За трезвый образ жизни! И до дна!

27.07.2011 11:28

C приобретением и даже потреблением алкоголя в России возникнут сложности

На минувшей неделе Президент страны Дмитрий Медведев подписал сразу два антиалкогольных закона. Первый из них фактически приравнивает к спиртным напиткам пиво и продукцию на его основе. Второй усиливает ответственность граждан, должностных и юридических лиц за продажу алкоголя несовершеннолетним. «ВС» попытался выяснить, чего ожидать нам от означенных нововведений и станет ли трезвость нормой жизни.

Ждите отстоя пены…

Появления данных документов сторонники активизации борьбы с пьянством и алкоголизмом ждали лет 10, не меньше. И именно столько времени Госдума пыталась совместить заградительные меры с интересами отечественного производителя и потребностями бюджета. На федеральном уровне первый закон, ограничивающий продажу крепкого спиртного в ларьках, киосках и палатках, принят еще летом 1997 года. Вскоре та же участь, как ожидалось, должна была постигнуть легкие напитки, и в частности пиво. Однако этого не произошло. Как не произошло и потом, и потом, и потом…

Лишь пару недель тому назад, после грозных заявлений высших руководителей страны о том, что алкоголизм приобрел характер национального бедствия, многострадальный закон о госрегулировании все-таки прошел через Госдуму. Причем его сторонники, похоже, полностью отыгрались за долгие годы ожидания. Бизнесу удалось выторговать разве что временные уступки. Так, решено, что многие положения вступят в силу не сразу, а спустя год-полтора. За этот срок производству и торговле надлежит подготовиться к работе по новым правилам. И либо принять их, либо освоить другие сферы.

Что год грядущий нам готовит

Основное новшество – с 1 июля следующего года любой напиток, содержащий свыше 0,5 градуса спирта, будет приравниваться к алкоголю. Соответственно, предусматривается ввести лицензирование такой продукции и запретить ее реализацию через нестационарные точки. Исключением, скорее всего, станут только невинные, а то и полезные для здоровья пищевые продукты типа кефира и кваса (разумеется, безалкогольного). Впрочем, с полок ларьков и палаток то же пиво, содержащее в своем объеме до 5% спирта, исчезнет не сразу. Продавать его разрешено до 2013 года.

Другое нововведение – полный запрет на реализацию любого алкоголя не только в детских, образовательных и спортивных учреждениях, но и на прилегающей к ним территории. Нельзя торговать такой продукцией в местах массового скопления народа, а также там, где находятся источники повышенной опасности – в аэропортах, на вокзалах, остановках, оптовых и различных рынках, автозаправках и объектах военного назначения. А вот в барах, буфетах, ресторанах при театрах, дворцах культуры страждущие смогут принять на грудь вполне легально. Подразумевается, правда, что прежде им, как и в советские годы, придется приобрести билет на спектакль или иное зрелищное мероприятие.

Параллельно вводится комендантский час на продажу пива и другой алкогольной продукции. Длиться он будет строго с 23 до 8 часов утра по местному времени. Ночью же посидеть за бутылочкой или баночкой дозволяется исключительно в заведениях общепита. Да и там на продажу пойдет лишь продукция, содержащая не более 16,5% этилового спирта.
Правонарушением помимо торговли признается даже банальное потребление веселящих напитков, как говаривали в старину, в присутственных местах. Например, в парках, садах, на пляжах, лестничных клетках, детских площадках, во дворах, подъездах и лифтах…

Изменения затронут и пивную рекламу – и без того, кстати, строго регламентированную. Помимо образов несовершеннолетних она должна полностью лишиться любых изображений людей и животных, даже в нарисованной, мультипликационной форме.

Детей и подростков вообще решено напрочь оградить от алкоголя. Для начала продавца запрещенного товара подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Гражданам придется выложить от 3 до 5 тысяч рублей, должностным лицам – от 10 до 20 тысяч, юридическим – до 200 тысяч. Если же в течение полугода нарушение повторится, к виновному могут быть применены и уголовные меры воздействия – штраф до 80 тыс. рублей или в размере шестимесячной зарплаты. Ну а тех, кто «на бронепоезде», накажут уже исправительными работами на срок до 1 года.

Наконец региональные органы власти получили право самостоятельно ужесточать правила продажи алкоголя, вплоть до полного его запрета.
Закон суров, но…

По мнению парламентариев, многие меры иначе как прогрессивными и назвать-то нельзя. «Впервые мы вводим очень жесткий, четкий и прозрачный механизм по государственному регулированию отрасли, – заявил член думского комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. – Это важный шаг к деалкоголизации нашей страны».

