«Отбросы» Московского кинофестиваля

05.07.2012 08:26

Главным иностранным гостем на 34-м Московском международном кинофестивале оказался голливудский режиссер и продюсер Тимоти Бёртон, которого в России лучше знают дети, чем взрослые. И любят. Вернее, не его самого, а его фильмы: смешной мультик со страшным названием «Труп невесты», добрую сказку «Чарли и шоколадная фабрика», «Алису в Стране Чудес». Ну и, конечно же, «Бэтмена». В Москву этот мастер ужастиков приехал не с пустыми руками: привез очередную страшилку для взрослых «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», которую они сняли на пару с Тимуром Бекмамбетовым. Впрочем, в конкурсной программе фестиваля этот фильм не участвовал. И уехал из Москвы Бёртон тоже не с пустыми руками, но об этом - чуть позже…

Прощание с «Пушкинским»

Нынешний фестиваль еще до открытия преподнес несколько сюрпризов. Первый состоит в том, что из кинотеатра «Пушкинский», расположенного на просторной и отгороженной от транспорта Пушкинской площади, он переместился в «Октябрь» на Новом Арбате, по которому беспрестанным потоком движутся машины и автобусы. И в результате остался без широкой фестивальной лестницы, которую традиционно обступала толпа кинолюбов и зевак. Теперь же звездам пришлось идти по узкому коридору длиной в 15 метров, отгороженному от улицы глухой стеной, без публики и поклонников, и артистов встречали не восторженные овации и крики, а лишь вспышки фотокамер. - Я очень огорчена, - печально вздыхает Ольга Будина. - Я долго готовилась к этой церемонии и ради нее облачилась в это прекрасное платье от Елены Мукашовой. К «Пушкинскому» мы привыкли, это была самая лучшая площадка, там мы могли показать себя во всей красе. Ведь мы же в фильмах ходим в том, во что нас оденут костюмеры, в будни мы, как и все, ходим в очень простой одежде, а такие вот праздники существуют для того, чтобы подарить хорошее настроение нашим зрителям. Ведь не только голливудские звезды могут быть красивыми! «Пушкинский» закрыт на реконструкцию, и там больше не будут показывать кино - теперь там будет Театр мюзиклов. Но фестиваль без родного угла не останется. - Подождите еще три года - и все у нас будет! - успокаивает недовольных артистов президент ММКФ Никита Михалков (он встречает гостей не на вершине лестницы, как в прежние годы, а у входных дверей в кинотеатр, и поэтому немного похож на швейцара). - У нас наконец-то появится собственный фестивальный центр с 15 кинозалами. Он будет в Лужниках - с выходом на набережную, с парком…

Красная дорожка «Октября»

Другая особенность нынешнего фестиваля - красная дорожка вновь стала красной! - Вот сюрприз так сюрприз! - не смогла сдержать эмоций Рената Литвинова, показавшись на дорожке. - Наконец-то красное стало красным! Дело в том, что несколько последних лет по воле спонсора фестиваля дорожка была зеленой, и от этого лица дефилировавших по ней гостей приобретали зловещий мертвенный оттенок. Рената продемонстрировала журналистам винтажное стильное черное платье от Оливье Тескинса. К слову, Литвинова на нынешнем фестивале не гостья, а участница: ее фильм «Последняя сказка Риты» был включен в конкурсную программу ММКФ. Елена Захарова недавно вернулась из Сочи с фестиваля «Кинотавр», нежно-розовое платье очень шло к ее легкому южному загару. - Мое платье - от российского дизайнера Александры Серовой. Мне давно нравятся ее работы, и в этот раз я очень довольна своим выбором. Посмотрите, какой нежный оттенок и какой стиль: нет ничего лишнего, ничего вычурного! - делится с нами актриса. Марат Башаров появился на дорожке с симпатичной незнакомкой. - Это моя соседка по лестничной площадке. Зашел к ней за солью - и мы пошли на фестиваль, - громко шутит актер. А нам по секрету полушепотом добавляет: - Вообще-то я живу в загородном доме, и у меня там нет никакой лестничной площадки. Но вам, журналистам, надо же о чем-то писать, а то без заработка останетесь! Жанна Фриске явилась под ручку с Дмитрием Шепелевым, и держалась парочка так, как будто на самом деле у них роман. Ждали Федора Бондарчука, но режиссер так и не появился - говорят, очень занят на съемках фильма «Сталинград». За него фестиваль украшали супруга Светлана и мама Ирина Скобцева. Не обошлось и без скандала: режиссер Ольга Дарфи продефилировала по дорожке, надев на голову мешок с прорезями для глаз - очень похожий на те, что были на Pussy Riot во время их скандальной выходки в храме Христа Спасителя.

