Казанско-Ключевская пустынь стала местом возрождения духовности
22.07.2011 11:48
Несколько километров бездорожья. Храм, восстановленный почти из руин. Неказистые деревянные кельи, построенные монахами из остатков здания старой больницы, синий рабочий вагончик, где готовили еду для себя и паломников. Далеко вокруг расстелились поля, изрезанные оврагами, и купол серого неба надежно накрывал собою безмолвный безнадежный этот мир...
Такой предстала перед глазами Казанско-Ключевская мужская пустынь в марте 1995 года. В хозяйстве две коровы, лошадь, 17 гектаров земли и черная работа в этой бездорожной пустыне, где двумя десятками монахов под руководством игумена Иллариона вот уже с 1993 года восстанавливалась пустынь. Тогда ему было шестьдесят. Он стремглав носился по всей необустроенной территории и с неистовой верой рассказывал о том, что совсем скоро этот уголок будет знать вся Россия, и много страждущих и павших духом будут приходить и приезжать в этот храм, тогда еще только оштукатуренный, внутри весь опоясанный строительными лесами, но который скоро засияет золотом. В это верил тогда, наверное, только один человек, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и владыки Саранской и Мордовской епархии Варсонофия прибывший сюда восстанавливать святыню. Уже тогда я услышала немало историй от паломников, исцелившихся в родниках, на которых даже не поставлены были купальни. Но больше всего запомнилось нереальное: слова о том, что сюда будут приезжать верующие и страждущие со всех уголков страны - из Москвы, Украины и Дальнего Востока. Слишком прост был простор вокруг и слишком явной представала перед глазами разруха.
По преданию, основанием Казанско-Ключевской пустыни было явление в роднике чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В 1708 году по Указу Троице-Сергиева монастыря над родником, где явилась икона, была построена первая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Простояв 60 лет, церковь сильно обветшала, поэтому в 1767 году на этом месте была построена новая, тоже деревянная церковь. Третий по счету храм, уже из кирпича, строился с 1806 года выше источника, на изломе холма. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший собор, опирался на местную благотворительность. Ибо приходы обоих сел, Тургенева и Четвертакова, считали святой ключ частью своего духовного мира.
Казанский храм – удивительное творение рук человеческих. Он поражал не только своей основательностью, простотой и уверенностью, но и неожиданностью, потому что вырастал прямо из холма и звучал в тишине полевого простора мажорным аккордом, наполнявшим душу высокими чувствами.
Однако после изгнания монахов Казанская церковь была разрушена. Но верующие все равно ездили в Тургенево, ведь почти 300 лет на этом святом месте не иссякают целительные силы святой воды трех источников. В давние времена весь склон монастырского холма был занят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобы искупаться в целебном источнике. В XIX веке Ключевская пустынь имела громкую славу в России.
Наверное, незачем писать о том, что недавним июльским утром мы приехали в Казанско-Ключевскую мужскую пустынь, которая находится в Ардатовском районе, по асфальтированной дороге. Не стоит сомневаться и в том, что этот некогда заброшенный уголок стал неузнаваем. Словами не выразить того, что предстает взору каждого, кто сюда приезжает: в зелено-голубом просторе над сияющим миром словно парит храм Казанской иконы Божией Матери с золотыми куполами, рядом два трехэтажных корпуса, в одном - встроенный престол Серафима Саровского, во втором – Сергия Радонежского. Поражает и вводит в трепет само убранство храмов - из золота, серебра и перламутра, роспись внутри выполнена профессиональными мастерами. Все это сделано на пожертвования. Здесь теперь есть современная гостиница для приезжих, трапезная на 350 мест, конференц-зал на 100 мест.
Об этой пустыни знают верующие вплоть до Урала и Дальнего Востока и даже зарубежья – Украины и Белоруссии. На машинах, газелях, двухэтажных автобусах люди едут в эту тихую гавань, чтобы найти утешение своей душе, прикоснуться к святыне.
Мы едва успевали за стремглав несшимся по крутому откосу холма игуменом Илларионом. Он показывал все, что за эти годы было построено, и рассказывал о том, как здесь день и ночь продолжались работы, и совсем не верилось, что этому по-прежнему стремительному и энергичному человеку далеко за семьдесят. Храм действительно стал местом спасения душ, возрождения духовности и нравственности народа.
