Мордовский йог, индийский жрец

05.10.2011 10:48

Индию многие воспринимают страной загадочной и самобытной, с обширными культурными традициями и оригинальным укладом жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта страна всегда вызывает живейший интерес у наших соотечественников. И часть из них бывают настолько сильно очарованы магическим обаянием индийской культуры, что создают на российских просторах свои маленькие индийские островки. Есть такой островок и в нашей республике. Правда, его население составляет всего лишь несколько человек. Все они четко следуют индийским традициям и ведут настоящий индийский образ жизни. В их числе самый известный йог Мордовии Михаил Маслов, для которого Индия много лет является неотъемлемой частью жизни.

«В 90-е годы я жил в другом регионе, работал на одном из крупных предприятий. А потом случилась характерная для того времени ситуация: предприятие обанкротилось. Мы все остались без гроша в кармане и не знали, как жить дальше. Но жить как-то было надо, и я, не найдя для себя другого трудового поприща (тогда это было ой как сложно!), пошел на улицу продавать книги. Это были обычные бульварные романы и познавательная литература. Несмотря на царившее в стране безденежье, эти книги более или менее раскупались. Среди них попадались и книжки по йоге. И народ раскупал эти пособия, как горячие пирожки. Меня это заинтриговало: чего же все находят там такого интересного? Прочитал одну, другую и… сам загорелся. Стал самостоятельно, без всяких наставников заниматься йогой. И достиг в этом определенных успехов. Как мне это помогло в сложный для меня жизненный период! И помогает в трудные минуты до сих пор.

Вскоре мы с единомышленниками открыли специальный клуб, где все желающие могли бы заниматься йогой. И народ ринулся к нам. Чем был вызван такой ажиотаж? Главная причина – желание поправить свое здоровье, ну а потом уже идет стремление изучить индийскую культуру – это, кстати, очень увлекает. Так что группы быстро пополнялись.

Затем я переехал сюда, в Саранск, и сейчас работаю преподавателем йоги. С некоторых пор в столице Мордовии это стало популярным. Хочу сказать, что у индийцев существует такое правило: либо ты постигаешь йогу с детских лет, либо, как говорится, не позорься. У нас же к этому можно прийти в любом возрасте. В числе посещающих мои уроки йоги люди разных возрастов и социальных слоев: 14-летние подростки и 60-летние пенсионеры, простые рабочие и довольно известные в республике личности. Все они очень разные, к каждому нужен определенный подход, но я всегда стараюсь контролировать ситуацию. Этому я научился у индийских мудрецов. Вот уже 20 лет я периодически посещаю эту страну и многое почерпываю из этих поездок: глубже изучаю индийские традиции, знакомлюсь с обычаями, охотно все это перенимая. И, должен сказать, с каждой моей поездкой Индия не перестает меня удивлять. Конечно, такие вояжи влетают нам с женой в копеечку, но, должен сказать, что это того стоит!».

Михаил Маслов посещает Индию во время проведения традиционных фестивалей йоги: «Индийцев, как это ни странно, там вообще немного, хотя как раз должно быть наоборот. Это же часть их культуры. И еще такая деталь этих мероприятий – бесконечные случаи воровства. Это уже стало чем-то вроде традиции. Причем воруют всегда индийцы, это уже сто раз доказано. Так что нужно быть всегда начеку, иначе останешься без денег».

По словам Михаила, приехав в Индию с супругой, они всегда испытывает настоящую эйфорию: «Какое это счастье – облачиться в традиционную индийскую одежду и пройтись в ней под жарким индийским солнцем! Моя супруга, с которой я обычно путешествую, тоже обожает свое красивое сари, которое ей, кстати, очень к лицу. Мы и в Мордовии можем запросто пройтись по улицам в индийских нарядах, не обращая внимания на безграничное удивление окружающих. И босиком пройтись по асфальту – запросто. В Индии, конечно, этим никого не удивишь, но в Саранске… В общем, не стоит лишний раз шокировать местный люд. Правда, наш народ уже ничем не удивишь, все давно успели привыкнуть к разного рода эксцентричности».

