«Мы можем сами себя прокормить!»

01.06.2009 20:19


ImageМИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ ЕЛЕНА СКРЫННИК ОТВЕТИЛА НА ВОПРОСЫ «СТОЛИЦЫ С» ПРИОРИТЕТЫ
— На посту министра сельского хозяйства я работаю около трех месяцев, но вместе со своей командой уже определила основные направления, по которым будет развиваться аграрный сектор… Но для начала хотела бы предвосхитить вопрос о моем назначении на эту должность.
Для многих оно стало полной неожиданностью. Не имею права комментировать решение премьер-министра России. Скажу лишь, что до этого возглавляла «Росагролизинг» — компанию, поставляющую сельхозпроизводителям импортное оборудование в рассрочку. На эту должность меня также пригласил в свое время Владимир Путин, и моей главной задачей было сделать эту важнейшую для села организацию прозрачной и эффективной. Я начинала с нуля, а сегодня «Росагролизинг» — четвертая компания на европейском рынке. За 8 лет работы я досконально изучила основные проблемы села и, получив новую должность, дала себе слово их решить.
Первым делом мы начали создавать реестр российских сельхозпроизводителей. Поэтому в срочном порядке призываю глав регионов структурировать этот сектор экономики. Мы должны точно знать, с кем работаем и кому оказываем финансовую поддержку. «Государственные деньги в обмен на эффективность!» — таковы будут наши взаимоотношения с аграриями. Только в этом случае мы сможем выполнить программу по импортозамещению продовольствия.
Второе. У нас всегда была проблема с объявлением закупочных цен на зерно. Согласно моему решению, их огласили до начала сельскохозяйственного сезона. 30 марта страна была извещена, что цены на пшеницу 3-го класса, в зависимости от округа, в среднем составят 5 тысяч 500 рублей за тонну, пшеницу 4-го класса — 4 тысячи 900 рублей, рожь продовольственную — 3 тысячи 900 рублей. Это дало возможность аграриям спланировать свой бизнес.
Третье. Мы договорились с нефтяниками о том, чтобы они отпускали селу ГСМ по фиксированным ценам, которые сложились на 15 января сего года. Данная договоренность позволит сэкономить крестьянам 2 миллиарда 300 миллионов рублей.
Четвертое. Мы сформировали кредитный портфель отрасли. Пока он составляет 800 миллиардов рублей в год. При этом каждый глава региона должен четко понимать, какой объем финансовых вливаний реально необходим его сельхозпроизводителям. Кредитный портфель позволит нам узнать объективное состояние аграриев того или иного региона, баланс производства и потребления. Также необходимо осознавать, что взятые кредиты должны быть возращены.
Пятое. До конца года планируется принять три закона, которые дадут возможность аграриям получать кредиты под земельный залог. Думаю, не стоит разъяснять важность этого проекта.
Шестое. Мы начали разрабатывать систему долгосрочного прогнозирования отечественного сельхозрынка. Весь мир уже давно имеет собственные аналитические модели, Россия же до последнего времени закупала их в США. С этого года данной традиции будет положен конец.
Седьмое. Мы сократили квоты на ввоз в страну свинины и мяса кур на 550 тысяч тонн — в пользу отечественных производителей. Всего россияне потребляют 9 миллионов 400 тонн мяса, из них импортного — 3 миллиона 200 тысяч. Минсельхоз сделает все, чтобы доля зарубежного продукта в этом сегменте сокращалась. Мы можем сами себя прокормить! Правда, объемы импорта говядины пока останутся прежними, так как с ее производством существуют определенные проблемы. Но и эту задачу Минсельхоз решает. Вот краткий отчет того, что мне удалось сделать за неполные три месяца…

ПРОДАВЦЫ

— Я знаю о холодной войне между розничными сетями (ретейлом) и производителями. Условия, которые торговцы выставляют поставщикам сельхозпродукции, некоторые товарищи уже прозвали системой легализованных взяток. Позиция Минсельхоза однозначна: аграрии должны иметь возможность войти в розничные сети без каких-либо бонусов и отсрочек платежей за переданную на реализацию продукцию. Однако на эту проблему совсем по-другому смотрит Минпромторг, в чью прямую задачу входит развитие торговли в России. Отсюда происходит столкновение интересов. Но все же мы движемся к компромиссу. Сейчас представителями обеих сторон формируется кодекс добросовестных практик между сетями, производителями и переработчиками. Этот документ создается на основе английских аналогов, и, надеюсь, он даст возможность систематизировать все наболевшие вопросы. Но лично я склонна к тому, чтобы в законе о торговле были более четко прописаны отношения, которые обеспечат прямой доступ сельхозпроизводителей к прилавкам. Также мы поставили перед собой цель обеспечить фермерам вхождение в розничные сети.

МОЛОКО

— Закупочные цены на молоко падают, при этом стоимость затрат на его производство не уменьшается, а многие молзаводы предпочитают использовать порошковую массу. В этих условиях некоторые производители не могут реализовать свой продукт. Кто-то от отчаяния даже забивает скот. При этом отдельные регионы активно выступают за интервенцию (госзакупку) сухого молока, что обостряет ситуацию. Позиция Минсельхоза такова: мы готовы его закупать и уже выделили на это 3 миллиарда рублей. Но сотрудничать будем только с теми республиками и областями, которые гарантируют реализацию продукта после окончания сроков хранения, составляющих всего 8 месяцев. Также Минсельхоз рассматривает возможность интервенции сливочного масла и сыра.


РИА «Саранск»