21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, здесь состоялась праздничная служба, на которую по традиции прибыли верующие со всех концов Мордовии и всей России. А сегодня эти места посетит Святейший Патриарх Кирилл.
Такой предстала перед глазами Казанско-Ключевская мужская пустынь в марте 1995 года. В хозяйстве две коровы, лошадь, 17 гектаров земли и черная работа в этой бездорожной пустыне, где двумя десятками монахов под руководством игумена Иллариона вот уже с 1993 года восстанавливалась пустынь. Тогда ему было шестьдесят. Он стремглав носился по всей необустроенной территории и с неистовой верой рассказывал о том, что совсем скоро этот уголок будет знать вся Россия, и много страждущих и павших духом будут приходить и приезжать в этот храм, тогда еще только оштукатуренный, внутри весь опоясанный строительными лесами, но который скоро засияет золотом. В это верил тогда, наверное, только один человек, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и владыки Саранской и Мордовской епархии Варсонофия прибывший сюда восстанавливать святыню. Уже тогда я услышала немало историй от паломников, исцелившихся в родниках, на которых даже не поставлены были купальни. Но больше всего запомнилось нереальное: слова о том, что сюда будут приезжать верующие и страждущие со всех уголков страны - из Москвы, Украины и Дальнего Востока. Слишком прост был простор вокруг и слишком явной представала перед глазами разруха.
По преданию, основанием Казанско-Ключевской пустыни было явление в роднике чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В 1708 году по Указу Троице-Сергиева монастыря над родником, где явилась икона, была построена первая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Простояв 60 лет, церковь сильно обветшала, поэтому в 1767 году на этом месте была построена новая, тоже деревянная церковь. Третий по счету храм, уже из кирпича, строился с 1806 года выше источника, на изломе холма. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший собор, опирался на местную благотворительность. Ибо приходы обоих сел, Тургенева и Четвертакова, считали святой ключ частью своего духовного мира.
Казанский храм – удивительное творение рук человеческих. Он поражал не только своей основательностью, простотой и уверенностью, но и неожиданностью, потому что вырастал прямо из холма и звучал в тишине полевого простора мажорным аккордом, наполнявшим душу высокими чувствами.
Однако после изгнания монахов Казанская церковь была разрушена. Но верующие все равно ездили в Тургенево, ведь почти 300 лет на этом святом месте не иссякают целительные силы святой воды трех источников. В давние времена весь склон монастырского холма был занят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобы искупаться в целебном источнике. В XIX веке Ключевская пустынь имела громкую славу в России.
Наверное, незачем писать о том, что недавним июльским утром мы приехали в Казанско-Ключевскую мужскую пустынь, которая находится в Ардатовском районе, по асфальтированной дороге. Не стоит сомневаться и в том, что этот некогда заброшенный уголок стал неузнаваем. Словами не выразить того, что предстает взору каждого, кто сюда приезжает: в зелено-голубом просторе над сияющим миром словно парит храм Казанской иконы Божией Матери с золотыми куполами, рядом два трехэтажных корпуса, в одном - встроенный престол Серафима Саровского, во втором – Сергия Радонежского. Поражает и вводит в трепет само убранство храмов - из золота, серебра и перламутра, роспись внутри выполнена профессиональными мастерами. Все это сделано на пожертвования. Здесь теперь есть современная гостиница для приезжих, трапезная на 350 мест, конференц-зал на 100 мест.
Об этой пустыни знают верующие вплоть до Урала и Дальнего Востока и даже зарубежья – Украины и Белоруссии. На машинах, газелях, двухэтажных автобусах люди едут в эту тихую гавань, чтобы найти утешение своей душе, прикоснуться к святыне.
Мы едва успевали за стремглав несшимся по крутому откосу холма игуменом Илларионом. Он показывал все, что за эти годы было построено, и рассказывал о том, как здесь день и ночь продолжались работы, и совсем не верилось, что этому по-прежнему стремительному и энергичному человеку далеко за семьдесят. Храм действительно стал местом спасения душ, возрождения духовности и нравственности народа.
21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, здесь состоялась праздничная служба, на которую по традиции прибыли верующие со всех концов Мордовии и всей России. А сегодня эти места посетит Святейший Патриарх Кирилл.
«Известия Мордовии»