Купить заслуги

20.07.2011 10:41

В России бизнес на «широком общественном признании» поставлен на широкую ногу

Довольно любопытное письмо пришло на минувшей неделе в редакцию «Вечернего Саранска». Некий господин Олейников, директор Издательского дома «АльфаМедиа» из города Ростов-на-Дону, предложил нам воспользоваться поддержкой своей компании аж… «для защиты от государственного произвола и продолжения бесперебойной работы»! Услуги ребят (так означенный доброжелатель отрекомендовал своих подчиненных), «которые заставят чиновников без лишнего трепа принять нужное… решение», были оценены в 480 тыс. рублей. Зато взамен нам были обещаны прямо-таки сказочные дивиденды в виде «очень качественного фотомонтажа с представителями органов власти», их душещипательных рассказов о вкладе СМИ в развитие хоть отдельно взятого региона, хоть всей России, распространения материалов по какой-то закрытой подписке. А в качестве своеобразного бонуса – сразу 6 почетных грамот и благодарностей «за подписью от высших чиновников федерального уровня».

В случае же несогласия «ВС» настоятельно рекомендовалось сохранить конфиденциальность. Ибо в противном случае ростовские «папаши» тут же грозились поставить вопрос о закрытии издания. Благо оно якобы уже значится в сверхсекретном списке газет, «чья деятельность будет приостановлена в ближайшее время административно-силовым способом». Причем проводится данная акция – трудно поверить! – в рамках регулирования работы СМИ на срок 2012-2018 гг.

Голый король

В принципе это сообщение, украшенное, кстати, изображением российского герба, можно было бы смело отправить в корзину. Тем более что подобные послания поступают в наш адрес чуть ли не косяками. Только за последние годы «ВС» обещали то закрыть раз и навсегда, то привлечь к ответственности, то, напротив, наградить, пожаловать какое-нибудь высокое звание. При желании в период с января по июнь мы могли стать: а) лауреатами премии «Лидеры экономики России», б) победителями конкурса «Национальное достояние», в) кавалерами ордена «За благородство помыслов и дел», г) членами межрегионального движения «Добрые люди мира», д) академиками международной академии детского туризма и краеведения, е) «Меценатами столетия»… И, наконец, законченными идиотами, если бы хоть раз согласились принять эти предложения.

В современной России насчитывается немало полулегальных контор, оптом и в розницу распродающих репутацию. А уж количество страждущих, лет тридцать назад высмеивающих «широкую грудь Леонида Ильича», зато ныне готовых обзавестись не в пример более громким титулом, и вовсе не поддается никаким подсчетам. По сходной цене они запросто могут заиметь «широкое общественное признание выдающихся заслуг», академическое или сословное звание, замысловатый орден или почетную медаль.

Ловкость рук

Подобный бизнес поставлен в России на широкую ногу. А технология отработана до автоматизма. Сначала выдумывается какое-либо звучное название. Под него изготавливаются орден, статуэтка, диплом. Об их дизайне можно и не задумываться. В любой фирме по производству сувенирной продукции запросто предложат сразу пару-тройку готовых макетов.

Следующий этап – создание так называемого «паровоза». То есть группы именитых общественных деятелей, политиков, мастеров культуры, которые своим присутствием способны поднять престиж проекта, придать ему должный статус. Вопреки предположениям сделать это довольно просто. Артисты, художники, писатели, музыканты порой бывают болезненно честолюбивы. Им важно просто почувствовать свою востребованность, необходимость. Другие публичные персоны – лидеры различных движений, малоизвестных партий – по определению обязаны находиться на виду, делать заявления, выступать с речами. А вручение наград – прекрасный повод лишний раз напомнить о себе.

Чуть сложнее с чиновниками, губернаторами и прочими представителями политической и деловой элиты. Бесполезными «цацками», фуршетами в престижных залах, пышными торжествами их трудно удивить, да и всевозможных «знаков отличия» у них, как правило, хватает. Впрочем, отсутствие на церемонии власть имущих всегда можно объяснить их занятостью.

Обратная сторона медали

Далее можно просто стричь купоны, привлекая к сотрудничеству мечтающих о славе лиц и руководителей фирм, заботящихся о своем имидже. Найти их – пара пустяков. Главное знать, что и как надо впаривать. Ведь в отсутствие четких критериев награды достаются зачастую вне зависимости от заслуг претендентов.

