковлева чего стоит! Напомним, американский приемный отец российского мальчика оставил ребенка в запертом автомобиле на чудовищной жаре. В результате ребенок погиб. Надо сказать, что американская Фемида крайне благосклонно относится к своим гражданам, по чьей вине погибают российские сироты. К примеру, приемный отец Димы Яковлева вообще не понес никакого наказания за свой откровенно скотский поступок. Хотя состав преступления в его действиях, как говорится, налицо.
Именно это обстоятельство долгое время было главным козырем людей, призывающих запретить американцам усыновлять российских сирот. Но проблема в том, что до поры до времени власть делала вид, что попросту не замечает этих призывов. Стоит ли после этого удивляться, что теперь российские законодатели получают массу упреков в том, что сделали детей-сирот инструментом в политическом противостоянии с США?! Проще говоря, если бы этот закон приняли сразу после гибели Димы Яковлева, никто, уверен, не сказал бы слова против. Теперь же у критиков нового закона появился столь желанный простор для маневра. Справедливости ради следует признать, что определенная политическая составляющая в принятом решении, безусловно, присутствует. Не высунись американские сенаторы со своим списком Магнитского, граждане США и дальше бы имели возможность измываться над приемными детьми из России, получая при этом серьезные налоговые послабления у себя на родине. На него, как известно, в США могут рассчитывать те, кто усыновляет детей из других государств. Впрочем, грести всех американцев, усыновивших детей из России, под одну гребенку тоже не стоит. Подавляющее большинство из них честно исполняют свой родительский долг. Но как бы там ни было, а оба закона: и американский, и российский - уже приняты, и совершенно очевидно, что ни Сергей Магнитский, ни российские дети-сироты здесь абсолютно ни при чем. А коли так, встает логичный вопрос: «Что дальше?». И если с погибшим юристом все ясно, то дальнейшая судьба детей-сирот пока выглядит весьма туманной.

Мордовских сирот усыновляют французы
Если немного абстрагироваться от политики и бросить беглый взгляд на цифры, станет понятно, что российские сироты и до принятия «закона Димы Яковлева» находились в весьма незавидном положении. К примеру, в Мордовии, по данным 2011 года, насчитывается 2633 ребенка-сироты. Из них 604 человека воспитываются в приемных семьях, 483 усыновлены, еще 1034 находятся под опекой. Остальные воспитываются в детских домах. И это еще весьма оптимистичная картина. В других регионах страны ситуация с сиротами на порядок сложнее. Впрочем, эксперты уверяют, что в последние несколько лет в решении сиротской проблемы наметилась позитивная тенденция.
- Благодаря усилиям государства удалось изменить менталитет людей, - говорит заместитель министра образования Мордовии Татьяна Каргина. - За последние несколько лет количество людей, решивших взять на воспитание ребенка из детского дома, выросло, и весьма существенно. И мы планируем в ближайшее время продолжить активную работу в этом направлении.
Впрочем, не скрывают в педагогическом ведомстве, российских усыновителей отличает одна характерная особенность - они в отличие от иностранцев боятся брать на воспитание больных детей. Наглядным примером здесь может послужить история 4-летнего мордовского мальчика, страдающего пороком сердца. Четыре раза (!) его хотели усыновить граждане нашей страны и всякий раз, узнав о его заболевании, отказывались. Лишь в 2012 году ребенка из Рузаевского детского дома усыновила французская семья. И это при том, что порок сердца не является неизлечимым заболеванием. В качестве объяснения подобного феномена педагоги приводят простой аргумент: за границей есть множество медицинских учреждений, способных провести необходимое лечение. В России же пока подобных клиник единицы. Да и доходы жителей Европы с нашими не сравнить. Справедливости ради стоит отметить, что это первый случай за последние десять лет, когда сироту из Мордовии усыновляют граждане другого государства.
Надо ли говорить, что с принятием «закона Димы Яковлева» именно больные дети-сироты рискуют оказаться на пороге смерти. В прямом и переносном смыслах. Отсутствие необходимой медицинской инфраструктуры и финансирования внутри страны практически гарантирует это. Не секрет, что для многих детей-сирот усыновление гражданами других государств было единственной возможностью не только обрести полноценную семью, но и вообще остаться в живых. Неудивительно, что интернет сейчас в буквальном смысле кишит обращениями воспитанников детских домов, страдающих различными заболеваниями, напрямую к Президенту страны с просьбой разрешить их усыновление иностранцами. И в большинстве случаев речь идет именно об усыновлении гражданами США.
По всей вероятности, в руководстве страны понимают, что несколько поспешили с принятием столь жесткого закона. Во всяком случае, разговоров о готовящихся поправках в новый документ сейчас хватает. Судя по всему, понимают в руководстве страны и то, что одними только запретами сиротскую проблему в России не решить. Об этом в своем послании Федеральному собранию РФ говорил Владимир Путин, об этом же говорят и руководители на местах. К тому же необходимо понимать, что решать сиротскую проблему в нашей стране необходимо только в комплексе с другими. Невероятно, но факт: 80 процентов российских сирот имеют живых родителей, которые, впрочем, лишены родительских прав вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию своих детей. Проще говоря, дети у нас зачастую становятся сиротами не потому, что их родители погибают, а потому что они, например, злоупотребляют алкоголем. Впрочем, как показывает практика, и других проблем на сегодняшний день достаточно.

