«Мордовских» будут судить

26.10.2011 11:57

Скоро начнется рассмотрение одного из самых громких дел в криминальной истории республики

Представители Следственного комитета по РМ передали в суд одно из самых громких дел в криминальной истории республики. Речь идет о нашумевшем деле группировки «Мордва». По обвинению в организации и участии в преступном сообществе, банде, заказных убийствах, покушениях на предпринимателей и вымогательствах с коммерсантов перед судом предстанут лидеры и участники криминального формирования, а также, как считает следствие, осведомитель группировки, бывший полковник, заместитель начальника криминальной милиции МВД по РМ Сергей Коцюбинский.

Всего по делу проходят 11 человек, и одними из главных обвиняемых являются Владимир Казанин, Вячеслав Маковчук (на фото) и Сергей Коцюбинский. Первых двух следствие обвиняет в организации преступного сообщества. Помимо них на скамью подсудимых сядут Александр Амелин, Борис Тимонькин, Валерий Калинин, Андрей Сяфуков, Виталий Колыженков, Александр Чугунов, Олег Вельматов и Семен Лавский (трое последних в отличие от других находятся под подпиской о невыезде). Среди инкриминируемых следствием статей фигурируют: «Организация и участие в преступном сообществе», «Организация и участие в банде», «Убийство», «Вымогательство», «Незаконный оборот оружия», «Принуждение к совершению сделки», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «Умышленное повреждение чужого имущества», «Легализация денежных средств», «Использование заведомо ложного документа». Дело по обвинению Казанина, Маковчука, Коцюбинского и их подельников насчитывает 184 тома, из которых 58 томов занимает только обвинительное заключение. Обвиняемые изъявили желание, чтобы их дело рассматривали присяжные заседатели.

Так задерживали Вячеслава Маковчука

Как считает следствие, криминальная структура, именовавшая себя «Мордвой», возникла в Саранске в конце 1988 года. К середине 90-х в формировании произошел раскол на два противоборствующих крыла – ефремовских и финаевских. Последних после криминальной войны возглавил Владимир Казанин, сюда же входил Вячеслав Маковчук и Вячеслав Дугушкин. Группа была вооружена пистолетами ТТ, наганами, парабеллумами и обрезами. Оружие требовалось в основном для решения вопросов с конкурентами. Казанин и его люди имели серьезный авторитет по «улице». Вскоре их структура добилась невиданной экономической мощи за счет подмятых под себя коммерческих предприятий.

Убийство полковника Лаврова

Одно из самых громких преступлений, которое инкриминируется подсудимым, – убийство 26 августа 1999 года исполнительного директора Ассоциации сотрудников правоохранительных органов Мордовии полковника милиции в отставке Виктора Лаврова. В организации этого преступления обвиняют Владимира Казанина (на фото).

На организацию убийства бывшего высокопоставленного сотрудника милиции «Мордву» подтолкнула развернувшаяся война за Центральный рынок Саранска. До появления Ассоциации сотрудников правоохранительных органов Мордовии Центральный рынок полностью контролировала «Мордва». Через одну из доверенных продовольственных компаний группировка арендовала как сам рынок, так и прилегающую к нему территорию. При этом все торговцы были вынуждены платить дань криминальным деятелям. Этот лакомый финансовый кусок приносил «мордовским» огромные деньги. Во многом за счет денег с рынка группировка и вооружалась, подкупала нужных людей во властных структурах, нанимала дорогих адвокатов.

Когда истек срок договора с продовольственной компанией, администрация города заключила договор на аренду рынка с Ассоциацией работников правоохранительных органов (АРПО) Виктора Лаврова. Это было сделано, чтобы выдавить «Мордву» с рынка. Подобный поворот событий лишал братков больших денег. Но договор с АРПО был заключен только на аренду торговых площадей на самом рынке, на околорыночную территорию продолжал действовать арендный договор с подконтрольной «Мордве» компанией.

Виктор Лавров, опираясь на возможности Ассоциации, решил очистить всю территорию рынка от бандитов. Городские власти поддержали полковника и через арбитражный суд попытались досрочно лишить предприятие «мордовских» права аренды околорыночной территории. Судебное заседание, на котором должен был решиться спорный вопрос, назначили на 26 августа 1999 года. Полковник Лавров намерен был выступить в суде, но до Саранска не доехал… Вопрос в тот день решился в пользу продовольственной компании.

