Кто ответит за гибель на Волге более 100 человек?

13.07.2011 11:29

Крупнейшая катастрофа с теплоходом «Булгария» потрясла всю страну

10 июля на Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария», на борту которого, по данным МЧС, находились 208 человек. Между тем, по информации Следственного комитета России, на борту судна находились 192 человека: 23 члена экипажа с 4 родственниками, 15 человек обслуживающего персонала с двумя родственниками и 148 пассажиров. Спасти удалось всего 79 человек. По данным на 16.30 12 июля, водолазам удалось вытащить из воды тела 87 погибших, из них 19 детей, 52 женщины и 16 мужчин. Остальные пока числятся пропавшими без вести, в том числе около 30 детей. Среди погибших опознаны 53 взрослых и 5 детей. По данным МЧС, жителей нашей республики на борту затонувшего теплохода не было. Тем не менее водолазная группа из 5 мордовских спасателей с понедельника уже работает в акватории Куйбышевского водохранилища.

«Булгария» ушла под воду за 3 минуты

Давно отжившее свой век пассажирское круизное судно «Булгария» (1955 года выпуска!) следовало по маршруту Казань – Болгары – Казань. На обратном пути в столицу Татарстана возле деревни Сюкеево в 30 км от Казани судно затонуло. Это произошло в 2,5 км от берега. Ширина Волги здесь составляет около 10 км. Крушение круизного теплохода произошло в месте, прозванном гиблым из-за большого количества аварий. Сильный ветер и мощное течение весьма осложняют судоходство в этом районе. На этом трудном для навигации участке Волги капитан корабля попытался выполнить разворот. Но теплоход, ослабленный поломкой одного двигателя, развернуло поперек сильного течения. Корабль дал сильный крен на правый борт. Волной смыло в воду несколько десятков пассажиров. «Булгария», как старое корыто, завалилась на правый борт и быстро пошла ко дну.

Вот как вспоминает страшные минуты трагедии одна из девушек, спасшихся с «Булгарии»: «Когда судно дернулось из-за удара мощной волны и начало тонуть, я отдыхала в своей каюте. Корабль перевернулся на борт, каюта за несколько секунд заполнилась водой, мощной волной меня выбросило в коридор. Меня охватила паника, воды набралось уже по пояс. В этот момент выскочил какой-то мужчина и потянул за собой. Было страшно, вода быстро прибывала и уже заполнила весь коридор. Казалось, что выбраться уже не получится, но в одной из кают попался воздушный карман, мы вдохнули воздуха, что позволило выбраться нам на поверхность. Через минуту я и еще несколько человек держались за спасательный круг. К тому времени «Булгария» уже ушла ко дну». Судно быстро опустилось на глубину 20 метров. Поэтому тем, кто находился в момент крушения в каютах, выбраться наружу было практически невозможно.

«Судно резко дернулось, а потом стало крениться, многих пассажиров объяла паника, они побежали, попытались вырваться на палубу, чтобы спрыгнуть в реку, – вспоминает другой очевидец. – Оказалось, что один аварийный выход был заварен, а другой – заперт».

Как рассказали спасенные, команда не успела спустить на воду шлюпки. Раскрылись лишь два надувных плота, на них и спасались люди. «Те, у кого не было спасательных жилетов, вцепились в тех, у кого они были. Мы все вместе старались держаться. Люди, которым не хватило места на плотах, оставались в воде и держались за надувные борта», – вспоминают очевидцы трагедии.

Пассажиры проплывавших мимо теплоходов снимали тонущих на мобильники

Через некоторое время мимо потерпевших бедствие пассажиров «Булгарии» прошли два теплохода, и ни один даже не сбавил ход, чтобы вытащить из воды жертв катастрофы. Мало того, некоторые пассажиры снимали на камеры своих мобильных телефонов, как люди барахтаются в воде. Первым на помощь тонувшим пришел теплоход «Арабелла». Один из пассажиров прочел в Интернете о случившейся трагедии, люди потребовали от капитана срочно изменить курс и отправиться на место катастрофы. Спустя полчаса после крушения «Булгарии» «Арабелла» достигла места трагедии. Лайнер поднял на борт более 70 человек, которые находились в воде рядом с местом крушения. К вечеру все были доставлены в Казань. Еще троих на некотором удалении подобрал проходивший мимо «Метеор». Одного пассажира обнаружили уже на берегу – он спасся сам. Позже стало известно, что к вечеру было спасено 79 человек.

Самое ужасное, что среди спасенных почти нет детей. По словам очевидцев, за 15 минут до катастрофы, для того чтобы дать взрослым провести спокойно время, детей собрали в игровой комнате на детский праздник. По разным данным, число детей варьируется от 30 до 50 человек. Когда судно стало тонуть, дети оказались в плену.

Что явилось причиной катастрофы?

