Леонид Куравлев: Самый «закрытый» из самых известных актеров отпразднует 75-летие без свидетелей

05.10.2011 09:54

Выдающийся российский актер, сыгравший почти в двух сотнях фильмов, – вот, собственно, и все, что известно о Леониде Куравлеве. Если порыться в Интернете, можно узнать, что у него есть жена – преподаватель английского, дочь-актриса и сын-технарь. Народный артист России, сыгравший в легендарных фильмах советской эпохи «Золотой теленок», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Место встречи изменить нельзя», нигде, кроме экрана, не светится. Чурается светских мероприятий, от чествований бежит как от чумы. Находясь на чужих юбилеях, никогда не берет слово, чтобы лишний раз не напоминать о своем присутствии.

К счастью, люди, близко знающие Леонида Куравлева – режиссер Георгий Данелия, актеры Сергей Юрский, Владимир Конкин, Наталья Крачковская, оказались разговорчивее, чем сам юбиляр. От них-то мы и узнали, какой он прекрасный человек – актер Леонид Куравлев…

Место встречи изменить нельзя

- Работа с Куравлевым – одно из самых приятных воспоминаний в моей жизни, – говорит актер Владимир Конкин. – Никогда не забуду первый съемочный день картины «Место встречи изменить нельзя». Это было 10 мая 1978 года в Одессе. Снимали знаменитую сцену в бильярдной, где Куравлев появляется в образе уголовника Копченого. Я тогда поразился – как из интеллигентного Лени Куравлева он перевоплотился в преступника, «ботающего по фене». Ведь в жизни он совсем не такой – в жизни он деликатный, тактичный, возвышенный человек. Мне кажется, его персонаж Пашка Колокольников из фильма «Живет такой парень» – это практически и есть Куравлев!

И хотя Владимир Конкин не был мальчиком с улицы – он к тому моменту уже имел звание заслуженного артиста – народный артист Леонид Куравлев был для него и кумиром, и примером того, каким актер в принципе должен быть.

- Во время съемок с Леонидом Вячеславовичем мы часто бывали костровыми на пикниках, – рассказывает Владимир Конкин. – Съемочная группа была огромной, и чьи-то дни рождения отмечали практически через день. Мы с ним жарили шашлык. Леня очень хорошо его готовит, и меня научил тоже. Мне, молодому актеру, было лестно, что у нас с ним есть общее дело вне работы – пусть это только шашлыки…

Но больше всего «Шарапова» и «Копченого» сблизила любовь к классической литературе.

- Мы в перерывах много говорили с Куравлевым о русской и зарубежной литературе – он большой ее знаток… После съемок мы с Леней практически больше не общались, к сожалению. А в 90-х годах по Первому каналу стали показывать передачу «Домашняя библиотека», в числе ведущих оказался и Леня Куравлев. И именно он порекомендовал создателям программы пригласить меня в качестве ведущего, за что я ему очень благодарен…

Идеальный Шура Балаганов

- «Золотой теленок» – очень сложное для экранизации произведение, – говорит Сергей Юрский, сыгравший в фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок» Остапа Бендера. – И тут, конечно, Леня оказался гениальной находкой. Даже когда читаешь роман – Шура Балаганов видится именно таким, каким его показал Леонид. И даже после того как фильм экранизировали еще раз – с Никитой Татаренковым в роли Балаганова, все равно образ Шуры ассоциируется именно с лицом Лени Куравлева. От этого никуда не денешься, и новым актерам и новому режиссеру не удалось переплюнуть то, что создал на экране Куравлев… Я до сих пор поражаюсь: как точно угадал Михаил Швейцер, что на эту роль нужно взять именно его!

А Михаилу Швейцеру и не надо было угадывать: за несколько лет до «Золотого теленка» Леня Куравлев, еще будучи студентом, уже снимался у него в фильме «Мичман Панин».

