«Олимпийские игры» мордвы
22.09.2011 10:42
В рамках Международного спортивного форума состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «100-летие Олимпийского движения в России и празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства как символы единства многонациональной страны». Специально к конференции в нашей республике был издан буклет «Олимпийские игры» мордвы» Павла Мигунова.
Первые игры мордвы
Как рассказывает в своей книге Павел Мигунов, мордовский народ воинскому искусству обучил еще Тюштя. Тюштя (Тюштян) герой мордовского эпоса, реально живший, по мнению историков, примерно между IV и VIII веками. Тюштя научил мордву многим ремеслам. А когда настало время защищаться от врагов, собрал большое войско и обучил его воинскому искусству. Для всех мужчин Тюштя провел первое испытание: те кто забежит на высокую гору вслед за ним, станут воинами. Состязания устраивались и среди войска, самые сильные и ловкие воины назначались ушмандеями (военачальниками). После победы над очередным врагом устраивались игры (налксамат), на которых молодые парни показывали свою силу, умение владеть оружием, показывали свою готовность стать воинами. Это и были первые «Тюштянь налксемат» (Игры Тюшти).
Кстати, и сегодня с мордовских селах, когда говорят о самых давних временах, обозначают их как Тюштянь пинге (времена Тюшти).
Сильные и миролюбивые
Во всех сказках и преданиях мордовские мужчины, воины описываются как люди, обладающие огромной физической силой, но кротким, дружелюбным нравом. Сказка «Сабан – богатырь» рассказывает о ссоре русского богатыря и мордовского парня Сабана. Сабан, для того чтобы уладить конфликт, предложил конному богатырю спешиться и помериться силой без холодного оружия. Долго боролись русский и мордовский богатыри, но Сабан изловчился, схватил соперника под бока и бросил что есть силы на землю. Повалился тот на обе лопатки и застонал. А Сабан достал из-за пояса веревку и скрутил богатырю руки крепким узлом.
- Ступай туда, откуда приехал. Только тот тебя развяжет, кто связал, - сказал так Сабан, поднял дубовое бревно на плечо и пошел своей дорогой…
Мордовские богатыри
Рассказывает Павел Мигунов и о реальных мордовских богатырях.
В селе Ачадово Зубово-Полянского района жил мордвин, который весил более 120 кг. Он был смирным и тихим, но во время традиционных поединков по борьбе мог запросто победить 10 сельских силачей, да еще подкидывал их на крышу сарая, за что его и прозвали Сараем.
Один из потомков Сарая – Фадей Шамонин – Фотька, имел очень высокий рост и могучие плечи, в его полушубок помещались два взрослых человека. Как-то Фотька боролся с ручным медведем, и когда зверь застонал от боли, отпустил косолапого. Но Потапыч поднялся и порвал шубу Фотьки, тот, разозлившись, одним ударом убил зверя.
В селе Баево Ардатовского района жили силачи братья Аверьяновы. Старший – Вармя бодя – дедушка Ветер одним ударом мог проломить добротную дверь.
В Большеигнатовском районе и сегодня живут потомки сильнейших людей. Алексей Болев из села Чукалы применял такой прием: захватывал противника под мышки, раскручивал его, а затем резко бросал. Многие из бойцов теряли сознание. Поэтому против Болева никто не рисковал выходить на поединок. Мои знакомые из Игнатова рассказывают о невероятной силе Александра Фролова, который сейчас живет в Москве. Он постоянный победитель проводимых в Игнатове Игрищ.
Также нельзя не отметить мастера спорта СССР по самбо, уроженца Большеберезников-ского района Михаила Аношкина, мастера спорта международного класса по дзюдо, чемпиона Европы, чемпиона мира среди ветеранов Виктора Раздолькина из Атяшева. Мастера спорта СССР братья Константин и Владимир Кокурины из Ичалковского района, Константин Комаров из Большого Игнатова являются основателями современной школы борьбы в Мордовии - великой школы, воспитавшей сотни мастеров спорта и олимпийского чемпиона Алексея Мишина.
Кто прав,тот победит
Как пишет Павел Мигунов, наши предки даже свои споры решали с помощью борьбы. Считалось, что Бог поможет правому одержать победу в поединке.