Другое кино

Церемонию открытия ММКФ почтили своим присутствием две беременные актрисы - Анна Азарова и Екатерина Редникова. Обе предпочли платья, подчеркивающие их животики, только Анна выбрала платье цвета фуксии, а Екатерина - изумрудное. Дружной командой прибыли на фестиваль участники фильма «Духless»: режиссер Роман Прыгунов, музыкант Вася Обломов, написавший песню к картине, и сыгравшие в ней Даниил Козловский, Артем Михалков и Мария Кожевникова. Кстати, актрису-депутата ничуть не смутило, что ее красное платье практически слилось с дорожкой. - Это платье мне сшил Игорь Гуляев, - делится с нами Маша. - Я всегда выбираю наряды от российских дизайнеров - мне кажется, что мы, актеры, должны пропагандировать отечественную моду и наших российских модельеров. Пользуясь случаем, спрашиваем Марию, удается ли ей, при ее бурной общественной деятельности, еще и сниматься в кино. - Конечно, нет! - честно отвечает актриса. - Но я знала, на что иду, - это был мой осознанный выбор. - А в кино сниматься не хочется? - Очень хочется сниматься в другом кино! - говорит Кожевникова. - Есть очень много вопросов к тому, что происходит в нашем кино. И многое надо менять изнутри. Я бы очень хотела сняться таком фильме, как мой любимый «Летят журавли», но к сожалению, такого кино теперь не снимают вообще… Очень хочется это поменять. Во французском кино тоже был кризис, когда на экранах шло в основном американское кино, и они за несколько лет его преодолели. Думаю, и у нас есть шанс, и мы можем его использовать.

Самая красивая пара

Самая красивая пара вечера - Игорь Петренко и Екатерина Климова - на церемонию не попали: они опоздали и оказались перед закрытыми дверями. Зато у журналистов - которых, в отличие от предыдущих церемоний, тоже почему-то не пустили в зал - появилась возможность пообщаться с артистической семьей. - Вы смотритесь прямо как Бред Питт и Анджелина Джоли! - отвешивали им комплименты представители прессы. - Вот только по детям их пока не догнали! - Но они и постарше нас, так что шансы догнать и перегнать Америку у нас все еще есть! - смеется Петренко. Мы попросили Игоря прокомментировать брак Марии Мироновой и Алексея Макарова (все ожидали, что они придут вдвоем, однако по красной дорожке актриса шествовала в гордом одиночестве). - А что тут комментировать? Я лично счастлив за ребят! - говорит Петренко. - Я с большим уважением отношусь и к Алексею, и к Маше. Они долго шли навстречу друг другу. И я им желаю, чтобы их союз продержался как можно дольше. Алексей - мужчина большой и сильный, но при этом очень тонко чувствующий. И ему нужна такая же тонко чувствующая женщина. Мне кажется, что они с Машей нашли друг друга...

Церемония

А тем временем в зале церемония открытия шла своим чередом. Первым делом почтенная публика почтила минутой молчания память Тонино Гуэрра - великого итальянского сценариста и режиссера, который три месяца назад ушел в мир иной. А затем был вручен первый приз кинофестиваля «Золотой Георгий» за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Получил его, как мы уже намекали выше, самый почетный гость фестиваля - режиссер и продюсер Тим Бёртон. Старт 34-му ММКФ был дан традиционной кинематографической хлопушкой. В основном конкурсе 17 полнометражных фильмов. Россию представляли два - «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой и «Орда» Андрея Прошкина.

