«Диалоги о рыбалке»

25.08.2011 13:04

Все начиналось до банального просто. В редакцию поступило письмо от жителя столицы Мордовии Александра Скрипкина - заядлого рыбака, а ныне еще и пенсионера по совместительству. Александр Германович просил уважаемую газету помочь разобраться в ситуации вокруг платной рыбалки. В частности, пенсионер вопрошал, почему на некоторых незарыбленных и необорудованных водоемах с рыбаков взимаются деньги, что за «шайки, не имеющие никаких документов и прав» обирают рыболовов, и почти слезно умолял опубликовать перечень прудов, где можно бесплатно и спокойно, «без нервотрепки», порыбачить.

Не откликнуться на горячую просьбу пенсионера мы не могли, однако даже не предполагали, что поиск ответов на заданные в письме вопросы окажется столь тернистым. Всю историю этих поисков очень наглядно можно представить в виде диалогов, которые пришлось вести корреспонденту «ИМ» и с самими рыбаками, и с арендаторами водоемов, и с представителями надзорных ведомств. И в этих диалогах ясно и прозрачно отразилась как неприглядная российская действительность, так и сама запутанная история вокруг пресловутой «платной» рыбалки.

Диалог № 1

получился самым коротким. В отделе водных ресурсов и гидротехнических сооружений Министерства природных ресурсов республики заявили буквально следующее:

- О чем вы говорите? Почитайте Водный кодекс - там ясно сказано: каждый гражданин РФ имеет право на свободный доступ к любому водоему. И никаких ограничений быть не должно. Исключение составляют только специальные пруды, построенные для рыборазведения.
А вообще мы к вопросам, связанным с рыбалкой, отношения не имеем. Ими занимается Рыбнадзор – они вам все подробности и разъяснят.

№ 2. «Деньги берут незаконно!»

- В Мордовии платной рыбалки нет! – категорично заявил старший государственный инспектор отдела Государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по РМ Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (в просторечии – Рыбнадзора или Рыбинспекции) Сергей Фомин. – Плата за любительское и спортивное рыболовство должна браться только по разрешению нашего органа. А мы, в свою очередь, можем выдавать такое разрешение на основании перечня водоемов, утвержденного Федеральным агентством по рыболовству. Такой перечень подготовлен нами совместно с Минприроды РМ, сейчас он находится на согласовании в Москве, то есть пока не утвержден.

Корр. «ИМ»: - Получается, пока на любом водоеме я могу рыбачить бесплатно?

- Получается, так. За исключением четырех рыбхозов, занимающихся разведением рыб. Они являются государственными учреждениями, и рыбалка на этих водоемах осуществляется только с разрешения администрации. Закон о платной рыбалке находится сегодня на доработке, поэтому пока на него наложен мораторий.

 Корр. «ИМ»:  - Но ведь у нас на многих водоемах с рыбаков  собирают деньги, вы знаете об этом?

- Слышал. Но это незаконно.

 Корр. «ИМ»: -  А вы можете назвать такие водоемы?

- Нет, я ведь сам не рыбак, даже удочку держать не могу.

Корр. «ИМ»:  - Что, по крайней мере, делать рыбакам, если с них требуют плату на основании того, что водоем взят в аренду?

- Просить разрешение Федерального агентства по рыболовству на организацию любительского и спортивного рыболовства.

Корр. «ИМ»: - А если это не помогает, куда обращаться - в следственные органы?

- Да. А почему вы меня не спрашиваете, сколько у нас в республике, например, рек, озер? Вам это что – не интересно?

650 озер, 154 реки, 5 инспекторов рыбнадзора на всю республику (это вместе с начальством). На вооружении у них – два катера (без моторов), две машины (без бензина), три кабинета (с обогревателями - зимой здание не отапливается). Но это я так – к слову. Пусть простит меня Сергей Викторович Фомин, который просил не писать об этом – мне просто было немного жутко сидеть в его кабинете: пугали грозные трещины на потолке и стенах…

№ 3. «Фиг знает, какие услуги!»

Что ж, сказано – сделано. Захватив удочки, мы отправились на один из ближайших к редакции водоемов – на Карнайский пруд (в Луховке). Правда, знающие рыбаки отговаривали: мол, кто вам разрешит там ловить бесплатно, пруд-то в аренде и, говорят, зарыбливается арендатором. Да и цена божеская – всего 200 рублей за пять часов ловли. Мол, бога-то и арендатора не гневите, а то рассердятся и поднимут плату. Вам-то что, мол: вы один карп не рыбаки, а нам потом где рыбачить – Карнайка ведь самый подходящий вариант для простых рыболовов: и цена невелика, и рыба, вроде, клюет неплохо. Не послушались.