В своих рассказах мордовские старожилы подчеркивали, что между праздниками, во время постов, драк практически не было. А во время больших церковных праздников устанавливали «правоту» с помощью борьбы. Боролись в одиночку, целыми семьями, родами, а то и деревнями.
Топонимика и география борьбы
В далеком прошлом состязательная борьба занимала достаточно важное место, что отразилось и на топонимических названиях: тюрема пакся, тюрема латко, тюрема лашмо, так обозначались места, где издавна проходили рукопашные схватки.
На моей малой родине в селе Дюрки Атяшевского района также есть Тюрема луга (луг для борьбы), где по праздникам встречались борцы из Дюрек и села Пиксяси Ардатовского района. Обычно поединки проходили на Троицу, Николин день. Причем боролись не из-за злобы, вражды, а чтобы выявить сильнейших. Борьба проходила как один на один, так и стенка на стенку. Женщины и дети в это время собирали цветы, плели венки, ходили по лесу, пели песни. К вечеру начинались основные празднества с богатым угощением, супом, сваренным на костре. Правда, сейчас от этой традиции осталось только название – Тюрема луга…
В каждом районе поединки проходили по разному, и по правилам, и по срокам проведения.
В Белинском районе Пензенской области, где издавна живет большая мордовская диаспора, кулачные бои назначались всегда на Троицу, в Большеигнатовском районе через неделю после Троицы проходили Игрища, в селе Кочкурово Дубенского района мужчины сходились стенка на стенку зимой, а летом устраивали поединки с применением бросковой и ударной техники. В Вадовских Селищах Зубово-Полянского района традиционной является борьба на поясах.
Будущее мордовских Игрищ
Сегодня традиции проводить состязания по борьбе сохраняют наши праздники Акша Келу и Раськень (Велень) Озкс. Павел Мигунов, который возрождает не только мордовскую борьбу, но и традиционные состязания мордвы - стрельбу из лука, бросание топора, копья, ножа, поднимание бревна, перетягивание палки, бросок на дальность большого деревянного мяча - старается внедрить спортивные состязания не только в районах Мордовии. Его часто приглашают на мордовские праздники в Самарскую, Нижегородскую области, в Удмуртию.
- Радует, что молодежь активно участвует в соревнованиях, интересуется игровыми традициями предков, - говорит Павел Валерьевич.
Первые игры мордвы
Как рассказывает в своей книге Павел Мигунов, мордовский народ воинскому искусству обучил еще Тюштя. Тюштя (Тюштян) герой мордовского эпоса, реально живший, по мнению историков, примерно между IV и VIII веками. Тюштя научил мордву многим ремеслам. А когда настало время защищаться от врагов, собрал большое войско и обучил его воинскому искусству. Для всех мужчин Тюштя провел первое испытание: те кто забежит на высокую гору вслед за ним, станут воинами. Состязания устраивались и среди войска, самые сильные и ловкие воины назначались ушмандеями (военачальниками). После победы над очередным врагом устраивались игры (налксамат), на которых молодые парни показывали свою силу, умение владеть оружием, показывали свою готовность стать воинами. Это и были первые «Тюштянь налксемат» (Игры Тюшти).
Кстати, и сегодня с мордовских селах, когда говорят о самых давних временах, обозначают их как Тюштянь пинге (времена Тюшти).
Сильные и миролюбивые
Во всех сказках и преданиях мордовские мужчины, воины описываются как люди, обладающие огромной физической силой, но кротким, дружелюбным нравом. Сказка «Сабан – богатырь» рассказывает о ссоре русского богатыря и мордовского парня Сабана. Сабан, для того чтобы уладить конфликт, предложил конному богатырю спешиться и помериться силой без холодного оружия. Долго боролись русский и мордовский богатыри, но Сабан изловчился, схватил соперника под бока и бросил что есть силы на землю. Повалился тот на обе лопатки и застонал. А Сабан достал из-за пояса веревку и скрутил богатырю руки крепким узлом.
- Ступай туда, откуда приехал. Только тот тебя развяжет, кто связал, - сказал так Сабан, поднял дубовое бревно на плечо и пошел своей дорогой…
Мордовские богатыри
Рассказывает Павел Мигунов и о реальных мордовских богатырях.