Усыновить ребенка станет сложнее
По словам специалистов, одна из наиболее острых проблем, с которой сталкивается государство, - это довольно высокий процент возврата детей, взятых на воспитание в приемные семьи в раннем возрасте. И касается это не только усыновителей-иностранцев. Прогремевшая на всю страну история 7-летнего Артема Савельева, которого американская приемная мать отправила одного на самолете обратно в Россию, увы, далеко не единичный факт. В Мордовии, к примеру, известен случай, когда одинокая женщина, кстати, с педагогическим образованием взяла на воспитание двух малолетних девочек. Когда сестры достигли подросткового возраста, женщине стало трудно справляться с ними, и она попросту вернула их обратно в детский дом.
- К сожалению, некоторые родители оказываются просто неготовыми к тем психологическим и педагогическим проблемам, с которыми им приходится сталкиваться, когда дети достигают подросткового возраста, - продолжает заместитель министра образования РМ Татьяна Каргина.
Впрочем, проблема эта, как уверяют в республиканском педагогическом ведомстве, вполне решаема. Сейчас на базе Рузаевского детского дома действуют специальные курсы по подготовке потенциальных приемных родителей к тем сложностям, которыми неизменно сопровождается процесс воспитания любого ребенка.
- Сейчас мы просто не имеем права отдавать ребенка на воспитание приемным родителям, если они не прошли эти курсы, - объясняет Татьяна Каргина.
На деле это означает, что процедура усыновления станет несколько сложнее. Кроме стандартной проверки потенциальные приемные родители будут обязаны пройти и этот спецкурс. Причем касаться он будет всех, в том числе и иностранцев. Уже известно, что в настоящее время еще одна французская семья, претендующая на усыновление мордовского ребенка, готовится пройти курсы повышения родительской квалификации в Рузаевке.
При этом в Министерстве образования республики не скрывают, что при прочих равных приоритет все равно будет отдаваться российским семьям. Комментарии чиновников относительно принятия «закона Димы Яковлева» выглядят примерно так: «Обходились без иностранцев раньше, обойдемся и теперь».  
Однако и прямо противоположных мнений на этот счет достаточно.
- Я считаю, что дети не виноваты в том, что у России и США обострились отношения, - говорит известный саранский адвокат Сергей Наумов. - Лично мне очень жаль, что при принятии «закона Димы Яковлева» наши законодатели не поинтересовались мнением самих детей-сирот.
И справедливости ради стоит отметить, что доля истины, причем немалая, в этих словах есть. В конце концов, жить по новому закону предстоит именно тем, кто один раз уже потерял семью. И очень бы не хотелось, чтобы стараниями государства эти люди потеряли ее во второй раз.

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

«Вечерний Саранск»