В Старых Пичурах открыли новую часовню

13.09.2012 14:18

В письме с двадцатью подписями, пришедшем в редакцию «ИМ» из Старых Пичур, говорится, что в этом году на сельском кладбище была открыта и освящена часовня. О ней местный селькор рассказал в районной печати, а об организаторах строительства - ни слова. Что ж, раз подвернулся такой случай, надо выручать земляков.

 

По канонам социальной психологии, когда руководитель оказывается ни рыба, ни мясо, непременно появляется неформальный лидер. Конечно, «неформал» в зависимости от своих нравственных качеств может сработать и во вред, но, как будет сказано ниже, не в данном случае. Таким энергичным человеком оказался бывший колхозный водитель, а ныне фермер Павел Иванович Сергушкин, сумевший схватить за хвост птицу счастья в Торбеевском районе.

Хозяйство у фермера большое: 5 голов крупного рогатого скота, несколько свиней, стадо овец, 40 гусей, ну и курочки с петухом. Такое поголовье вдвоем с супругой не прокормить, да и возраст хозяина подкрадывается к 60-ти. Однако Павел имеет трактор, грузовик, легковой автомобиль. Это очень важно для крестьянина. Оглядывая свое хозяйство, он шутит: «Вся эта мычащая, блеющая, гогочущая публика – деньги, которые время от времени следует «стричь». Разумеется, миллиарды эта лохматая и пернатая компания не принесет, но хороший достаток обеспечит».

Павел считает, что на земле в современных условиях можно жить очень и очень комфортно. Главное – не дружить с зеленым змием и любить крестьянскую работу. «Уверяю вас, – говорит он, – работа ответит щедрой взаимностью». И его слова не расходятся с жизненными реалиями и мечтами. Захотелось иметь собственное озеро? Пожалуйста, не ленись. И он, организовав технику, в своем огороде вырыл котлован длиной в 90 и шириной в 35 метров. Запустил мальков. На берегу строит баню. В саду у него баня уже есть, новая будет летней. 

Началась «капиталистическая» жизнь Павла в конце 1980-х годов, когда за вспашку огородов он наотрез отказался от угощения самогоном и выставил разумную таксу за свою работу. Это для нанимателя выходило значительно дешевле, чем угощение тракториста за столом. А получалось за весну сколько столов? Столько же, сколько огородов. За весенний сезон можно «допахаться» до белой горячки. «Экономическое новшество» осуждали, но Павел решил: пусть лучше осудят сегодня, чем будут показывать на него пальцем через 5-6 лет, говоря: «Алкоголик пошел».

А как Павел пришел к идее строительства часовни и его ли это мысль? На кладбище домик с иконами и печкой давно стоит. В зимнее время для могильщиков этот домик – настоящее спасение: пока часть работников копает, остальные топят печь и греются. Вот там во время похорон и произошел разговор с местными «олигархами», которые «на стороне» успели немного разбогатеть. Они по-прежнему любят свою малую родину, но с дальнего расстояния. По мнению Павла, такая любовь сравнима с любовью к жене, живущей в соседнем селе, которая из-за редкости встреч непременно забудет мужа и начнет оказывать знаки внимания другим дядям. При этих словах Павел поднимает палец вверх и шутит словами Эзопа: «А с женою будь хорош и внимателен, дабы она не забыла тебя и не захотела познать другого. Диалектика!». И действительно, стоит не видеть село лет 5, и оно перестает тебя узнавать. В шутках Павла и Эзопа кроется весьма справедливое умозаключение.

Итак, местные «олигархи» Валентин Михайлович Орехин, Николай Арсентьевич Сергушкин, Иван Иванович Климкин и глава Спасского района Пензенской области брат Павла Григорий Иванович Сергушкин решили сложиться и построить для начала часовню. Предприниматели, как правило, – люди обстоятельные: прикинули сумму - и, как говорится, деньги на бочку! Сами разъехались по своим городам.

Деньги – это хорошо, но сами они строительство не организуют, ими до  скупости расчетливо распоряжался Павел. Деньги не свои, за них следует отчитываться, поэтому расходовали скупо. К осени 2011 года часовня была готова. В письме в «ИМ» жители Пичур пишут: «Радовался весь народ села. А в этом году решили освятить часовню. К этому событию готовились всем селом. Павел сам сел за руль трактора и скосил бурьян; кто-то сваривал забор вокруг часовни, кто-то копал лунки под столбушки для ограды, а женщины Л.А. Катина, Г.В. Орехина, М.Н. Сергушкина, З.В. Сяткина, Н.Ю. Пиксина, Е.П. Сайгина и многие другие очистили и вывезли мусор с кладбища».

Дело стало за дорогой. Своего грейдера в селе нет, и Павел поехал в райцентр к главе района И.Т. Шумкину, зная, что этот руководитель здоровые инициативы сельчан всегда поддерживает. Тот действительно помог. Вскоре грейдер привел в порядок дороги села, и можно стало принимать дорогих гостей. Приехали священники: отцы Нестор и Алексий из Зубово-Полянского, отцы Василий и Тимофей из Торбеевского районов. После освящения часовни священники вручили благотворителям  (упомянутым выше «олигархам») Почетные грамоты от епархии. 

Иван БОРОДАЧЕВ.

 

 

«Известия Мордовии»