На шее у Михаила всегда деревянное ожерелье. По его словам, это священный оберег, с которым он никогда не расстается. Согласно легенде, индийское дерево туласи, из которого сделано это ожерелье, хранит человека от разного рода бед и напастей: «Я знаю очень много древних индийских легенд и поверий, так вот в одной из них прославляется сила и мощь этого дерева. Так что я никогда не расстаюсь со своим ожерельем. И действительно – это помогает в сложных жизненных ситуациях. Это уже проверенный временем факт.

Я вообще не рассматриваю неудачи и трудности как негативное, для меня это прежде всего – опыт, который меня духовно обогащает. Благодаря моему мировоззрению я научился лучше понимать себя и окружающую действительность. Все отрицательное, что я вижу вокруг, не ввергает меня в депрессию. Мое мировоззрение помогает конструктивно общаться с коллегами по работе, даже если я бываю с ними не согласен, легче переносить житейские трудности и быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне!».

По словам Михаила, большую часть времени он посвящает медитации: «Это помогает привести в порядок мысли и забыть о бесконечных проблемах. И еще каждое утро в родной Мордовии мы начинаем с традиционной молитвы – пуджи. А только потом, совершив этот священный ритуал, тщательно вымыв руки, принимаемся за еду. Хочу отметить интересный факт: для индийцев процесс мытья рук перед едой это традиция, которой они строго следуют. И всегда очень удивляются, как это европейцы в суете будней про это порой могут забыть. Но с другой стороны, например, когда мы с женой поселились в индийской гостинице, с удивлением обнаружили, что жившие до нас в номере индийцы не убрали за собой еду – она так и оставалась в разбросанном виде. Вот такая, понимаете ли, противоречивость во взглядах».

По словам Михаила, питаются они с женой, используя традиционные индийские рецепты и обязательно исключая из рациона мясо, рыбу и яйца: «А еще мы соблюдаем особую форму поста – два дня в месяц абсолютно ничего не едим и не пьем. Конечно же, для нас это обходится без последствий! Это ведь вообще не проблема. Вы даже не представляете, насколько такой своеобразный вид голодания полезен для здоровья! Об этом вам любой диетолог скажет».

Как говорит Михаил Маслов, особое место в его жизни занимают индийские праздники: «На Новый год, который по индийскому календарю приходится на конец марта – начало апреля, мы с друзьями, облачившись в индийскую одежду, сооружаем в комнате что-то вроде алтаря, зажигаем праздничный огонь, окуриваем комнату благовониями. Новый год в Индии отмечают чтением молитв у алтаря и дружескими беседами о смысле жизни, что мы с удовольствием и делаем.

А вот индийские свадьбы в Мордовии – это уже особый разговор. Дело в том, что я являюсь на этом празднике избранным жрецом, то есть совершаю сам обряд бракосочетания. Многие молодые пары ради экзотического приключения готовы этот самый обряд и в Индии устроить, если финансы позволяют, конечно. А мы в таких случаях просто отправляемся за город, где и проходит эта красивая церемония в индийском стиле. Как правило, вначале молодые пары официально сочетаются браком в загсе, а уже потом их ждет незабываемая индийская свадьба. Обряд совершается на санскрите (я изучал этот древний язык самостоятельно по сохранившимся чудом старым книгам). В открытой местности разводится огонь, вокруг которого собираются молодожены, а также их друзья и родственники. Затем я как жрец беру в руки тарелочку, на которую кладу колокольчик, цветы, фрукты и благовония (все это символизирует будущую счастливую жизнь молодоженов, достаток и процветание), и вращаю ее вокруг огня, при этом читая молитвы на санскрите. Далее следует так называемый ритуал узелков – уголок чадра (свадебной накидки жениха) привязывается к сари невесты, а уже потом этот узел нельзя развязывать семь дней – все это делается, чтобы брак был прочным. И в завершение следует традиционный обмен гирляндами, ритуал, который мы часто видим в индийских фильмах. Мне довелось поженить уже несколько таких пар, и они и не распадаются. У одной из них, кстати, уже трое детей. – «А все потому, что эти союзы хранят индийские божества!».

«Вечерний Саранск»