Во время Великой Отечественной войны Мордовия приютила семью хирурга Сидоренко

05.12.2011 11:31

На Всероссийской научно-практической конференции «Славься, Отечество!» с докладом выступила доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории Костромского государственного технологического университета Елена Волкова. В начале своего доклада Елена Юрьевна выразила благодарность нашей республике, которая стала родной для семьи ее дедушки – замечательного хирурга Ивана Сидоренко.

- Очень рада вновь посетить Саранск. Мой дед Иван Сидоренко был военным хирургом, поэтому все его три сына родились в разных регионах бывшего СССР, но именно Мордовию они считают своей фактической родиной, - отметила Елена Волкова.

Научная деятельность Елены Юрьевны посвящена изучению роли и места женщин и детей во время Великой Отечественной войны, ведь перед ее глазами был яркий пример своей собственной семьи.

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Сидоренко в звании майора возглавлял санитарную службу 41 дивизии, располагавшуюся во Львовской области в четырех километрах от границы. Для Ивана Петровича и его семьи война началась в 4 часа утра 22 июня. Его жена Елена Федоровна с тремя сыновьями пыталась прорваться из пекла войны в Воронеж к сестре. Но после долгих, мучительных скитаний, так и не доехав до Воронежа, Елена Федоровна получила письмо от мужа, в котором он сообщил, что сейчас находится в Саранске, где будет формироваться подразделение новой второй ударной армии. Семья Сидоренко направилась к Ивану Петровичу в Мордовию. Но недолго они смогли побыть вместе: Ивана Петровича перебросили на фронт, жена с детьми остались в тихом и спокойном Саранске, приютившем семью Сидоренко. Через какое-то время в Мордовию переехали две сестры Елены Федоровны - Хора и Екатерина.

Иван Петрович был в самом пекле войны, всегда на переднем крае, сколько он спас и вынес раненых с поля боя, скольким людям смог спасти жизни - неизвестно, но когда ранили его, на помощь начальнику санитарной службы прийти никто не успел… Иван Сидоренко, будучи в бессознательном состоянии, оказался в немецком плену. Про тяготы и скитания в концлагерях Иван Петрович рассказывать не любил, лишь однажды обронил, что самое страшное физическое чувство, преследующее военнопленных, - это голод.

- Однажды с ним произошел интересный случай, - рассказывает Елена Волкова, - в очередном пересыльном лагере к группе, в которой находился Иван Петрович, подошел такой же военнопленный, работавший в лагере поваром, и тихо спросил:

- Есть кто-нибудь из Мордовии?

Дед откликнулся.

- А откуда ты?

- Из Саранска.

- Пойдем со мной.

Повар привел деда на кухню, налил полный таз лагерной бурды и сказал: «Ешь». А ложки не было, тогда дед встал на четвереньки и начал есть из этого таза. За последние несколько месяцев он впервые вдоволь наелся.

Домой, в Саранск

В Саранске к семьям военнослужащих относились сочувственно, по-родственному. Елена Сидоренко вместе с сыновьями поселилась сначала в Николаевке, где устроилась заведующей столовой для военнослужащих, а через какое-то время ее пригласили работать по специальности учительницей. Елена Федоровна стала директором 14-й женской школы. За свою работу она удостоена многих наград, в том числе ордена «Знак Почета». За время ее директорства 14-я школа почти всегда была первой по успеваемости и внеклассной работе.

Уже во время войны семье Сидоренко дали квартиру на улице Большевистской в доме №58.
В 1946 году в Саранск вернулся Иван Петрович (после немецкого плена он какое-то время провел в лагерях ГУЛАГа).

- В Саранске дедушке, несмотря на клеймо «врага народа» и исключение из партии, дали возможность работать хирургом в республиканской больнице. Он был врачом от Бога, - вспоминает внучка, - наверное, это доверие, вера в его честность, возможность заниматься любимым делом, которую дедушке здесь предоставили, заставили по- настоящему полюбить Саранск и мордовский народ.