Тем не менее производители, да и эксперты утверждают, что подписанный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя далек от совершенства.

- Бесспорно, принятый закон так или иначе повлияет на всю пивоваренную отрасль страны, в том числе и на наше предприятие, – уверен исполнительный директор Саранского филиала ОАО «САН ИнБев» Станислав ЧУЛКОВ. – Между тем очевидные недоработки в нем порой прямо-таки бросаются в глаза. В частности, отрасль планируется ограничить в рецептурных возможностях – установив запрет на использование так называемых несоложеных продуктов (ячмень, пшеница, овес, рожь) в составе сырья для приготовления пива. На наш взгляд, этот шаг является опрометчивым, поскольку именно использование несоложеных материалов определяет многообразие пивных трендов в мире. Они применяются при варке многих популярных сортов – как международно признанных (Paulaner, Franziskaner, Erdinger, Bud, Corona Extra, Asahi), так и отечественных («Жигулевское», «Московское», «Бархатное», «Ленинградское», «Карамельное). Да и весь понятийный аппарат закона в части установления таких определений, как «пиво», «напитки на основе пива», «сусло», не совершенен. Так, под «суслом» в законе понимается просто полуфабрикат. Хотя не учтено, что оно используется при приготовлении разных категорий алкогольных напитков. Притом пивоваренное сусло ни на какой стадии приготовления спирта не содержит.

- Нововведения каким-то образом скажутся на объемах производства и реализации пива, поступления акцизов в бюджет?
- Будучи крупнейшим налогоплательщиком Мордовии (за 2010 год уплачено свыше 1,5 млрд. руб. акцизов), мы ежегодно сталкиваемся с корректировкой запланированных показателей производства. Как следствие – корректируется и сумма акцизов.

Сейчас трудно сказать, насколько именно в контексте принятия закона изменятся в долгосрочной перспективе объемы производства в Саранске, поскольку рынок пива достаточно живой. Одно известно наверняка – любое, пусть и самое минимальное снижение объема влечет огромные потери для консолидированного бюджета нашей республики. Не случайно даже незначительная поломка производственного оборудования в упаковочном производстве в летний сезон, требующая всего-то пары часов ремонта, оборачивается для Мордовии сотнями тысяч рублей недополученных налогов.

Кроме того, нельзя забывать и о смежниках – производителях пивоваренного ячменя и тары, малых предпринимателей, осуществляющих торговлю, транспортных компаний и так далее. Предлагаемые нововведения отразятся – причем не всегда благоприятно! – и на их работе.

Скажем, нестационарные торговые объекты (а их в стране свыше 50 тысяч) около 40 процентов своей выручки формируют за счет продажи пива. В таких условиях запрет на его реализацию может просто привести к закрытию точек и высвобождению персонала. Для городов, где магазинов и без того предостаточно, потеря, может быть, и не столь ощутимая. Но в деревнях и небольших поселках это зачастую означает крах торговой сферы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Много вопросов и по летним кафе, чья судьба целиком и полностью находится в ведении муниципалитета. Полагаю, что мое мнение разделяет большинство сограждан: мы, как жители красивого европейского города, должны иметь возможность употребить пенный напиток в комфортном и приспособленном месте – кафе, баре, летнем павильоне. В идеале – с хорошим уровнем сервиса. Отсутствие же летних кафе приведет к тому, что горожане массово «переместятся» выпить пива в скверы, дворы, – что, конечно же, недопустимо.

- Но основная цель государства – снижение уровня потребления алкоголя, в том числе посредством введения жестких рекламных ограничений – все-таки будет достигнута?
- Что касается рекламы пива, то в международной практике отсутствуют данные, подтверждающие, будто она приводит к злоупотреблениям и алкоголизации. Реклама влияет только на выбор того или иного бренда. А всевозможные табу относятся к далеко не самым действенным способам борьбы с употреблением алкоголя, в том числе, кстати, и среди несовершеннолетних. Так что в целом рекламные запреты скажутся на развитии и крупных пивоваренных компаний, и малого пивоварения, поскольку еще больше ограничат возможности по продвижению малоизвестных локальных сортов.

В этой связи уместно будет напомнить, что российские пивовары всегда поддерживали усилия властей, направленные на сокращение масштабов злоупотребления алкоголем. Многие меры борьбы с алкоголизацией населения нашли широкую общественную поддержку и могут оказаться эффективными. Другое дело, такая политика должна быть обдуманной и планомерной, учитывающей все возможные последствия.

«Вечерний Саранск»