Аргентинского скульптора Саранск поразил своей изменчивостью

07.09.2011 14:11

В Саранске подошла к концу первая скульптурная биен-нале, посвященная 135-летию со дня рождения С.Д. Эрьзи и 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Ее результатам стало появление у главного музея республики десяти скульптур, выполненных мастерами из России, Украины, Сирии и Аргентины. Больше двух недель интернациональная команда скульпторов выпиливала, вырезала из известняка свои работы. Тема – «Родина, семья, материнство» – оказалась близка всем участникам, каждый из мастеров продемонстрировал свое видение вечных ценностей. Для Тагира Субханкулова из Башкирии – это волчица с детенышем, для сирийца Мухаммеда Бажано – птица феникс, для аргентинца Пабло Домпе – женщина с сердцем вместо головы, названная автором «Мудрая».

Пабло Домпе приехал в Саранск позже других художников, он в последний момент заменил заболевшего коллегу. В России 34-летний скульптор из Буэнос-Айреса побывал впервые. Поэтому строящийся Саранск стал для него первым впечатлением о стране в целом. И хотя две недели, проведенные в нашем городе, были полны напряженной работы, аргентинцу удалось составить свое мнение о городе, людях и коллегах по проекту.

Испанский и итальянский – два языка, которые для Пабло являются родными, – для саранских журналистов могли стать серьезной помехой полноценному общению с гостем, если бы не отец Дмитрий, освоивший итальянский во время обучения в Италии оперному пению. На пресс-конференции он выступил в роли переводчика. Все остальное время в общении с коллегами и горожанами Пабло помогали неплохое знание английского и всем понятный язык жестов. После двухнедельного пребывания в Саранске его багаж пополнился еще и двумя десятками русских слов. Он запомнил не только «здравствуйте», «спасибо», «хорошо» и «работать», самые яркие впечатления у Пабло связаны со словами «баня» и «храм». И если баня стала для него настоящим испытанием на прочность, то православные храмы и церковные песнопения оказались открытием для искушенного музыкального слуха скульптора из Аргентины. Наполовину итальянец Пабло, что называется, с молоком матери впитал любовь к музыке, занимающей в его жизни большое место.

Талантливый человек талантлив во всем – Пабло живое воплощение этой прописной истины. Это становится ясно уже из его довольно внушительного послужного списка, в котором не только участие во всевозможных выставках и художественных проектах, но и множество дизайнерских работ в Европе и на родине, сценография для парижских театров. Кроме того, он создает музыкальные инструменты, ювелирные изделия, фотографирует и все время учится чему-то новому.
Пабло родился и вырос в семье, где творчество – процесс естественный и постоянный. Папа – известный аргентинский скульптор (во время саранской биеннале он участвовал в подобном мероприятии в Корее), мама – итальянская художница, старшая сестра – художник по татуировкам. С самых ранних лет Пабло учился не только у папы и мамы. Его окружали талантливые люди – друзья родителей. Его образование составляют фабрика искусств Фабиана Барреда, курсы ювелирного мастерства Марии Медичи, музыкальная консерватория и институт туризма и гостиничного бизнеса. Сам аргентинец говорит о своем образовании так: «Мои университеты – это работа, работа и работа».

Пабло с удовольствием трудится в разных странах, его работы есть в Бельгии, Германии, Швейцарии, Франции и Уругвае, а теперь и в России.
Пабло Домпе работает с разными материалами: мрамор, железо, дерево. Но, по собственному признанию, предпочитает дерево, в частности – кебрачо, открытое нашим земляком Степаном Эрьзей. «Мне очень нравится, как аккуратно, любовно он обращался с деревом, как передавал движение. Его работы дышат экспрессией. Я знаком со многими из них, хранящимися в Аргентине. Благодаря отцу и его друзьям я много узнал о судьбе и творчестве русского Родена, как его заслуженно называют во всем мире. К сожалению, мое поколение Эрьзю почти не знает. Я очень горжусь, что участвую в биеннале, посвященной его творчеству, и мне нравится находится здесь, в его музее. Когда я поднимаюсь на второй этаж, я чувствую себя на родине. Потому что здесь меня окружают скульптуры из родного дерева, с которым я работаю у себя дома. Я хорошо понимаю Эрьзю, мне очень близок подход к материалу. То, как органично он его чувствует, как передает динамику движения. Из его скульптур, выполненных в мраморе, мне больше всего нравится Ева. Я счастлив, что моя работа будет стоять здесь на родине Эрьзи, рядом с его музеем».

За время биеннале Пабло очень сдружился с коллегами из России. Это тот случай, когда языковой барьер не стал преградой. Старшие коллеги, что называется, взяли его под свое крыло – снабдили необходимым инструментом, помогли советом, морально поддерживали. Татьяна Невеселая, скульптор из Смоленска и мама троих взрослых сыновей, опекала Пабло и подбадривала. Делясь впечатлениями о заокеанском коллеге, Татьяна Ивановна подчеркивала: «Он очень общительный, веселый парень, с ним легко работать и отдыхать. Он с нашими ребятами даже музыкальный ансамбль за эти дни создал, играли на разных инструментах, импровизировали». К слову, Пабло играет на гитаре, мандолине, банджо, барабанах и нескольких экзотических инструментах, а еще неплохо поет.

Голубые ели, растущие у музея, побелели от известняковой пыли, шум работающих «болгарок» не очень способствовал общению, а продолжающаяся реконструкция улицы Коммунистической надежно отсекала компанию скульпторов от любопытных горожанам. Но, несмотря на все это, время, проведенное в Саранске, стало для Пабло незабываемым. И на вопрос, приедете ли к нам еще, он отвечает – только позовите. «Здесь очень гостеприимные люди. Ко мне подходили прохожие и приветствовали, дарили сувениры, книги. Погода была просто замечательной. Я так рад общению с вашими художниками, это очень ценный опыт».

Пабло многое удивляло в нашем городе. Порции в наших ресторанах казались ему огромными, а сам Саранск поразил его своей изменчивостью. Как шутит аргентинец, «утром я уходил по старой улице, а вечером возвращался уже по новой. У вас тут все так стремительно меняется, я не успевал ни к чему привыкнуть».

О своем даре музею – скульптуре, рожденной под небом Мордовии, Пабло говорит следующее: «Это абстрактный женский образ, воплощение свободы. Женщина чувствует и думает сердцем, поэтому у моей «Мудрой» вместо головы сердце». Скульптор, живописец, график, ювелир и музыкант Пабло Домпе уезжал из нашего города с массой положительных эмоций и обещал приехать опять, на следующую биеннале, которая состоится в следующем юбилейном для Мордовии году.

Первая саранская биеннале завершилась торжественным закрытием, на котором скульпторы получили дипломы от Министерства культуры, денежные премии, новые альбомы Эрьзи и диск с фильмом, снятым Александром Зиминым во время работы биеннале. Свои дипломы участникам от лица Епархии вручил и отец Александр.
Все работы, оставшиеся в дар городу, горожане могут увидеть своими глазами во внутреннем дворе эрьзинского музея.

«Вечерний Саранск»