«Я вам верю!»

Во врачебной практике Ивана Сидоренко было множество случаев, когда он вытаскивал пациентов буквально с того света. Авторитет хирурга Сидоренко был просто огромен.

Однажды ему пришлось оперировать больного, приехавшего из Москвы. Некий московский чиновник с мордовскими корнями, у которого был рак последней стадии, приехал в Саранск – Иван Петрович был его последней надеждой. Во время сложной операции Иван Петрович констатировал неизбежное – рак, четвертая стадия, спасти невозможно. Когда пациент пришел в себя, он с мольбой в глазах обратился к хирургу Сидоренко: «Доктор, я умру?»

- Нет,
- уверенно ответил Иван Петрович, - нет у тебя ничего страшного, врачи ошиблись.

- Я вам верю,
- облегченно вздохнул мужчина.

Иван Сидоренко всегда помнил свою ложь, которая оказалась спасительной.

Этот больной, благодаря вере в чудо и надежде, которую ему дал Сидоренко, действительно выздоровел! А когда семья Сидоренко в 1974 году переезжала в Кострому, он помогал носить тяжелые тюки с вещами! А сколько было подобных случаев за годы работы хирурга Сидоренко в Саранске! Благодарные пациенты приносили Ивану Петровичу домашние продукты, подарки, но Иван Петрович всегда отказывался: «Я всего лишь выполняю свою работу!» Его работа – спасение жизни людей, которых другие специалисты объявляли безнадежными. В основном Иван Сидоренко специализировался на операциях органов дыхания, поэтому его назначили фтизиохирургом в туберкулезный диспансер, для работы ему выделили отдельное небольшое здание. За свой труд Иван Петрович удостоен звания «Заслуженный врач Мордовской республики».

Сыновья

Три сына Ивана и Елены Сидоренко окончили школу с золотыми медалями, имеют звание профессоров. Старший – Геннадий в 17 лет ушел добровольцем на фронт, после войны получил профессию врача. Геннадий Иванович Сидоренко – академик Академии медицинских наук, директор московского Института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина. Второй сын – Анатолий – полковник медицинской службы. Младший – Юрий – доктор философских наук, академик Российской Академии естественных наук.

Переезд

Выйдя на пенсию, Иван Петрович и Елена Федоровна уже не могли обходиться без помощи родных, и поэтому решили переехать к сыну Юрию в Кострому.

- Им очень тяжело было уезжать из Саранска, прощаясь с Саранском они не могли сдержать слез, - рассказывает внучка, - проводить их пришло множество людей, которые тоже плакали.

Наш город

- Мы часто приезжали в Саранск к бабушке с дедушкой, - вспоминает Елена Юрьевна, - вот и в этот приезд я хочу побродить по знакомым улицам, поехать в дачный массив, где мы постоянно жили летом. Мой отец Юрий Иванович также очень часто вспоминает Мордовию, он считает, что в республике и земля плодороднее, и климат здоровее, и природа самая прекрасная. Соседка родителей в Костроме эрзянка Анна Нораева, почитается ими как землячка и родня.

- В 1998 году мой отец приезжал в Саранск на похороны тети, по приезду он восхищался переменами, которые произошли в республике,
- рассказывает Елена Юрьевна, - представляю, как он удивится, когда увидит фотографии сегодняшнего Саранска! Я сама была просто поражена городом, здесь очень много строительных площадок, и новые здания не какие-то безликие стеклянные, а с элементами благородной старины, каждый дом со своим «лицом». Я думаю, что Саранск можно сравнить с Петербургом, в столице Мордовии так же хочется гулять, рассматривать. Я знаю, что в следующем году в Саранске будет грандиозный праздник 1000-летия Единения, я уверена намеченное к этому времени будет сделано. Молодец ваш Глава, ведь стабильность и порядок в регионе во многом зависит от руководителя, а в наше время редко где увидишь столь масштабное развитие региона.

«Известия Мордовии»