А случилось это так: на 4-м курсе ВГИКа Куравлев сдавал экзамен по вокалу – исполнял романс. Выворачивал душу наизнанку – а комиссия едва сдерживалась от хохота. «Не воспринимают меня всерьез!» – расстроился будущий актер, не понимая, что это «синтез» его простодушного лица и драматического текста любовного романса вывели из строя экзаменационную комиссию. После экзамена к расстроенному студенту подошла член комиссии режиссер Софья Милькина – жена Михаила Швейцера. И вручила Куравлеву сценарий фильма «Мичман Панин».

- Почитай, там есть один персонаж – матрос Камушкин. Примерься к нему, и посмотрим, что получится, – сказала Милькина. – А потом тебя Швейцер посмотрит – режиссер этого фильма.

А Швейцер, увидев Куравлева, заявил, что только этот паренек будет играть матроса-кочегара Камушкина. Он, и никто другой! И был очень доволен работой начинающего актера, его точным попаданием в роль. А когда собрался снимать «Золотого теленка», без всякого кастинга взял его на роль Шуры Балаганова. И снова попал в десятку!

Хотя сниматься у Швейцера было очень непросто: режим съемок был предельно жестким.

- Можно сказать, что мы с Леней прошли «школу Швейцера», – рассказывает Сергей Юрский. – У нас практически не было времени на отдых. Доходило до того, что актеры готовы были устроить забастовку, в отчаянии кричали режиссеру: «Да это уже невозможно, имейте совесть!». Но это мало помогало… Помню, когда съемки проходили в Юрьеве-Польском Ярославской области, нас не селили в гостиницах – мы останавливались у местных жителей, жили в избах… Город бедный, полуразрушенный, мрачный… Мне было очень тяжело… А Леня со всем справлялся блестяще, его такой жесткий режим ничуть не смущал! Я тогда понял, что Леня рожден для кино. Ведь я больше театральный актер, и киносъемочный режим для меня – испытание. А Леня на площадке – как рыба в воде: он погружается в обстоятельства, живет в них! И вот еще что я вам скажу: мало кто знает, какой он интересный человек! Однажды мы гуляли с ним по Юрьеву-Польскому вечером, а там кругом болота, лягушки квакают. И Леня говорит: «Послушай – какой у лягушек слаженный и сложно организованный хор!». И объяснил мне, что там есть солист, есть ансамбль, а сама композиция – трехчастная: в ней есть вступление, есть кода… Я был просто в шоке! И мы с ним стояли как вкопанные и слушали лягушачий хор! Потом они замолкли, прошла минута – лягушки отдохнули – и повторили все произведение с идеальной точностью! Вот такое открытие мы сделали с Леней во время съемок «Золотого теленка», и это все – благодаря его наблюдательности!..

Обаятельный аферист

Жорж Милославский в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» – одна из самых блистательных ролей Куравлева. Его фраза: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть!» – стала крылатой и бессмертной сразу же после выхода фильма.

- В Куравлеве необычно и прекрасно сочетаются два качества: он любит пошутить, но при этом выглядит очень серьезным, – рассказывает актриса Наталья Крачковская, которая снималась с ним в комедии Гайдая. – Но Леонид Вячеславович не терпит никакого панибратства. Однажды я наблюдала такую картину: незнакомый мужчина подошел к Куравлеву сзади и по-простому хлопнул его по плечу: «Здорово, Ленька!». Куравлев медленно обернулся, его лицо вытянулось от возмущения, и он так посмотрел на этого человека, что даже мне не по себе стало! Тот извинился и быстренько удалился…

Съемки картины «Иван Васильевич меняет профессию» проходили в весьма демократической по тем временам обстановке.

