В Мордовии снимают фильмы о далёком прошлом
21.11.2012 17:00
Согласитесь, исторические сведения обычные люди гораздо легче воспринимают, узнавая их не из учебников, тем более - не из архаичных канцелярских формулировок, а через просмотр видеоматериалов, снабженных внятными, лаконичными комментариями специалистов. Замечена любопытная закономерность. После проката в телеэфире экранизаций «Идиота», «Мастера и Маргариты» люди кинулись раскупать романы Достоевского и Булгакова. И увиденный научно-популярный фильм, как свидетельствует практика, здорово стимулирует зрительский интерес к более глубокому изучению фактов истории.
Кстати, чуть больше года назад в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ был образован отдел визуальной антропологии, который осуществляет фото- и видеосъемки. Разумеется, ученые, студенты, аспиранты занимаются и традиционными исследованиями в области антропологии, археологии, истории, и этнографии. Но их результаты сегодня всё активнее фиксируются на современные цифровые носители, в том числе создаются электронные архивы фото- и видеоматериалов, включая имеющиеся в распоряжении учёных негативы. Ну и чтобы эти сведения не хранились «мёртвым грузом» в научных собраниях, а были доступны для массового пользования, часть материалов «переводится» на язык кино.
Деятельность отдела визуальной антропологии самым тесным образом связана с составлением программ и учебных пособий для образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования по краеведческим и историческим дисциплинам. С этой целью ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования, организуются выезды съемочной группы по Мордовии и регионам страны, где постоянно проживают представители мордовского народа.
«Битвы Средневековья»
Летом «ИМ» писали про кинотрилогию «Битвы Средневековья», выпущенную т/о «Куйгорож» НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Эти короткометражные ленты, снятые по сценарию профессора Валерия Юрченкова и нашего коллеги Валерия Каланова, воссоздают события более 700-летней давности и подтверждают факты тесного взаимодействия мордовского, русского и других народов в борьбе с захватчиками в пору формирования Российского государства.
Напомним, фильм «Непокорённые» о том, как в 1237 году жившие в городе-крепости Буртас мордва, русские, буртасы и булгары, героически приняли на себя удар Батыева нашествия, тем самым, по мнению современных учёных, существенно ослабив мощь монгольского нашествия не только на Русь, но и на Европу.
Второй сюжет «Вместе против Орды. Разгром царевича Мустафы» повествует о мокшанской княгине Нарчатке, в середине XIII века жившей на берегу Мокши. Отряд Нарчатки отважно сражался с захватчиками. Потерпев поражение и стремясь избежать плена, она направила коня в Мокшу. Однако зимой 1444 года московская дружина, рязанские казаки и мордовские ратники разгромили полчища кочевников под предводительством царевича Мустафы. То есть, мордва вновь пришла на помощь и объединилась с русской ратью против общего врага. По мнению исследователей, это была последняя большая битва, которая ускорила падение золотоордынского ига.
Третий фильм посвящен событиям Смутного времени. В 1612 году, когда ополчение Минина и Пожарского отправилось освобождать Москву от интервентов, ногайцы, почувствовав, что противостоять им некому, воспользовавшись моментом, совершили набег с юго-востока. Алатырский воевода Андрей Хилков обратился за помощью к мордовскому инязору (вождю) Баюшу. Совместными действиями русско-мордовского войска враг был разбит. Воины Баюша захватили знамя и убили предводителя ногайцев - мурзу Курмамета. А ополчение Минина и Пожарского отстояло Москву. После этих событий мордовский инязор Баюш впервые в истории получил российское княжеское звание, привилегии, собственный герб.
Достоверные зрелища
Однако научно-популярная видеотека НИИ не ограничивается сугубо средневековыми сюжетами. Кроме уже выше названных, выпущены фильмы «Саранск – юго-восточный форпост Московского государства» и «От Бородина до Парижа» об участии уроженцев мордовской земли в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе против наполеоновской Франции (1812-1815 гг.). Между прочим, среди фамилий отважных уроженцев Мордовии, сражавшихся с французскими захватчиками, приводятся не только имена дворян – братьев Тучковых, Струйских, Столыпиных, но и рядовых, из крестьян – Осипа Крупина, Мансура Мамлиева и др.
