На что жалуются мордовские потребители?

31.08.2011 11:51

Российский бизнес не желает взрослеть – с таким заявлением выступили на днях эксперты отечественного Союза потребителей. По их мнению, вместо того чтобы совершенствовать свою деятельность, предпринимательство зачастую лишь ищет пробелы в действующем законодательстве и активно ими пользуется. Специалисты республиканского Роспотребнадзора не столь категоричны в высказываниях, хотя и признают, что в изобретательности нашему бизнесу точно не откажешь.

В лидерах – ЖКХ

Львиная доля поступающих в ведомство обращений занимают жалобы на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. Причем, если раньше граждане выражали недовольство объемами их поставок и качеством оказания, сейчас оспариваются сама методика и сложившаяся практика ценообразования.

Речь идет, прежде всего, о попытках ввести потребителя в заблуждение. Около года назад, к примеру, многие граждане обратили внимание на то, что плата за электроснабжение стала начисляться не на основании показаний приборов учета, а по нормативам. При этом управляющие компании едва ли не в унисон сослались на несоответствие установленных в квартирах счетчиков требуемому классу точности. Формально такие приборы действительно не могут находиться в эксплуатации. Есть, правда, один очень существенный нюанс. Согласно Жилищному кодексу, Закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан за 30 дней письменно уведомить гражданина об изменении условий оплаты коммунальных услуг. Если, конечно, иной срок не предусмотрен договором управления.

Интересно, что порядком нашумевшая история вскоре получила довольно странное продолжение «из далекого прошлого». Некоторые коммунальщики, так и не согласившиеся с прозвучавшими доводами, выступили с собственными разъяснениями, из которых следовало, будто такое предупреждение в общем-то имело место. И не где-нибудь, а в самом договоре оказания услуг от 2009 года. В нем, кстати, говорилось лишь о возможности начисления платы по установленным нормативам при отсутствии индивидуальных приборов учета. Без указания сроков.

Порой дело доходит и до прямого обмана. Недавно в Роспотребнадзор обратилась женщина, обнаруживающая в присылаемых счетах значительное увеличение стоимости электроэнергии. Дама полагала, что виной всему резкое повышение тарифа. В реальности же к росту платежей привело… самоуправство управляющей компании. Ее мастера, не удосужившись даже оповестить жителей, сняли с учета счетчики – на том якобы основании, что те не могут находиться в эксплуатации, поскольку истек срок поверки. Ну, а плату за свет, не мудрствуя лукаво, рассчитали по нормативу потребления. Требования правил предоставления коммунальных услуг были просто проигнорированы. Между тем в них ясно сказано, что в подобных случаях исполнитель в течение месяца с момента снятия прибора с учета обязан провести начисление, исходя из среднемесячного количества потребленного коммунального ресурса за предыдущие полгода. Норматив же является своеобразной «верхней планкой», выше которой платежи быть не могут.

Недобросовестные коммунальщики, пускающиеся на данные ухищрения, неоднократно привлекались к административной ответственности. Но штрафы и предписания их, судя по всему, ничуть не пугают.

Иногда, впрочем, в бедах и мытарствах жильцов виноваты отнюдь не обслуживающие их организации, а, скорее, несовершенство системы расчетов. Многим наверняка памятна эпопея, связанная со сверхнормативным потреблением коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. Граждане, установившие у себя индивидуальные приборы учета, вынуждены нести бремя ответственности за «внеплановые» общедомовые расходы. Подчас – совсем нелегкое. Взимаемые суммы доходят до 2-3, а то и до 5 тысяч рублей – именно столько, кстати, должна была коммунальщикам жительница Саранска. Порядок и впрямь не совсем справедливый. Ведь по логике спрашивать надо с тех, кто счетчики не поставил. Однако к ним претензий тоже предъявить нельзя – они платят строго по нормативам. Такой вот замкнутый круг.