Главный приз «Золотой Георгий» - «ОТБРОСЫ» (реж. ТИНДЖ КРИШНАН, Великобритания) Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли - ЭДДИ МАРСАН («ОТБРОСЫ», Великобритания)

Главный герой фильма - отставной солдат Фрэнк, одинокий алкоголик, подверженный приступам тревоги и страдающий от посттравматического стрессового расстройства. То ли стремясь искупить комплекс вины, то ли просто ради того, чтобы скрасить одиночество, он впускает в свою квартиру бездомную девушку-подростка Линетт.

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» - «СРОК ГОДНОСТИ» (реж. КЕНИЯ МАРКЕС, Мексика) После исчезновения сына Рамона пребывает в отчаянии. Сосед Рамоны, возможно, знает, что произошло, однако не спешит на помощь - у него и своих проблем хватает. В отделении полиции Рамона встречает Хенаро, большого мастера вести криминальные расследования. Неожиданно он проявляет особый интерес к делу об исчезновении: история исчезновения сына Рамоны видится ему событием гораздо более значительным, чем может показаться на первый взгляд.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу - АНДРЕЙ ПРОШКИН («ОРДА», Россия) Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли - РОЗА ХАЙРУЛЛИНА («ОРДА», Россия) Середина XIV века. Власть Золотой Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса «В ПОИСКАХ ШУГАРМЕНА» (реж. Малик Бенджеллул, Швеция - Великобритания) Фольк-роковый музыкант 70-х годов Родригес так и не стал большой звездой. Несмотря на успех у критиков, его альбомы провалились в США, и Родригес был забыт, оставив о себе только городские легенды о кровавом самоубийстве на сцене. Но пиратские записи его альбома попали в Южную Африку в эпоху апартеида, и его выпады в адрес истеблишмента и оригинальное звучание моментально сделали Родригеса суперзвездой, найдя отклик в рядах молодёжного протестного движения. Спустя десятилетия двое его поклонников решают выяснить, что же на самом деле случилось с загадочным рокером. Поскольку о музыканте существует чрезвычайно мало информации, они сталкиваются с многочисленными препятствиями, прежде чем сделать шокирующее открытие, запускающее цепочку невероятных событий, которые нужно увидеть, чтобы поверить.

Приз за лучший короткометражный фильм - «ПРОЕКТ «МОЗГОВАЯ ЦЕНТРИФУГА» (реж. Тилл Новак, Германия) C 1970-х годов ученые ставили эксперименты, как безумные увлечения оказывают воздействие на головной мозг. Беря на вооружение эстетику телевизионной документалистики, этот короткометражный фильм представляет собой остроумный взгляд на процесс поиска человечеством счастья и свободы.

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм конкурса «ПЕРСПЕКТИВЫ» «РАЗРУШИТЕЛИ» (реж. ДИКТИННА ХУД, Великобритания) Супружеская пара возвращается в деревню своего детства. Кажется, их можно назвать идеальной парой. Но неожиданный визит деверя разжигает соперничество между братьями и обнажает ложь, лежащую в основе отношений между супругами.

Приз зрительских симпатий - «ПРИСУТСТВИЕ ВЕЛИКОЛЕПИЯ», режиссер ФЕРЗАН ОЗПЕТЕК (Италия) Пьетро переезжает в Рим, где ему за копейки удается снять шикарную квартиру, требующую, правда, серьезного ремонта. Очень скоро он замечает, что вещи в квартире из раза в раз оказываются не на том месте, а из пустых комнат доносятся странные звуки. Совершенно очевидно, что он живёт здесь не один.

Приз за вклад в мировой кинематограф - ТИМ БЕРТОН (США) Специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» - КАТРИН ДЕНЕВ (Франция)

«Вечерний Саранск»