На велосипеде – в Карелию и Крым!

27.07.2011 14:36

Путешественник XXI века – не обязательно романтик на байдарке или утомленный пешеход с гигантским рюкзаком и гитарой за натруженными плечами. На своем собственном примере энтузиасты городского клуба «ВелоСаранск» доказали: интереснейшие путешествия можно совершать и на велосипеде. Как поется в популярной песне, «Просто садишься, нажимаешь на педаль...» - и мир распахивает тебе свои объятия.

Солнце на спицах, синева над головой…

- «ВелоСаранск» - группа единомышленников, которая объединяет около сотни увлеченных людей, - рассказывает один из велосипедистов, методист отдела туризма Республиканского молодежного центра Александр Косов. - Всех нас сплотило желание отдыхать активно, без дивана, телевизора и алкоголя.

Большие походы начинаются с малого. Как говорит Александр, постепенно в Саранске сложились две группы по интересам, которые собирались, чтобы покататься на велосипеде по вечерам. Прогулки одной проходили каждую пятницу, вторая группа выезжала в небольшие походы по выходным. Когда группы узнали о существовании друг друга, логичным стало объединение. Так, в 2011 году и был создан «ВелоСаранск». 23 апреля, когда у группы появился флаг, можно считать ее днем рождения.

- С тех пор наш флаг путешествовал по Крыму и Черноморскому побережью России (каждый поход - не менее 700 км), - рассказывает Александр Косов. – Лично я проехал 650 км по маршруту Уфа-Белорецк - Челябинск. На велосипедах наши ребята ездили в Москву, Самару, Нижний Новгород, и, конечно, на Мокшу, в заповедник «Смольный»…

- Кстати, в организации поездок нам очень помогают Республиканский молодежный центр и Госкомитет РМ по делам молодежи, - добавляет Александр. – К примеру, любому желающему туристу дадут палатку на время похода.

В походах по Мордовии излюбленный маршрут велопутешественников – в сторону Инерки и Суры. По асфальту и грунтовке ребята покрывают от 60 до 100 км в день. И ничего! У многих активистов «ВелоСаранска» за плечами есть несколько велопоходов третьей категории сложности (когда предстоит проехать 200 км грунтовых дорог, полевых и лесных троп; а при отсутствии этих препятствий - более 1000 км).

- Сейчас наш флаг - в Карелии, - говорит Александр. - Ребята планируют проехать 500 км, увидеть Ладогу и Онежское озеро. У нас много замыслов, благо, что клуб накопил «критическую массу» людей, которые готовы «кататься» далеко и интересно. Хочется съездить на Алтай. А в следующем году планируем организовать большую экспедицию (700 км) на Кольский полуостров. На велосипеде можно выбраться и за границу.

Ветер нам в лица, обгоняем шар земной…

Как говорят ребята, среди многих видов активного отдыха именно велосипедный туризм – лидер по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

- Начинающие велопутешественники выбирают шоссе и прочий «асфальт», потому что боятся заплутаться и думают, что в лесу «опасно», - говорит Александр. - В лесу, конечно, бывает всякое - однажды на Урале наша группа «лоб в лоб» столкнулась с кабаном (который, кстати, испугался и убежал)… Но на практике лесные тропы и бездорожье менее опасны, чем автобан.

Почему же так рискованно движение по автодорогам? Все просто: автомобилисты не принимают велосипедистов всерьез, не воспринимают их как полноценных участников дорожного движения. Водители за рулем отвлекаются и не замечают велосипедистов, подрезают их, не учитывая, что велосипед не может затормозить так же быстро, как машина. Так что выезд велосипеда на трассу – игра в русскую рулетку. Хотя ездят велотуристы аккуратно и ПДД знают получше некоторых автолюбителей.

- И все равно самые интересные места, самые живописные пейзажи не увидишь с автомобильной дороги,
- говорит Александр. – Гораздо интересней самому выбирать направление движения и ехать туда, куда тебе хочется.

Кстати

Наряду с другими видами туризма, спортивный велотуризм входит в Федерацию спортивного туризма России. Как и в альпинизме или сплаве по рекам, в нем так же выделяется шесть категорий сложности походов. Минимальная протяженность маршрута первой категории - 300 км по хорошей трассе. Шестая категория – это не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, форсирование рек и как минимум одна переправа.

И в зной, и в стужу

Велосезон в клубе длится с апреля до конца ноября.

- На велосипеде можно проехать даже по небольшому снегу – были бы на шинах протекторы «позубастей», - говорит Александр. – Некоторые наши ребята ездят на велосипедах даже зимой. С шипованой резиной на велосипедах они встречали Новый год в Зеленой роще.

Помимо походов, не менее двух раз за сезон Госкомитет РМ по делам молодежи организует соревнования велосипедистов. Буквально на прошлой неделе состоялся Кубок по городскому ориентированию. Участие в нем приняли 50 энтузиастов. За день участникам пришлось проехать 25 км. Опытные велосипедисты прошли весь маршрут всего за один час.

За городом проводятся «кросс-кантри»: двухдневные гонки по пересеченной местности. Здесь туристы борются с бездорожьем. Однако на маршруте организуются пункты техпомощи, участникам выдают специальное спортивное энергетическое питание.

Дорожки будут!

Головная боль саранских велолюбителей – отсутствие специальных велодорожек. Однако, по замыслу администрации Саранска, скоро они должны появиться в парках и между районами города.

- Пока в России такие дорожки есть только в нескольких российских городах, - говорит Александр. – И там наши коллеги столкнулись с человеческим фактором: дорожки, которые предназначены ТОЛЬКО для велосипедов, оккупировали пешеходы!

А вот в Австрии к велодорожкам отношение такое же серьезное, как к автобанам. На них есть специальные пешеходные переходы, в любом другом месте на дорожки нельзя заходить пешеходам. И это правильно: велосипедисты гоняют со скоростью до 60 км в час. При столкновении с ними пешеходов ждут серьезные травмы.

Сеть парковок для велосипедов в Саранске уже появилась. Правда, до идеала стойкам «Велостратегии» далеко.

- Очень неудобные, – говорят о них велотуристы. - По всем правилам, велосипед должен опираться на парковку рамой или полностью заезжать в ее стойку передним колесом. Маленькие стойки саранских парковок держат только нижнюю часть колеса. От этого при длительной стоянке колесо велосипеда деформируется.

Учитывая, что велосипеды стоят до 20 тысяч рублей, портить «железного коня» никому не хочется. Вот и пустуют парковки. Пока городские велосипеды удобнее пристегивать к перилам. А ведь интересно сделанные велопарковки могут стать еще одним украшением Саранска.

- Впрочем, это поправимо! - считают энтузиасты. – Главное, что людям нравится активный отдых! Хочется, чтобы движение велотуристов в Мордовии ширилось, чтобы больше людей садились на велосипеды и отправлялись в походы.

«Известия Мордовии»