- Меня Валеркой зовут. А бесплатно рыбачить у нас нельзя! – безобидный на вид парнишка-охранник, завидев нашу машину, тут же выходит из вагончика на берегу пруда. – Водоем-то в аренде! – Валерка разве что пальцем у виска не крутит, недоумевая, как это можно такие глупые вопросы задавать о бесплатной рыбалке.

- Какое еще разрешение вам дать? Билет на платную рыбалку могу выписать! – Валерка с важным видом выносит из вагончика бумагу и деловито начинает ее заполнять.

«Билет на оказание услуг» - значится в документе.

- Да фиг знает, каких услуг, - огрызается он, в конце концов. – Понятия не имею! Платите уже!

За нашими тщетными попытками закинуть в Карнайку удочки наблюдает приятный во всех отношениях мужчина. «Евгений Александрович», - представляется он. – Охотник, рыболов, в отпуске, холост». Евгений даже вопросом не задается, платить или не платить. Совесть рыбака не позволяет: арендатор же на собственные средства зарыбливает водоем: карп здесь водится, белый амур, толстолобик, щука, карась… - словно в подтверждение своих слов, рыбак выдергивает одну за другой удочки – красавцы-караси попались!

- Услуг, правда, здесь никаких, - задумывается Евгений. – Ни тебе беседок, ни столиков, ни лавочек – ничего! Мостков – и тех нет! Арендатор только для собственного пользования одни построил, но рыбаков на них не пускают: не положено, «хозяйские»! Ну да ладно, зато недорого, на «Корчагинце» вон куда больше берут!

№ 4. «Брошу, к чертовой бабушке!» 

- Кто вам нас «заказал»? – узнав о цели нашего приезда на Карнайку, не церемонится арендатор Сергей Козлов. – Никто? Что ж вы тогда именно к нам приехали? У меня ведь все законно: договор трехсторонний: я, ГУП «Луховское» и Госкомимущество. Причем договор со мной заключают всего на год, по истечении срока я его продлевать должен. Да я самую большую аренду в республике за пользование водоемом плачу: 170 тысяч рублей в год, плюс налогов 100 тысяч, плюс 120 тысяч за каждую тонну карпа. Деньги ведь, да? А прибыли, считай, никакой: у меня лично зарплата выходит не больше 10 тысяч. Хорошо еще  - жена работает, так и сводим концы с концами. Вы что же думаете, если бы я действительно навар имел с пруда, разве б ездил на «Окашке»? Нет, не прибедняюсь я. Кто меня знает, подтвердят: ни машины у меня, ни квартиры, простой работяга. А рыбалку с детства люблю, помешан я на ней, жизнь без нее не представляю. И к пруду за 4 года уже душой прикипел. Да если б у меня аренда на более длительный срок была – разве б я не облагораживал территорию возле водоема? А так – пашу и не знаю, продлят ли мне аренду в следующем году? Так и живу одним годом. Устал уже, честно говоря, иной раз так хочется бросить все к чертовой бабушке!

Думайте сами, решайте сами?

Так что у нас в сухом остатке? Что ответить Александру Германовичу? Рыбачьте, пока закон этого не запрещает. Правда, «без нервотрепки» порыбачить бесплатно точно не получится. У арендаторов – своя правда, и их можно понять: они же тоже в водоем вкладываются. Вот только качество услуг, за которые и взимается плата, очень часто оставляет желать лучшего.

Мнение охотника

- Тоже мне – проблему нашли! – в разгар журналистского расследования неожиданно вклинился мой коллега, заядлый… нет, не рыбак – охотник. – Платить они, видите ли, не хотят! А вот почему я, охотник, плачу за путевку? И не возмущаюсь! Я считаю, и с рыбалкой тоже так должно быть: путевку купил – и рыбачь себе на здоровье, все просто и цивилизованно. А то получается, что рыбаки у нас на особом положении: хотят и рыбку съесть, и на берег бесплатно сесть! Охотников, между прочим, недавно тоже обидели: вначале объявили об открытии сезона, а потом – бац! – и закрыли охоту: из-за пожароопасной ситуации, якобы. Можно подумать, только охотники в лес ходят и костры там жгут! Вот о чем писать надо!

«Известия Мордовии»