Бригадиры теневой структуры не желали терять огромные прибыли с рынка и пошли на крайние меры – убийство Виктора Лаврова. Инициатором этого преступления, как установило следствие, выступил идеолог-основатель банды, криминальный авторитет Андрей Султанов (Султан).

Утром 26 августа 1999 года киллеры приехали в село Атемар Лямбирского района республики. Они знали, что Виктор Лавров вскоре должен проехать именно там. К дороге приволокли трубы, частично перегородили ими проезжую часть, выставили самодельный знак «Дорожные работы». Непосредственный исполнитель убийства Олег Конаков, одетый в строительную робу, с лопатой и сумкой в руках сидел в нескольких метрах от дороги. Получив сигнал от своего двоюродного брата Андрея Федоськина, который на мотоцикле обогнал машину Лаврова, Конаков перебежал на противоположную сторону дороги. Как только УАЗ стал объезжать заграждение по обочине, киллер, не вынимая автомата из сумки, открыл стрельбу. Все произошло на глазах людей, стоявших в тот час на автобусной остановке.

Виктор Лавров от полученных ранений скончался мгновенно. Водитель получил многочисленные огнестрельные ранения, однако смог выехать из-под огня. Изрешеченный пулями УАЗ доехал до расположенной неподалеку птицефабрики. Оттуда были вызваны «скорая» и милиция.

Через некоторое время были задержаны все исполнители этого прогремевшего на всю республику преступления. Участников покушения на Лаврова оказалось 13 человек. Год шло следствие. Еще год дело рассматривал Верховный суд Мордовии. По решению суда непосредственному исполнителю убийства Олегу Конакову было назначено пожизненное заключение. Андрея Султанова, признанного организатором убийства, суд приговорил к 25 годам лишения свободы. Остальные участники убийства получили сроки от 8 до 19 лет лишения свободы. Правда, некоторые приговоры по этому делу впоследствии были несколько смягчены.

Казанина разыскивал Интерпол

Правосудия удалось избежать Владимиру Казанину и Вячеславу Дугушкину (на фото) – они ударились в бега. Стоит заметить, что Дугушкин находится в розыске до сих пор. Разыскиваемому не только милицией, но и Интерполом Владимиру Казанину долгое время удавалось скрываться от правоохранительных органов. По данным Интерпола, в 2002 году появилась информация о том, что Казанина видели в Чехии на хоккейном матче, с этого момента он был объявлен в международный розыск. Его следы замечали в Турции и якобы даже во Франции, где он тайно встречался со своей семьей. Одно время по республике даже ходили разговоры, что Владимира Казанина уже нет в живых – якобы он был убит соратниками по криминальному миру. В действительности же он скрывался в Москве и других городах России. Казанин фактически жил новой жизнью, по паспорту он имел другую фамилию. Операции правоохранительных органов по поимке Казанина то и дело заканчивались провалом – кто-то постоянно предупреждал беглеца о всех планах правоохранителей.

Подозрения о том, что у «Мордвы» имелись свои люди среди сотрудников республиканского Министерства внутренних дел, были у силовиков давно. Сначала при обыске у мордовских были найдены копии фотографий членов конкурирующих группировок из базы МВД, затем было совершено покушение на убийство важного свидетеля по делу, фамилия которого была засекречена. Двух милиционеров, заподозренных в связях с братками, руководство МВД заставило уволиться. Однако в милицейском ведомстве все еще оставался предатель, который все эти годы помогал скрываться Владимиру Казанину. Вскоре сотрудники УФСБ установили, что Казанин поддерживает связь с заместителем начальника криминальной милиции Мордовии полковником Сергеем Коцюбинским.

Полковник Коцюбинский – чужой среди своих

Полковник милиции Коцюбинский был одним из первых, кто начинал работу в созданном подразделении по борьбе с организованной преступностью в Мордовии. Здесь он поднялся до должности заместителя начальника УБОП МВД по РМ. Когда Управление возглавил новый начальник, был переведен на работу в аппарат республиканского МВД на должность заместителя начальника криминальной милиции. Летом 2007 года он был выведен за штат Министерства внутренних дел Мордовии.

