Саранск глазами «Старшего сына»

19.10.2011 09:35

12 и 13 октября у всех театралов Саранска был праздник: в город привез два своих спектакля Московский театр под руководством Олега Табакова, гораздо более известный как легендарная «Табакерка». Состоялось это событие благодаря тому, что Национальная театральная премия «Золотая маска» и Министерство культуры РФ проводят совместный проект – «Лучшие спектакли в городах России». Наш Саранск попал в число 30 городов, которые получили уникальную возможность увидеть самые интересные постановки театров-номинантов и лауреатов престижной российской театральной премии.

Вечер 12 октября, когда «Табакерка» давала в Национальном театре «Старшего сына» – одну из самых известных вампиловских пьес, начался с интриги. Выглядело все почти по Булгакову: тьма, пришедшая ниоткуда, не только накрыла вечерний город, но и погрузила в черноту само здание Национального – в нем отключилось электричество. Но публику это обстоятельство не смутило и не испугало. При свете мобильных телефонов народ сдавал в гардероб пальто и намерен был ждать спектакля, чего бы это ни стоило. И ожидания дисциплинированного саранского зрителя были полностью удовлетворены: в этот вечер он прикоснулся к подлинно высокому искусству.

Да, «Старший сын» – очень популярная пьеса, и ее театральные и телевизионные постановки известны многим. Первая и самая понятная ассоциация – телефильм с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях. Но актеры «Табакерки» привнесли новый, сегодняшний смысл в знакомый сюжет. И вместо мелодраматической комедии получилась жесткая и правдивая история о равнодушии и одиночестве.

Одну из главных ролей на сцене Национального в этот вечер сыграл Юрий Чурсин. Его «старший сын» абсолютно не похож на доброго шалопая Караченцова. Тут с первых же сцен – внутренняя ломка, неоплаченный счет ко всем отцам, вместе взятым. И удивительное перевоплощение, которому не помешал шлейф кино- и телеролей молодой звезды театра Табакова.

Чурсину 31 год. И для широкого зрителя он прежде всего хиромант – герой суперпопулярного одноименного сериала про провидца судеб. Как только сериал вышел на экраны, мы взяли у Юрия интервью, в котором он признавался, что часто при встрече с ним люди теперь просто протягивают руку, чтобы узнать свое будущее. Кстати, при работе над фильмом и режиссер, и актер действительно советовались с настоящим хиромантом, который кое-что им подсказал. Но в основном все было нафантазировано. «Курсы хиромантии никто не посещал! Для меня популярность, – сказал Юрий, – это количество интересных ролей, на которые актера начинают приглашать. А то, что в спину кричат «Хиромант!», – это не популярность, а одно из условий актерской профессии, побочный эффект».

К счастью, актер не стал заложником одной роли. В фильме «Изображая жертву» он – молодой циник, изображающий жертв убийц на месте преступления. В «Из пламя и света» Чурсин сыграл Лермонтова, в «Третий лишний» – молодого повесу. В спектакле «Примадонны» он надел женское платье, а для сериала «Побег» дал разрисовать татуировкой все тело. Чурсин много играет у Табакова, он – любимый актер в постановках и фильмах известного и модного российского режиссера Кирилла Серебренникова. И всегда психология его героев, их внутренний мир сливаются с актером, стирая грань между реальным и вымышленным образом. Настоящий Чурсин на подмостках нашего Национального появился только на поклоне, и лишь тогда публика поняла, что все увиденное – это игра. Очень профессиональная игра.

12 октября актеры «Табакерки» выходили на поклоны несколько раз: зал не отпускал звезд, нес цветы, стоя благодарил долгой, дружной овацией. Однако на пресс-конференции сразу после спектакля Юрий Чурсин не выглядел уставшим. Он много и подробно говорил о том, чем отличается их «Старший сын» от других постановок, как сложился их актерский ансамбль, что ему хотелось вложить в уста его героя. И был так же, как и на сцене, весьма убедителен. И, как выяснилось, очень наблюдателен. Последнее касается прогулки звезды по улицам Саранска. По его признанию, ему удалось пройтись по улицам Коммунистическая, Пролетарская и проспекту Ленина. Неузнанным не остался – автографы пришлось раздавать.

«В вашем городе меньше, чем в других городах, куда мы приезжали с гастролями, но все же идет страшная архитектурная потеря того, что предыдущие поколения оставили вам, этой земле. С этим обходятся нехорошо…».

Огорчило актера и отсутствие национальных блюд в меню саранских ресторанов. А также поразил обычай наших молодоженов вешать замки на мосту у парка и там же завязывать ленты на счастье. Такие обереги даже вызвали его вопрос: «Все эти обычаи – это же абсолютное шаманство! Думаю, язычество еще очень мощно сидит в вашем народе!».

Гость не смог выделить из своих киноролей самую любимую. Больше того, признался, что фильмов своих никогда не смотрит. Свои театральные и киноработы Чурсин не делит: «Успешная работа в театре, на мой взгляд, напрямую зависит от успешной работы в кино. Я не вижу противоречий, наоборот: интерес к актеру приходит через роли, которые он сыграл в кино. Там ты интересен багажом, который получил в театре. Все глубокие психологические движения отрабатываются на театральной сцене».

На вопрос же, чем он руководствуется в выборе работы, Чурсин ответил коротко: «Мнением жены». Жена Юрия – Анна – не принадлежит к актерской среде, отлично готовит, поэтому, по словам актера, в доме всегда уютно и царит теплая атмосфера. Очевидно, именно она подсказала супругу принять предложение сняться в продолжении культового сериала «Бригада». «Да, этот фильм называют продолжением сериала. Но в нем акцент смещен в историю сына Александра Белова – Ивана. Это кино о современной России. О том, что у всех на устах: политике, коррупции, цинизме спецслужб».

«Вечерний Саранск»