На электронном «поводке»

27.07.2011 11:05

В Мордовию приходят высокие «тюремные технологии» – электронные браслеты для осужденных

Браслеты поступят в 25 уголовно-исполнительных инспекций во всех районах республики

«В уголовно-исполнительные инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РМ уже доставлены стационарные пульты мониторинга подконтрольных лиц, – заявила начальник пресс-службы УФСИН по РМ Марина Ханиева. – Их монтаж будет производиться в третьем квартале текущего года. Электронные браслеты и системы мониторинга поступят в 25 уголовно-исполнительных инспекций во всех районах республики. Сейчас наши сотрудники проходят курс обучения пользования системой электронного мониторинга.

В Мордовии электронные браслеты будут применяться только для исполнения нового вида наказаний, не связанных с лишением свободы, – ограничением свободы. Такая мера альтернативного наказания была введена в России в начале 2010 года. Осужденные к ограничению свободы, как правило, отбывают наказание дома. Соответственно для них устанавливается ряд обязательных предписаний. Нельзя уходить из дома в определенное время суток, запрещено посещать учебные учреждения, например, школы и детские сады, а также места проведения массовых мероприятий, нельзя менять место жительства или пребывания, место работы или учебы без согласия специализированного государственного органа.

Решение о применении к осужденному электронных средств контроля принимается начальником уголовно-исполнительной службы. При этом будут учитываться личность осужденного, условия приговора и так далее».

Чего нельзя товарищу на электронном поводке – понятно. А что можно? Обладателю браслета позволено жить в своей квартире, ходить на работу (учебу, в магазин), принимать гостей (бывать в гостях), передвигаться на транспорте в определенной зоне и при условии примерного поведения проводить отпуск вне территории отбывания наказания.

За осужденными будет следить спутник

«В Мордовию поступили электронные браслеты двух видов: стационарные и мобильные, – продолжает Марина Ханиева. – В стационарный комплект оборудования помимо браслета входит базовая станция, которая устанавливается дома у осужденного к ограничению свободы, благодаря чему человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от станции. Задача устройства – фиксировать время входа и выхода человека из помещений и контролировать соблюдение им определенного расписания. Мобильный вариант устройства предусматривает помимо браслета еще и ношение на поясе специального передатчика – переносного устройства GРS-слежения».
Сам по себе браслет напоминает обычные часы, только он чуть большего размера. В него встроен радиомаяк. В паре с ним работает либо мобильное, либо стационарное контрольное устройство. Электронный свидетель всех перемещений (его надевают на лодыжку) изготовлен из пластика, может выдерживать разные температуры, обладает водостойкостью. В браслете смонтированы спутниковые чипы систем GPS и ГЛОНАСС, слот для SIM-карты обычной мобильной связи. Все передвижения в режиме реального времени передаются на сервер и пишутся в архив. Чтобы вызвать человека, ему больше не нужно слать повестки.

Система будет следить, чтобы носитель браслета не появлялся в запрещенных местах. Браслет отслеживает приближение его обладателя, например, к ресторанам или дискотекам и подает сигнал опасности.

Снять браслет самостоятельно невозможно, заверили в УФСИН. Но если кто-то очень уж постарается перерезать браслет, то повредит вмонтированную в него метализированную нить, а значит, цепь разомкнется, и в исполнительную инспекцию поступит тревожный сигнал со всеми вытекающими отсюда для осужденного неприятными последствиями.

В Воронежской области еще год назад начался эксперимент с внедрением электронных браслетов. Устройства использовали на осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении и на тех, кто освобождался условно-досрочно. За время эксплуатации системы была зафиксирована только одна попытка снять электронное устройство зэком из колонии-поселения. Но это единичный случай. Напротив, как показывает практика, осужденные бережно относятся к выданному им оборудованию.

Специалисты ФСИН убеждены, что система электронного контроля сможет в будущем сэкономить огромные средства, которые тратятся на содержание в заключении оступившихся людей. Важнее всего то, что электронные браслеты дают право выбора – оставаться в колонии или отбывать наказание, не обрывая родственных и социальных связей. Осужденные и освободившиеся условно-досрочно, понимая, что постоянно находятся под контролем, проявляют куда большую осмотрительность в своем поведении на воле.

Инспекторам уголовно-исполнительных инспекций, в свою очередь, не придется днем и ночью проверять, где находится их подопечный. С помощью электроники все перемещения браслетоносца отслеживаются на рабочем компьютере.

100 тысяч рублей за приобщение к тюремным ноу-хау

Поступившие в уголовно-исполнительные инспекции Мордовии электронные браслеты полностью российская разработка. Они дешевле зарубежных аналогов и, по мнению экспертов, эффективнее. Передатчик рассчитан на эксплуатацию при температуре от 0 до 100°C.

Герметичность прибора обеспечивается при погружении его в пресную и соленую воду до 5 метров на 15 минут. Специалисты утверждают, что браслеты рассчитаны на автономную работу в течение трех лет.

Цена одного комплекта составляет примерно 100 000 рублей. В пилотную программу оснащения осужденных электронными браслетами помимо Мордовии вошли 30 регионов.

Введение электронного контроля по сути должно способствовать росту вынесения судами альтернативных наказаний, таких как ограничение свободы по месту жительства и домашний арест. В связи с этим понятно, что внедрение электронных браслетов – это еще один шаг в сторону либерализации уголовного законодательства.

Ни для кого не секрет, что многие побывавшие в заключении, выходят на свободу морально надломленными. Часто они не в состоянии занять место в обществе, от которого были надолго оторваны, восстановить прежние социальные связи и личностные контакты. В итоге немалая их часть снова возвращается на преступный путь.

«Вырваться из этого замкнутого круга, перекрыть источник рекрутирования бывших заключенных в преступные сообщества, существенно облегчить их адаптацию после снятия судимости можно лишь одним путем: дать возможность осужденным по нетяжким преступлениям отбывать наказание, что называется, в родных стенах, не покидая социальной системы, – считает руководитель пресс-службы УФСИН по РМ Марина Ханиева. – А электронные системы удаленного контроля позволяют осуществлять надзор эффективно, а главное – весьма деликатно».

«Вечерний Саранск»