На службе в милиции Коцюбинский зарекомендовал себя как отличный оперативный работник. При его непосредственном участии были раскрыты многие громкие преступления в Мордовии – убийство в Саранске в 1993 году семьи Лебедевых, убийство членами организованной преступной группировки в 1994 году предпринимателя Давыдова. Кроме того, Коцюбинский участвовал и в раскрытии убийства руководителя Ассоциации работников правоохранительных органов РМ Виктора Лаврова. По иронии судьбы, на этом деле полковник и погорел.

По версии правоохранительных органов, Сергей Коцюбинский начиная с 2000 года не только помогал Казанину скрываться от следствия, но и сообщал ему секретную информацию о ходе расследования, за что регулярно получал крупные суммы денег. По данным следствия, за эти годы Коцюбинский пополнил свое благосостояние на 2,8 млн. рублей. 8 февраля 2008 года в одном из скверов Саранска соратник Казанина Олег Вельматов передал полковнику милиции очередные 250 тыс. руб., после чего обоих задержали оперативники УФСБ. Помимо этого следователи установили, что кроме Вельматова деньги Коцюбинскому передавал еще один сподвижник Казанина – Семен Лавский.

Одновременно с Коцюбинским в Москве оперативники мордовского УФСБ взяли и Владимира Казанина. Задержание произошло в квартире, где в последнее время жил разыскиваемый. Визит чекистов оказался для Казанина полной неожиданностью, сопротивления при задержании он не оказал. Операция по задержанию заняла не более 10 минут.

В отношении Коцюбинского было возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: «Разглашение государственной тайны», «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» и «Получение взятки в крупном размере», а также «Участие в преступном сообществе, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

В отношении Владимира Казанина было возобновлено уголовное дело, в рамках которого он обвиняется в организации убийства, организации преступного сообщества и банды и незаконном обороте оружия, вымогательстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. В отношении Вельматова и Лавского было возбуждено дело по обвинению в даче взятки должностному лицу.

После задержания Сергея Коцюбинского тогдашний министр внутренних дел Мордовии Николай Ларьков заявил следующее: «Я всегда говорил, что мы будем убирать из рядов внутренних дел сотрудников, которые нарушают законность. Таким сотрудником оказался Коцюбинский. На протяжении определенного времени его образ жизни изучался МВД и ФСБ. Теперь пришло время отвечать за свои деяния, и он предстанет перед судом.

Как такое стало возможно? Я вам скажу. Такое становится возможным, когда у людей на первое место выходят только большие деньги. Можно простить многое, но предательство интересов службы, своих товарищей, коллег простить нельзя. Поэтому сегодня он находится под арестом.
Я бы назвал Коцюбинского отголоском старой мордовской милиции. Мы знали о его деятельности. Всегда повторяю, что мы осведомлены о многих, и не только в системе МВД.

До июня 2007 года Коцюбинский занимал должность заместителя начальника криминальной милиции МВД по РМ. С июня же он находился в распоряжении МВД России, т.е. с того момента он формально состоял в штате ведомства, но каких-либо функциональных обязанностей не исполнял. С июня он то брал больничные, то находился в отпусках. Закон нам не позволял сразу его уволить, он мог восстановиться через суд».

Двойное убийство в Чамзинке

Владимир Казанин также обвиняется в организации двойного убийства в поселке Комсомольский Чамзинского района. Совершено оно было в октябре 1997 года, тогда были убиты Александр Гусаров и Олег Приказчиков. Долгие годы это убийство оставалось нераскрытым. 3 октября четверо парней, среди которых были и Гусаров с Приказчиковым, заехали на десятой модели «жигулей» во двор столовой по улице Калинина. В этом месте около полуночи у них должен был состояться серьезный разговор с «мордовскими». Однако беседы не получилось, раздалась автоматная очередь. Киллеры расстреляли своих недругов из-за угла сарая. Первыми же выстрелами был убит сидевший за рулем Александр Гусаров. Пуля угодила ему в голову. Тяжелые ранения получил Олег Приказчиков, его госпитализировали в больницу, но врачи не смогли спасти ему жизнь.

Двум другим пассажирам «жигулей» повезло – они остались живы, хотя тоже угодили в больницу. Один из парней был ранен в плечо, а другой – в бедро. Из медучреждения один из пациентов сбежал, не дожидаясь, когда киллеры нагрянут к нему в палату. На месте стрельбы возле гаражей сотрудники внутренних дел обнаружили брошенные стрелками автомат Калашникова и пистолет Макарова. Следствие полагает, что это убийство было инициировано по приказу Казанина.