В селе Ачадово Зубово-Полянского района жил мордвин, который весил более 120 кг. Он был смирным и тихим, но во время традиционных поединков по борьбе мог запросто победить 10 сельских силачей, да еще подкидывал их на крышу сарая, за что его и прозвали Сараем.
Один из потомков Сарая – Фадей Шамонин – Фотька, имел очень высокий рост и могучие плечи, в его полушубок помещались два взрослых человека. Как-то Фотька боролся с ручным медведем, и когда зверь застонал от боли, отпустил косолапого. Но Потапыч поднялся и порвал шубу Фотьки, тот, разозлившись, одним ударом убил зверя.
В селе Баево Ардатовского района жили силачи братья Аверьяновы. Старший – Вармя бодя – дедушка Ветер одним ударом мог проломить добротную дверь.
В Большеигнатовском районе и сегодня живут потомки сильнейших людей. Алексей Болев из села Чукалы применял такой прием: захватывал противника под мышки, раскручивал его, а затем резко бросал. Многие из бойцов теряли сознание. Поэтому против Болева никто не рисковал выходить на поединок. Мои знакомые из Игнатова рассказывают о невероятной силе Александра Фролова, который сейчас живет в Москве. Он постоянный победитель проводимых в Игнатове Игрищ.
Также нельзя не отметить мастера спорта СССР по самбо, уроженца Большеберезников-ского района Михаила Аношкина, мастера спорта международного класса по дзюдо, чемпиона Европы, чемпиона мира среди ветеранов Виктора Раздолькина из Атяшева. Мастера спорта СССР братья Константин и Владимир Кокурины из Ичалковского района, Константин Комаров из Большого Игнатова являются основателями современной школы борьбы в Мордовии - великой школы, воспитавшей сотни мастеров спорта и олимпийского чемпиона Алексея Мишина.
Кто прав,тот победит
Как пишет Павел Мигунов, наши предки даже свои споры решали с помощью борьбы. Считалось, что Бог поможет правому одержать победу в поединке.
В своих рассказах мордовские старожилы подчеркивали, что между праздниками, во время постов, драк практически не было. А во время больших церковных праздников устанавливали «правоту» с помощью борьбы. Боролись в одиночку, целыми семьями, родами, а то и деревнями.
Топонимика и география борьбы
В далеком прошлом состязательная борьба занимала достаточно важное место, что отразилось и на топонимических названиях: тюрема пакся, тюрема латко, тюрема лашмо, так обозначались места, где издавна проходили рукопашные схватки.
На моей малой родине в селе Дюрки Атяшевского района также есть Тюрема луга (луг для борьбы), где по праздникам встречались борцы из Дюрек и села Пиксяси Ардатовского района. Обычно поединки проходили на Троицу, Николин день. Причем боролись не из-за злобы, вражды, а чтобы выявить сильнейших. Борьба проходила как один на один, так и стенка на стенку. Женщины и дети в это время собирали цветы, плели венки, ходили по лесу, пели песни. К вечеру начинались основные празднества с богатым угощением, супом, сваренным на костре. Правда, сейчас от этой традиции осталось только название – Тюрема луга…
В каждом районе поединки проходили по разному, и по правилам, и по срокам проведения.
В Белинском районе Пензенской области, где издавна живет большая мордовская диаспора, кулачные бои назначались всегда на Троицу, в Большеигнатовском районе через неделю после Троицы проходили Игрища, в селе Кочкурово Дубенского района мужчины сходились стенка на стенку зимой, а летом устраивали поединки с применением бросковой и ударной техники. В Вадовских Селищах Зубово-Полянского района традиционной является борьба на поясах.
Будущее мордовских Игрищ
Сегодня традиции проводить состязания по борьбе сохраняют наши праздники Акша Келу и Раськень (Велень) Озкс. Павел Мигунов, который возрождает не только мордовскую борьбу, но и традиционные состязания мордвы - стрельбу из лука, бросание топора, копья, ножа, поднимание бревна, перетягивание палки, бросок на дальность большого деревянного мяча - старается внедрить спортивные состязания не только в районах Мордовии. Его часто приглашают на мордовские праздники в Самарскую, Нижегородскую области, в Удмуртию.
- Радует, что молодежь активно участвует в соревнованиях, интересуется игровыми традициями предков, - говорит Павел Валерьевич.
«Известия Мордовии»