- Куравлев часто спорил с Леонидом Гайдаем! – вспоминает Крачковская. – Помню, иногда я даже смотрела на них – и думала: «Ну, все – сейчас подерутся!». Причем они не кричали друг на друга, а наоборот – говорили очень спокойно. Но напряжение возникало такое, что – мама, не горюй! Я всегда старалась в такие моменты быть где-то поблизости – как говорится, на всякий пожарный случай. Ведь оба они – и Гайдай, и Куравлев – мужчины очень интеллигентные и ругаться при даме не стали бы…

Гайдай прощал Куравлеву его «особое мнение» и приглашал в свои новые картины: «Не может быть!», «Опасно для жизни!»…

- Многие именитые режиссеры мечтали заполучить Куравлева, – говорит Наталья Крачковская. – И дело не только в его таланте – Леонид поразительно работоспособен! Когда он на съемочной площадке – его ничто больше, кроме работы, не интересует. Ко всему он – настоящий мужчина, заботящийся о своей семье: верный муж, заботливый отец. У него двое замечательных взрослых детей – сын и дочь. Он никогда не занимался их протекцией, и они состоялись в своих профессиях. Леонид Куравлев – это и есть та самая каменная стена, о которой мечтает каждая женщина, – надежная защита и опора. И трудно поверить, но при житейской практичности он умудряется оставаться романтиком. Помню, однажды он мне сказал, что едет с дочерью в Петербург. Я спросила: «Зачем?». А он ответил: «Буду дарить Кате этот прекрасный город!». Ну, разве это не романтично?..

Афоня

- Забавно, но Куравлева на роль Афони мы сначала не рассматривали даже как запасной вариант, – рассказывает Георгий Данелия. – Вопрос о главном герое стоял очень остро. Ведь у него много плохих поступков: он врет, халтурит, изворачивается, обманывает и бросает девушку, которая в него влюблена. Но в конце фильма зритель должен был его простить – в этом и была вся задумка! Мы перебрали всех звезд того времени: и Караченцова думали взять, и Высоцкого. Но что-то в них меня не устраивало. И потом вдруг я понял, что именно: у них Афоня получался злой, суровый, несимпатичный… Мне самому в ходе проб в какой-то момент стало неприятно думать об этом персонаже, а снимать про него фильм – и подавно. И когда я уже почти расстался с этой мыслью – вдруг как-то раз на улице совершенно случайно встретил Куравлева. И тут же понял, что это и есть мой Афоня! Ведь в Леониде кроме внешнего обаяния есть внутренняя доброта, которая располагает к себе. Поэтому зритель, глядя на героя в его исполнении, прощает ему плохие поступки…

Кстати, познакомились они за много лет до этой «исторической» встречи. Однокурсница Куравлева Софико Чиаурели – двоюродная сестра Георгия Данелии – пригласила их обоих на свой день рождения.

- Я увидел симпатичного парнишку, который с чувством, красиво пел «Стежки-дорожки», – вспоминает Данелия. – Мне очень тогда понравилось, как Леня поет. А потом я увидел его в фильме «Мичман Панин» – мне он там тоже очень понравился, и я подумал, что с удовольствием снял бы его в какой-нибудь своей картине…

Нельзя сказать, что роль Афони далась Куравлеву легко. Ради нее актеру пришлось похудеть на 12 килограммов. Режиссеру даже пришлось останавливать Леонида, когда тот с фанатизмом начал сбрасывать вес.
На съемках «Афони» Куравлев демонстрировал удивительную скромность, даже стеснительность. Например, в постельной сцене с актрисой Евгенией Симоновой Куравлев наотрез отказался раздеваться и лежал под одеялом в брюках и майке.

- Леонид долго кричал, что он не мускулистый спортсмен какой-нибудь, чтобы сниматься неглиже, – вспоминает Георгий Данелия. – В итоге нам пришлось пойти ему на уступку… Могу сказать по секрету: именно Куравлев преобразил всю картину, и сейчас даже трудно себе представить Афоню иным… Кстати, и в жизни Леонид – весьма порядочный человек. С ним очень легко работать – у него никогда не было звездной болезни. И приятно сейчас наблюдать за тем, что он до сих пор востребован – снимается в фильмах, сериалах. Это прекрасно! Я видел немало фильмов с Куравлевым, и он меня ни разу не разочаровал!

«Вечерний Саранск»