Но иногда креативность устроителей наградных балаганов откровенно зашкаливает. Известен случай, как несколько мордовских детей стали призерами международного фестиваля детской песни в Болгарии. Родители, оплатившие отдых своих чад на черноморском курорте, поначалу даже удивились привезенным оттуда наградам. Однако радость продлилась недолго. Учебный год иные юные дарования закончили с четверками и даже тройками по пению. Мало того, одна из девчушек с треском провалила вступительный экзамен в музыкальную школу. Козни местных педагогов, якобы не пожелавших признавать их таланты, как оказалось, не при чем. Ибо сам конкурс был организован в лучших мошеннических традициях. Репетиции на курорте проходили прямо в гостиничном холле под караоке. А сам концерт – в небольшом ресторане в присутствии плачущих от умиления гостей.

Синдром Моськи

Проанализировав упомянутое письмо с донских берегов, мы, впрочем, пришли к выводу, что имеем дело с мошенничеством нового формата. На самом деле доселе разномастные купцы настойчиво впихивали бусы, зеркала и прочие бестолковые погремушки. Но кнут и пряник, что называется в одном флаконе, – такого, признаться, еще не было.

Второй момент – прямо-таки обескураживающие нахальство и наивность. Прежде все без исключения партнеры, пытавшиеся навязать нам свои услуги, хотя бы чисто для видимости прикрывались громкими вывесками известных адвокатских контор, юридических фирм, фондов, общественных организаций. Здесь же деньги за правовое сопровождение(!) нашей деятельности требуется перечислить ООО «АМ Групп», учредителем которого, судя по всему, является… индивидуальный предприниматель Олейников А.В.

Обращает на себя внимание и сумма запроса – почти полмиллиона рублей. К слову, устроители премии «Медиа Триумф» готовы были довольствоваться тысячей евро. Да и то половина из них шла на фуршет, сувениры, почетный диплом и прочую ерунду. Еще более скромными оказались аппетиты организаторов «Лидеров экономики» – информационное партнерство взамен диплома «За безупречную репутацию».

Тщеславие стоит денег

Подивившись беспардонности ростовских пройдох, мы из любопытства попытались связаться с ними. Правда, как следовало из письма, они открыты только для безличностных контактов: посредством почтовых отправлений, лучше – банковских переводов. Перелопатив энное количество Интернет-сайтов, удалось выяснить, что нездоровая возня ныне распространяется по всей России. Причем атакам подвергаются исключительно рейтинговые, имеющие влияние на региональных рынках издания. В реально существующем ИД «АльфаМедиа», возглавляет который и впрямь А.В. Олейников, говорят о происках конкурентов. Хотя и не отрицают, что все бланки, реквизиты, кроме разве что банковского счета, подлинные. К сожалению, ответа на отправленный по электронке запрос мы пока не получили.

Гораздо большую открытость продемонстрировали устроители еще одного балагана, волею случая буквально намедни осчастливившие нас известием о присуждении очередной памятной статуэтки по итогам года и ее грядущем вручении в московском «Президент-отеле». Простой вопрос, во сколько обойдутся небольшому коллективу региональной газеты столь помпезные чествования, так и повис в воздухе:
- Ну, сами считайте: экспертный анализ, организация презентации, аренда зала, приглашение vip-персон, фуршет, бронирование номеров в отеле, изготовление буклетов, наград – все же денег стоит. Вполне логично, если затраты возьмут на себя участники. Тем более расходы в любом случае окупятся – вы повысите свою узнаваемость, конкурентоспособность, рейтинг.

Торг неуместен

Ну а теперь, пожалуй, о главном. Мы не тешим себя иллюзиями, будто сумеем пристыдить шантажистов, торговцев наградами и их клиентов. Понятно, что такой бизнес просуществует ровно до тех пор, пока он выгоден. Однако назвать такие деяния безобидными язык не поворачивается. Ведь они дискредитируют всю сложившуюся практику вручения заслуженных наград. В результате страдает авторитет подлинных героев, орденоносцев, победителей, а равно государственных структур, институтов гражданского общества, СМИ, наконец. При этом привлечь устроителей аттракционов хотя бы к административной ответственности удается лишь в единичных случаях. Например, если они откровенно вторгаются в поле государственной наградной политики, используют в коммерческих интересах госсимволику, повторяют облик госнаград или созвучное им название. Едва ли не самый серьезный инцидент случился с орденами и медалями одной небезызвестной академии. После разбирательства выпущенные конторой общественные знаки было решено конфисковать. Но отбирать их у владельцев не стали, ибо за награды зачастую деньги были заплачены. И деньги, понятно, немалые.

«Вечерний Саранск»