Разумеется, возникает вопрос: как визуально изобразить на пленке картину далёкого прошлого? Естественно, видеоиллюстрациями служат и музейные экспонаты, и старинные гравюры, используются фрагменты художественных кинолент (к примеру, «Минин и Пожарский», «Пан Володыевский», «Чингиз-хан - великий монгол»). Стараясь максимально соблюсти достоверность, авторы фильмов вместе с тем стремились подать события тех далеких лет зрелищно. Так в воспроизведении картин сражений огромную помощь оказали энтузиасты Пензенского клуба исторической реконструкции военного костюма, изобразившие воинов - защитников крепости Буртас, и члены нашего клуба исторической реконструкции «Тюштянские игрища», возглавляемого Павлом Мигуновым. Очень красочными получились ритуалы моления, исполнявшиеся воинами перед битвой, и хроникальные кадры до сих пор сохранившегося древнемордовского праздника «Раськень Озкс», где славят легендарных воинов. А ещё, допустим, для воспроизведения внешнего облика крепостных сооружений - применяется современная компьютерная графика.
«Саранск – юго-восточный форпост
Московского государства»
А в фильме «Саранск – юго-восточный форпост Московского государства» мы видим, как в конце 1630 - начале 1640 гг. ловкие плотники (и до сих пор не перевелись такие умельцы деревянного зодчества) рубили топорами стены и башни оборонительной крепости.
Саранский острог возник по указу царя Михаила Федоровича Романова. Для строительства нового укрепрайона царь Михаил Федорович посылает в мордовский край 23-лентнего князя Савву Козловского. У него была весьма непростая задача - построить несколько новых крепостей.
Название «Саранск» по топонимическим исследованиям ученого И. К. Инжеватова созвучно с однокоренными - Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Слово «сара» в финском, карельском, эстонском и других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, заосоченных мест. Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине – большое).
Осмотрев местность, Козловский заложил крепость на левом возвышенном берегу Саранки, неподалеку от впадения в Инсар.
На работы по строительству укреплений выводилось местное население, русские и мордва, копали рвы и устраивали лесные завалы для преграждения пути степных конников, рубили из бревен крепости. На стройке трудились тысячи людей. Вскоре поднялся четырехугольный кремль, деревянные стены были сложены в высоту из 18 бревен. Со всех сторон крепость окружал земляной вал с угловыми наблюдательными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны тянулись глубокие рвы. Со стороны речки в несколько рядов были поставлены укрепления против конницы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Через северную и южную квадратные башни проходила Крымско-Казанская дорога. Внутри крепости размещались склады и погреба, конюшни, различные служебные постройки, а вокруг располагались слободы, населённые служилыми и посадскими людьми. Первыми жителями крепости были казаки, стрельцы и пушкари, переведённые в неё из ближайших городов, а также население близлежащих деревень (русские, эрзяне и татары).
В начале 50-х годов 17 века крепость была расширена пристройкой кронверка с двумя угловыми и одной проезжей башней. Внутри острога размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные, соляные амбары, конюшни, склады, небольшие деревянные церкви. На этом месте теперь находятся Советская площадь, Дом республики, здания Госсобрания, мэрии, а также верхняя часть Московской улицы. Современный административный центр столицы Мордовии соответствует по расположению своему историческому прошлому…
Планы на перспективу
На перспективу планируется снять и фильмы о мордовской диаспоре.
Правда, вопрос, как обычно, упирается в финансирование данных проектов. Но уже сейчас есть задумка выпустить видеофильм о событиях 1670 гг. «Подвиг Красной Слободы» и о непростом, со спорными и порой трагическими моментами, становлении Мордовской государственности в 1930 г.
А уже снятые ленты пользуются спросом. К примеру, они являются отличным наглядным материалом на школьных уроках истории. К сожалению не все учителя истории знают о появлении в Мордовии превосходных видеоматериалов рассказывающих о малоизвестных, но славных страницах нашей истории.
Мила МЕЛЬНИКОВА.
«Известия Мордовии»