Песни Луньги - шедевры мордовской культуры
12.09.2011 09:12
Прошлым летом в село Луньга Ардатовского района приезжал профессор консерватории из Москвы. Вместе со студентами они собирали и записывали в селе бесценное и неповторимое богатство – старинные эрзянские песни. Столько было перепето песен за эти несколько дней, так тряхнули стариной все женщины, в разные годы певшие в ансамбле «Сырнень суркске», что эти песенные дни остались в памяти до сих пор. Больше 20 лет ансамбль поет песни, вызволенные из неисчерпаемой кладовой народной памяти, которые исстари пелись только в этом селе.
В 2005 году на заключительном концерте республиканского фестиваля Ардатовский район представлял луньгинский ансамбль с песней «Вай, туян, туян Яик масторов». В этой песне горюет мужик о том, что нет у него детей в семье. И оттого уедет он на край земли, там возьмет в жены казачку-красу, она родит ему сына – тот начнет ему лапти плести, а дочку родит – та сразу веретено возьмет в руки, и все в его жизни наладится. И мечтает он, и надеется. Но ведь знает сам, что годы ушли, не уедет он в даль бескрайнюю. И печаль его только песнею и останется, песней светлою, как его душа. До этого дипломантами фестиваля они становились с песней «Сюпав Макаро», в которой 16 куплетов о том, как богат и знатен Макаро, всякого богатства у него полно, но вот только родятся в семье одни дочери и некому выехать с ним в поле делать тяжелую мужскую работу. Песню «Одонь одирьва» вспоминали всем селом, записывали по куплетам. С этими песнями ансамбль выступал в Саранске, Болдине, в Порецком, побывал в Эстонии.
Простые женщины, всю жизнь тяжело работавшие, но любящие родной язык, добровольно взяли на себя ответственность за сохранность песенной кладовой села. Луньгинские песни в настоящее время признаны шедевром мордовской культуры. И кладовые эти неисчерпаемы до сих пор. Еще в прошлом году Мария Дмитриевна Калдоркина, которой за 70 лет, вспомнила две очень старинные песни - «Катерина» и «Палага». В первой поется о том, как Катерине, работающей в поле, сообщают, что ее приехали сватать за старика, а она отвечает, что постелет старому такую жесткую постель, что он от нее откажется. А молодому застелет столь мягкую, что он обрадуется. Песня «Палага» печальна и грустна, поется на два голоса. Женщина просит ветра, грома, молнию и дождя с такой силой пролиться на землю, чтобы разрушилась тюрьма и вышел оттуда ее муж, без которого ей так трудно растить детей.
Надежда Николаевна Мартынова, тридцать лет работающая директором ДК, является главным вдохновителем и хранителем эрзянской культуры села. Она понимает, что женщины уходят, как не стало уже лучших певуний, обладавших уникальными голосами, – Анны Васильевны Татаровой и Анны Васильевны Харитоновой, и потому все время тормошит село, спешит собрать и сохранить все его богатства, которые не измеряются деньгами.
В 2005 году на заключительном концерте республиканского фестиваля Ардатовский район представлял луньгинский ансамбль с песней «Вай, туян, туян Яик масторов». В этой песне горюет мужик о том, что нет у него детей в семье. И оттого уедет он на край земли, там возьмет в жены казачку-красу, она родит ему сына – тот начнет ему лапти плести, а дочку родит – та сразу веретено возьмет в руки, и все в его жизни наладится. И мечтает он, и надеется. Но ведь знает сам, что годы ушли, не уедет он в даль бескрайнюю. И печаль его только песнею и останется, песней светлою, как его душа. До этого дипломантами фестиваля они становились с песней «Сюпав Макаро», в которой 16 куплетов о том, как богат и знатен Макаро, всякого богатства у него полно, но вот только родятся в семье одни дочери и некому выехать с ним в поле делать тяжелую мужскую работу. Песню «Одонь одирьва» вспоминали всем селом, записывали по куплетам. С этими песнями ансамбль выступал в Саранске, Болдине, в Порецком, побывал в Эстонии.
Простые женщины, всю жизнь тяжело работавшие, но любящие родной язык, добровольно взяли на себя ответственность за сохранность песенной кладовой села. Луньгинские песни в настоящее время признаны шедевром мордовской культуры. И кладовые эти неисчерпаемы до сих пор. Еще в прошлом году Мария Дмитриевна Калдоркина, которой за 70 лет, вспомнила две очень старинные песни - «Катерина» и «Палага». В первой поется о том, как Катерине, работающей в поле, сообщают, что ее приехали сватать за старика, а она отвечает, что постелет старому такую жесткую постель, что он от нее откажется. А молодому застелет столь мягкую, что он обрадуется. Песня «Палага» печальна и грустна, поется на два голоса. Женщина просит ветра, грома, молнию и дождя с такой силой пролиться на землю, чтобы разрушилась тюрьма и вышел оттуда ее муж, без которого ей так трудно растить детей.
Надежда Николаевна Мартынова, тридцать лет работающая директором ДК, является главным вдохновителем и хранителем эрзянской культуры села. Она понимает, что женщины уходят, как не стало уже лучших певуний, обладавших уникальными голосами, – Анны Васильевны Татаровой и Анны Васильевны Харитоновой, и потому все время тормошит село, спешит собрать и сохранить все его богатства, которые не измеряются деньгами.
«Известия Мордовии»