Усугубляет ситуацию еще и наличие хитрецов, самовольно отбирающих коммунальные ресурсы при помощи разнообразных «жучков» и прочих приспособлений, которые позволяют сокрыть истинные объемы потребления. Кроме того, далеко не везде имеются общедомовые приборы учета – и тут уж расчет производится на основании сведений поставщиков. Хотя данное обстоятельство, по утверждению специалистов Роспотребнадзора, играет уже в пользу поставивших индивидуальные счетчики, поскольку потери явно происходят за пределами их квартир.

Необязательность исполнения

В сферу ЖКХ частный бизнес пришел сравнительно недавно, но в иных отраслях предприниматели работают давно. И многие из них призыв Президента России Дмитрия Медведева «не кошмарить бизнес» поняли как полную вседозволенность. А чем иначе можно объяснить, что после нескольких лет постепенного снижения в прошлом году количество обращений потребителей разом выросло в полтора (!) раза.

- Сейчас мы имеем право проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Бардина. – И обязательно – заранее известив субъекты малого бизнеса о готовящемся визите. Исключением являются только те случаи, когда граждане сами просят о помощи. Желательно, чтобы обращение было официальным. В противном случае мы можем только призвать предпринимателя решить вопрос полюбовно, не прибегая к мерам административного воздействия. А уж как он отреагирует – зависит только от его порядочности, уважения к клиентам.

Список выявляемых нарушений, в принципе, остается неизменным. Тут и предоставление покупателю неполных сведений о товаре, и отсутствие информации на русском языке, и низкое качество приобретенного продукта, и недовес, обсчет, обман. Хотя в последнее время все чаще фиксируются прежде совершенно нетипичные уловки. В их числе – навязывание сопутствующих услуг, продажа дополнительной тары и даже порядком подзабытое отсутствие ценников! Реализацией второй упаковки, например, грешат с виду вполне респектабельные магазины. Как утверждается, делается это исключительно в интересах потребителя – мол, фабричные, заводские подложки или коробки нередко рвутся, подтекают, деформируются. Дабы избежать подобных неприятностей, товар необходимо как следует запаковать. Казалось бы, логично… Вот только всякий раз за тару приходится доплачивать.

А вот к сокрытию ценников прибегают, главным образом, продовольственные супермаркеты. Строго говоря, они все же дают информацию о стоимости товара, но заветная бумажка может находиться в нескольких метрах от него, среди предметов дешевого ценового сегмента. Расчет на невнимательность покупателя. Увидев, скажем, недорогую икру, у него наверняка появится соблазн схватить ее. На кассе, правда, приходит разочарование. Ведь по выгодной цене продается… например, тот же белковый продукт!

Дистанционный обман

Со стремительным развитием Интернет-торговли участились и жалобы на нарушение условий дистанционной продажи товаров. Пока их, правда, сравнительно немного, но что будет через год-другой – и представить страшно. Ведь в обычном магазине покупатель, по меньшей мере, видит, осознает, за что платит. Тогда как в рекламном проспекте, на экране монитора или телевизора видна лишь оболочка, внешняя сторона продукта.

На удочку таких умельцев попалась супружеская чета из Саранска. Заказанные двери на открытке смотрелись весьма изящно, на деле же их качество было из рук вон плохим. Паре тогда повезло – отыскать исполнителя и вернуть товар не составило труда.

Гораздо больше преград пришлось преодолеть в поисках правды другому жителю мордовской столицы, купившему через Интернет деталь для старенького «Форда». Точку в этой истории смог поставить только суд. А предшествовала вынесенному решению довольно продолжительная переписка с продавцом, который то ссылался на невозможность принять товар, то на его индивидуальные особенности, то на нарушение сроков предъявления претензий. К чести потребителя будет сказано, что тот не сидел сложа руки. И в конечном итоге именно его настойчивость сыграла определяющую роль.

«Вечерний Саранск»