Убрать свидетеля

«Мордовским» придется ответить за попытку убрать важного свидетеля по делу группировщиков, попавших на скамью подсудимых. Ныне 58-летней предпринимательнице лишь чудом удалось избежать смерти.
Одной из первых в Саранске она занялась бизнесом – открыла свой магазин по ул. Васенко. Но вскоре попала под «крышу» «Мордвы». Ежемесячно она была вынуждена платить дань браткам. Со временем бандиты настолько обнаглели, что по ее лицензии провернули финансовую операцию на 600 тыс. рублей. Деньги, естественно, забрали себе, а долг повис на ней. Тогда во время следствия предпринимательница отважилась дать показания против «мордовских», в том числе о подозреваемых в расправе над полковником милиции Лавровым. Женщина согласилась это сделать только при условии, что об этом никто из братков хотя бы до суда не узнает. Свидетельнице пообещали сохранить ее имя в тайне. Показания предпринимательницы помогли следствию продлить сроки содержания бандитов под стражей.

Однако подобная помощь правосудию стоила женщине здоровья и бизнеса. Учитывая связи «Мордвы» в республиканском МВД, браткам довольно быстро стало известно имя свидетельницы, которая согласилась дать показания по делу. В итоге женщина в один миг лишилась своего бизнеса, а затем едва не попрощалась с жизнью. Один из братков подкараулил ее у подъезда дома по ул. Советской. Женщина получила 9 ножевых ранений. Её спасла собака, которая спугнула киллера. Врачам пришлось удалить ей селезенку, часть желудка, кишечника, легкого, но, пробыв долгое время в реанимации, она выжила. После всего, что произошло, эта героическая женщина все равно дала показания на суде во время процесса по делу об убийстве Лаврова. И ночью неизвестные подложили под ее дверь гранату. Взрывом выбило две входные двери, женщина осталась жива. После этого, опасаясь за свою жизнь, она на несколько лет уехала жить в другой регион.

Летом 2009 года покушавшегося на жизнь предпринимательницы в Самаре задержали оперативники ОРЧ № 3 уголовного розыска МВД по РМ. Им оказался один из бойцов бригады. После покушений парень, скрываясь от правоохранительных органов, переехал в этот город. Устроился там на работу, завел семью и уже не ожидал, что за ним придут. Ему предстоит ответить за «Покушение на убийство, совершенное организованной группой». Приказ устранить свидетельницу он дважды получал от старших товарищей по группировке.

«Крыша» над универмагом

В 2000-х годах представители криминала активно пытались легализоваться. Нередко они силой входили в состав учредителей фирм, а в дальнейшем под нажимом «выдавливали» из них других владельцев и становились полноправными хозяевами. Один из финансистов «мордовских» вместе со своим руководителем помимо обвинения в «Участии в организованном преступном сообществе» и «Вымогательстве» ответит еще и за «Принуждение к совершению сделки».

Так, в январе 2004 года представители «Мордвы» смогли отжать у коммерсантов Центральный универмаг Саранска. По примерным подсчетам только в год прибыль торгового комплекса составляла несколько десятков миллионов рублей и должна была идти на развитие этого общества, улучшение условий труда работников, повышение заработной платы, а в итоге деньги шли бандитам.

Суть криминальной схемы была примерно такова: с подачи руководителей криминальной структуры финансист группировки заставил учредителей универмага заключить невыгодные для них сделки. Все это, естественно, сопровождалось давлением. Братки принудили заключить с ними договор аренды торговых площадей, условно говоря, за рубль. А сами группировщики сдавали эти торговые площади уже за десятки тысяч рублей. В итоге учредители получали копейки, а огромная часть денег шла «улице». Ущерб универмага по материалам дела оценен почти в 100 млн. рублей. В конце 2000-х правоохранительные органы смогли выдавить братков из универмага.

При расследовании уголовного дела возникали сложности, связанные прежде всего с необходимостью производства значительного объема следственных действий, что объясняется большим числом обвиняемых, потерпевших и значительным количеством преступных эпизодов. По уголовному делу назначено и проведено множество экспертиз, допрошены сотни свидетелей.

Обвиняемые начали знакомиться с материалами уголовного дела еще с июля 2009 года и закончили только осенью этого года.

Следствием собрана достаточная доказательная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в Верховный суд Республики Мордовия для рассмотрения по существу.

«Вечерний Саранск»