Разговор о бизнесе в открытую

19.06.2009 13:41

Как уже сообщалось, на прошлой неделе в ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» прошла межрегиональная конференция «Открытый бизнес», на которой, как выразился один из выступающих, была представлена вся бизнес-элита Мордовии. Целью конференции значилось обсуждение вопросов формирования репутации бизнеса в обществе, в средствах массовой информации, среди органов власти и государственных структур, среди партнеров и клиентов. Но разговор не ограничился означенной темой.

Председатель Бизнес-инкубатора Республики Мордовия Александр Салмов в своем вступительном слове сказал, что тематика конференции весьма актуальна, представители малого бизнеса обязаны взаимодействовать со всеми, должны уметь контактировать с представителями любых сфер, будь то представители власти, сотрудники СМИ, партнеры по бизнесу. Должны умело поддерживать репутацию своей фирмы, при необходимости со знанием дела провести PR-акцию. Поэтому и проводимая конференция, вне всякого сомнения, была интересной и полезной для предпринимателей Мордовии.

Совершенно естественно, что в настоящее время у малого и среднего бизнеса много проблем, которые требуют скорого решения. Поэтому и разговор начали именно с этого. Заместитель Председателя Правительства, министр торговли и предпринимательства Владимир Руженков, говоря о взаимодействии бизнеса и власти, посетовал на малую активность в этом плане самих бизнесменов. Они пока еще слишком инертны. Цели и задачи для их работы были определены на республиканском уровне, в настоящее время существуют различные программы и направления, по которым можно работать. Под это дело выделяются определенные средства. В республике создан Гарантийный фонд в помощь мордовским бизнесменам. Максимальная сумма кредита достигает 7 млн. рублей. Но за последнее время было представлено лишь четыре проекта. Создан Центр микрофинансирования, который может выдать до 300 тысяч рублей в течение года.

Правительство берется помочь человеку, начинающему свое дело, и в плане получения кредитов в других банках. Поступают деньги на развитие республиканского бизнеса и на федеральном уровне. Но эти ресурсы реализуются весьма вяло, они далеко не используются на все 100%. Глава Мордовии Николай Меркушкин пообещал, что любой бизнес, значимый для республики, будет обязательно поддержан. Нужны идеи инициативных людей, и если они заинтересуют федеральные структуры, центр также обещает профинансировать начинание. Но активность местных бизнесменов оставляет желать лучшего. А если не реализуются новые проекты, то и не создаются новые рабочие места (хотя было бы неплохо, если бы часть людей, оставшихся теперь без работы, решили испытать себя в малом бизнесе). Покупательская способность народа крайне низка, поэтому и реализовать продукцию малого бизнеса становится все сложнее. Руженков в качестве примера привел опыт одной из европейских стран, там если человек открыл дело, и в результате появились новые рабочие места, то новое предприятие не облагается налогами. Неплохое нововведение, согласитесь?..

Отвлекусь немного в сторону, но, тем не менее, по теме. Недавно был составлен рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства за прошлый год. Там Мордовия вместе с Чувашией делят между собой 10—11 места среди регионов ПФО и 42—43 места в целом по РФ. Если брать Россию, то мы находимся в «золотой» середине, а вот по округу Мордовия одна из последних. Лучшими регионами по России оказались Новосибирская, Волгоградская и Томская области. А в Приволжском федеральном округе- Башкортостан, Самарская и Пензенская области. Такая вырисовывается картина.

На конференции состоялось и награждение. На прошедшей накануне в столице Мордовии бизнес — ярмарке «Российским инновациям — российский капитал» Госкомитет по делам молодежи РМ был удостоен золотой медали. Пришла пора наградить молодых предпринимателей. Из рук председателя Госкомитета РМ по делам с молодежью Людмилы Лисуновой они получили дипломы и ценные подарки. Большинство из награжденных занимаются инновационной деятельностью. Одним из инноваторов оказалась Юлия Иванова, мать четырех детей. Оказывается, разработкой новых проектов можно заниматься и хозяйке большого семейства.

Выступающие также вели разговор о репутации бизнес-компаний в современном мире. Профильные постулаты должен знать любой бизнесмен. Присутствующим объяснили в чем разница между репутацией и имиджем, между внешним и внутрикорпоративным пиаром. Объяснили, как умело проводить PR-акцию. Заместитель председателя ГУ «Бизнес-инкубатор РМ» Наталья Тимакова отметила, что репутация — ценный материал, актив которого накапливается годами, но может быть разрушен в одночасье.

На конференции присутствовали представители бизнес-инкубаторов с соседних регионов. Они рассказали о своей работе, поделились опытом с коллегами из Мордовии. Руководитель бизнес-инкубатора с Тамбова Ольга Ильина посетовала, что у них слишком долго продолжается процесс созревания бизнес-инкубатора как инновационной организации. Самым узким местом в этом плане она считает тот факт, что приходится работать с малоподготовленными кадрами. Большая часть российских бизнесменов, особенно если они работают не в центре, а на периферии, мыслят еще не на современном уровне делового человека. Не научились у нас еще готовить таких профессионалов, не выпускают их в вузах. Вот в Польше, например, правительство выделяет деньги для воспитания у студентов креативного мышления.

Там идет развитие людей, по-особому относящихся к бизнесу. Кроме этого, во всем мире наработаны механизмы финансирования бизнеса. Там на это ушли десятилетия, а у нас этого времени нет, приходится учиться на ходу. Очень позитивный момент в том, что, несмотря на сегодняшние тяжелые времена, государство выделяет средства на развитие бизнеса и у нас. Главное, чтобы потрачены они были грамотно. Ольга Ильина сообщила, что тамбовский бизнес-инкубатор активно контактирует с государственными органами занятости и трудоустройства, проводит стажировку студентов. Считает, что в перспективе, это может дать большой толчок для развития бизнеса на местном уровне.

Отдельной темой на конференции стало взаимодействие со средствами массовой информации. Присутствующим предпринимателям даже раздали памятки: «Права при взаимодействии со СМИ», «Типичные ловушки при работе со СМИ», «Что следует и чего не следует делать при контактах с журналистами». О секретах общения с журналистами в Мордовии присутствующие узнали из выступлений министра печати и информации РМ Валерия Маресьева и ответственного секретаря Союза журналистов Мордовии Марины Арбузовой. Валерий Маресьев, в частности, пояснил, что любое средство массовой информации — это тот же бизнес. И у него та же задача: продать свой качественный товар насколько возможно выгоднее.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»