Мордовский праздник в граде Петровом

09.06.2009 15:51

Мордовская диаспора Санкт-Петербурга и Ленинградской области насчитывает порядка 6 тысяч человек. Около 15 лет существует Петербургская региональная общественная организация «Вастома», насчитывающая в своих рядах несколько десятков активных членов, среди которых академики, военные, лингвисты, артисты, журналисты, студенты, пенсионеры.

Как уже сообщали «ИМ», проведение I фестиваля мордовской культуры в северной столице совпало с празднованием 306-го Дня рождения Санкт-Петербурга, который отмечался со столичным размахом. Сразу на нескольких открытых площадках в центре Питера многочисленную публику развлекали известные европейские артисты, циркачи, джазовые и рокмузыканты, модные на Западе стритдансеры и байкеры. В выходные многокилометровый Невский проспект превратился в сплошной людской поток. Тем не менее, самобытный островок мордовской культуры не затерялся в этом разнообразии праздничных зрелищ.

В культурно-выставочном центре «Евразия» демонстрировалась экспозиция промышленной продукции, выпускаемой темниковскими предприятиями, и фотовыставка «Мордовия — сегодня». В прошедшем там же концерте наряду с лучшими коллективами нашей республики — прославленными фольклорными ансамблями «Келу», «Торама» и самодеятельными исполнителями Темниковского района выступили коллективы финно-угорских землячеств С.- Петербурга — «Водь», коми «Дзоридз» и фольклорный ансамбль Музыкального колледжа им. Римского-Корсакова «Таусень», блеснувший мастерством аутентичного мордовского песенного многоголосья.

Питерские ценители прекрасного с интересом разглядывали живописные полотна современных мордовских художников — Анатолия Баргова, Людмилы Колчановой, серию графических работ по мотивам национальной мифологии Андрея Алешкина. В Российском этнографическом музее прошла презентация книги профессора истории Николая Мокшина «Мы — мордва». Кстати, искренний интерес у зарубежных туристов и питерцев вызвала литература, выпущенная Мордкизом к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, наборы открыток, подарочные издания «Мордовская кухня» и др. Многие только жалели: «Почему ничего не продается?». Организаторы тут явно просчитались, не предусмотрев, что выставочно-книжная продукция будет пользоваться таким завидным покупательским спросом.

К слову, не менее востребованными оказались в Питере и самобытные деревянные игрушки, изготовленные резчиками из Подлесной Тавлы, и берестяные изделия саранского мастера Александра Занкина, и изящные кружевные салфетки Альбины Мануиловой, и украшенная национальной вышивкой продукция саранской фабрики «Мордовские узоры», и даже, несмотря на почти летнюю жару, урусовские валенки.

Но, пожалуй, самые теплые чувства в эти дни испытали уроженцы нашей республики, живущие и работающие сейчас на Невских берегах, и выпускники саранских и рузаевских школ, ныне курсанты Военно-морского училища, пришедшие на встречу с земляками в питерский Дом офицеров, где размещается неформальная штаб-квартира общественной мордовской национальной организации «Вастома», возглавляемой генерал-полковником в отставке Павлом Лабутиным.

Делегация Мордовии также приняла участие в большом фестивале национально-культурных объединений Санкт-Петербурга.

Виктор Симдянкин, подполковник ОМОН, член правления С.-Петербургской организации «Вастома»:
- Я родом из дубенского села Морга. В начале 1970-х служил на легендарном крейсере «Аврора». В Питере осел давно. И всё равно на родину тянет. Таких, как я, тут немало, людей вполне состоявшихся, с положением, авторитетом. У нас возникла естественная потребность объединиться с земляками в сообщество и наладить более тесные связи с Мордовией. Многие питерские мордва искренне желают приносить экономическую пользу родному краю. А первым практическим опытом нашего сотрудничества с республикой стало проведение Дней мордовской культуры в С.- Петербурге.

Вадим Савченко, председатель правления Ассоциации народных художественных промыслов и ремесел:
- Мордовские умельцы издавна славились своими национальными ремеслами. Они делали функционально полезные в быту вещи по-своему красивыми и неповторимыми. Ещё в 1913 году в Питере устраивались демонстрации продукции кустарного производства со всей России, в том числе мордовских кустарей, артельщиков. Отрадно, что и сегодня у вас в республике не забыты, развиваются традиционные народные художественные промыслы. Огорчает лишь, что изделия современных мордовских мастеров пока не получили достойного распространения. Так вот, в октябре этого года наша Ассоциация организует в С.-Петербурге III Всероссийскую выставку «Мир увлечений», на которой очень хочется увидеть произведения национальных промыслов Мордовии. Без каких-либо аккредитационных взносов с участников.

Лидия Ледяйкина, заслуженная артистка РФ, актриса театра им. Ленсовета:
- Мои родители в 1930-е годы бежали из Мордовии от репрессий за Урал, потом трудились в Дзержинске. О своем прошлом предпочитали не распространяться, но о родине никогда не забывали, и я всегда хорошо знала, какого мы рода-племени. Отец — из Атяшевского района, мама — из Дубёнского. Они рассказывали мне о национальных традициях, обычаях. В Саранске жила моя тётка Прасковья. Помню, она пекла мордовский открытый пирог с картофельной начинкой — каймак. А темниковские родственники валяли такие теплые уютные валенки.

Так приятно, что в Питере устроили Дни мордовской культуры. Когда здесь зазвучало певучее мордовское многоголосье в исполнении ансамбля «Келу», показалось, словно по мановению волшебной палочки ожили экспонаты Этнографического музея.

Для души я купила салфетки с национальным орнаментом. Похожие скатерки вышивали мои бабушки. Приглянулись и книжные издания, рассказывающие о традициях, истории и современной Мордовии.

Жалко, что их не продавали. Мне так хотелось получить что-нибудь на память, и я упросила-таки продать комплект симпатичных открыток о Мордовии. Лилия Шамова, кандидат искусствоведения, руководитель фольклорного ансамбля «Таусень»:- Я почти 20 лет занимаюсь фольклором, 15 из них изучаю аутентичное мордовское песнопение. А для более глубокого анализа пришлось исследовать традиции и других финно-угорских народов. И с уверенностью говорю, что только мордовской культуре удалось сохранить свою уникальную первозданность, увы, утраченную другими народами. Мы со студентами Музыкального колледжа им. Римского-Корсакова неоднократно приезжали к вам в республику с этнографическими экспедициями. Поразительно, что в мордовских селах до сих пор живут в своем естестве многие древние обычаи обрядовых праздников — Троица, Петров день, Рождество, Святки и т.д. Надо низко поклониться руководству вашей республики за внимание и заботу, с каким они поддерживают самобытное народное творчество. Мы многому учились у вашей «Торамы», а кочкуровский коллектив из с. Новая Пырма и сабаевский детский ансамбль «Соловушки» с успехом выступали в С. -Петербурге — в Александро-Невской лавре и Российском институте истории искусств.

Атиш Мукхопадхай, наследник королевской семьи Индии:
- У нас в Индии потомкам королевского рода не дозволяется до достижения 60-летнего возраста выступать перед публикой. А поскольку мне ещё далеко до такой зрелости, я отправился путешествовать по России, потому что она богата многообразием народных культур. В Петербурге я впервые услышал мордовское многоголосие, увидел национальный мордовский орнамент. Удивительно, но своей смысловой насыщенностью они близки культуре моего народа, философской поэзии Р.Тагора, священной музыке моих предков.

«Известия Мордовии»