Учитель химии Наталья Сысманова подготовила 22 победителя и призера республиканской олимпиады

26.04.2012 16:41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом году учитель химии лицея №43 Наталья Юрьевна Сысманова с особым волнением ожидает ЕГЭ. Ее предмет не входит в число обязательных экзаменов, то есть химию выбирают те, кому она пригодится только для поступления в вуз. Обычно этот предмет выбирали не больше 6-7 выпускников. В этом году – 20 человек, а это ровно треть от общего числа одиннадцатиклассников в лицее. Наталья Юрьевна переживает за каждого из них и уже проводит с ними дополнительные занятия.

Правда, те, кто сдавал ЕГЭ в прошлые годы, показали хорошие результаты. Четыре ученика Сысмановой поступили даже в МГУ им. М.В. Ломоносова, выбрав химический факультет. Один из тех, кем Наталья Юрьевна особенно гордится, – Руслан Тажигулов.

- Все-таки химия победила, - улыбаясь, говорит она про него.

Руслан блестяще выступал на республиканской олимпиаде по химии. По рейтингу прошел и на всероссийскую, но из-за болезни не смог поехать. Потом, правда, стал призером олимпиады МГТУ им. Баумана, также имеющей всероссийский статус. Там участники не только решали задачи по химии, но и писали исследовательские работы. А параллельно с химией Руслан увлеченно занимался музыкой, играл на баяне, успешно выступал на российских и международных конкурсах. Но когда пришло время определяться с профессией, парень выбрал научную стезю. Разумеется, это польстило педагогу.

Всего за время педагогической работы - с 1999 года - Наталья Юрьевна подготовила 52 победителя и призера муниципальной олимпиады, в том числе 13 – за последние 3 года. 22 ее ученика становились победителями и призерами республиканской олимпиады, шестеро из них – за последние 3 года. В этом году победителем республиканской олимпиады стал одиннадцатиклассник Владислав Князьков.

В этом году Н.Ю. Сысманова участвует в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». А какие профессиональные достижения могут быть у учителя, кроме успехов его учеников? Вот она и рассказывает, кто и когда какие олимпиады выигрывал…

Сама она, выбирая профессию, сомневалась между математикой и химией. Судьба направила ее на химическую специальность университета. А уж то, что с этим образованием она придет в школу, Наталья Юрьевна, пожалуй, знала заранее.

- Думаю, к работе учителя должна быть особая склонность. Мне нравится работать с детьми, - говорит Н.Ю. Сысманова.

Она не обижается, когда некоторые ученики говорят, что ее предмет сложный и любимым не станет.

- Главное – гармоничное развитие ребенка. Конечно, без знания истории, литературы мы не можем назвать человека образованным. Но и без науки сегодня никуда, - у Натальи Юрьевны есть свои аргументы. – Начинаем разбираться, где нам могут пригодиться знания химии, ученики сами отвечают: при выборе средства для стирки, для приготовления вкусного и полезного блюда, в выборе медикаментов.

А недавно за советом к Наталье Юрьевне пришел учитель истории со старинной монеткой – как оказалось, петровских времен. Монета от грязи, осевшей на ней за столько лет, стала зеленой. Химик посоветовала очистить ее, опустив в соляную кислоту. Так и сделали, и медная монета очистилась до блеска, краснея на ярком свету. А если бы пустили в другую кислоту, могло бы разъесть не только грязь, но и сам металл. Историк теперь собирается писать исследовательскую работу.

 

Татьяна НИКИТИНА.

«Известия Мордовии»