Сегодня озвучиваются несколько причин, приведших к трагедии. Одной из них следователи называют неисправность силовой установки. По словам выживших членов экипажа, поломка обнаружилась еще в Казани. Отказал левый двигатель, однако теплоход все равно вышел в рейс. Из-за этого значительно упали мощность и скорость, но самое главное – ухудшилась управляемость при маневрировании. Другой причиной катастрофы специалисты называют нарушения правил эксплуатации судна. При движении парохода был виден явный крен вправо. Это явилось следствием неосвобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке. Крен значительно ухудшил устойчивость, особенно в шторм. Один из выживших членов команды утверждает, что пассажиры и экипаж просили капитана Александра Островского прервать рейс, жаловались на поломки двигателя и крен, но тот настоял на продолжении плавания – предварительно с кем-то, возможно с собственником или арендатором, поговорив по сотовому телефону.

Сделали свое дело и резко ухудшившиеся погодные условия. Теплоход «Булгария» вышел в рейс, невзирая на штормовое предупреждение. В момент движения судна разразилась гроза, налетел шквалистый ветер. Его порыв и ударил в развернутое бортом судно.

Очевидно, не обошлось и без ошибки капитана, выполнившего слишком крутой поворот, в результате которого судно дало еще больший крен вправо. Теплоход стал черпать воду, она быстро устремилась в каюты и в иллюминаторы, которые почему-то были открыты. После этого корабль окончательно перевернулся на борт и ушел на дно всего за три минуты. В отличие от более поздних моделей теплоходы одного класса с «Булгарией» не имеют внутренних водонепроницаемых переборок и в случае пробоины тонут за считаные минуты. И конечно же, сыграла свою роль перегруженность судна. Пассажиров на теплоходе было больше, чем положено. Всего на борту находилось 208 человек. Из них 35 членов экипажа, 148 пассажиров по путевкам и еще 25 незарегистрированных.

Поисково-спасательная операция не останавливается даже ночью

Поисково-спасательная операция продолжается до сих пор. На место ЧП отправились четыре десятка спасателей на моторных лодках. К поиску подключились водолазы и два вертолета. По данным МЧС России, к поисково-спасательным работам привлечено 730 человек, в т.ч. 176 водолазов, 38 психологов и 100 единиц техники, в т.ч. 11 речных судов и 24 моторные лодки. Операция не прекращается даже ночью, к месту крушения подтянули корабли с мощными прожекторами. Водолазы разделили «Булгарию» на четыре сектора и в воскресенье смогли полностью прочесать всю верхнюю палубу. Завершено обследование главной палубы, и произведена разведка входов в нижнюю палубу. В 6 часов утра во вторник началось обследование трюма судна.

Все действия водолазов, которые погружаются, направлены на то, чтобы поскорее извлечь тела погибших. В понедельник рано утром водолазы начали обследовать среднюю палубу. Больше всего погибших обнаружили в четырех помещениях – это два бара, ресторан, музыкальная и детская игровая комната. По словам спасателей, утонувшие в этих комнатах были заблокированы. Но самое проблемное место – это трюм, туда спасатели спускались в тяжелом водолазном снаряжении с применением роботов.

На берегу работают психологи МЧС России, накануне они оказывали необходимую помощь родственникам погибших и пострадавших, которые собрались в речном порту. Затем продолжили поддерживать людей, которые ждут информацию о своих близких, а также оказывали помощь при проведении процедуры опознания погибших.

В МЧС заявили, что после поднятия тел всех погибших «Булгарию» планируется извлечь на поверхность. Проектными работами по подъему теплохода будет заниматься институт, поднимавший атомную подлодку «Курск».

В подъеме тел погибших участвуют спасатели из Мордовии

«Дополнительная группа спасателей из Мордовии в составе 5 человек выехала на место чрезвычайного происшествия, – сообщил заместитель начальника Мордовской республиканской аварийно-спасательной службы Владимир Чебулаев. – Двое водолазов – первого класса, они имеют допуск для работы на глубине 20 метров. Как раз на этой глубине и затонул теплоход «Булгария». Остальные члены водолазной группы обеспечивают спуск под воду.

С собой сотрудники МЧС Мордовии привезли современное оборудование для работы под водой. Только в этом году для работ на глубине были закуплены японские водолазные костюмы и американский шлем стоимостью 300 тысяч рублей.

Наша водолазная группа прибыла на место трагедии в ночь с 10 на 11 июля. По информации на понедельник, мордовские спасатели приступили к работе и уже совершили несколько погружений в районе затонувшего судна. В этот же день нашим спасателям удалось доставить на поверхность тела двух погибших. Планируется, что спасатели из Мордовии будут работать в составе собранной группы водолазов в течение четырех дней».

Кто ответит за трагедию?

На место ЧП выезжал руководитель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Следователи провели выемки документов и провели допросы представителей руководства субарендатора судна – компании  «АргоРечТур», владельца судна – «Камское речное пароходство», а также арендатора судна – фирмы «Бриз». Казанским следственным отделом на транспорте Следственного комитета России возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта».

Одним из основных фигурантов по этому делу должен был стать капитан «Булгарии» 54-летний Александр Островский. Стаж капитана – 29 лет, в этом году он вышел на пенсию, но продолжал работать. До утра 12 июля он числился пропавшим без вести. Однако во вторник водолазы нашли его тело внутри судна и подняли на поверхность. Тело мужчины лежало на нижней палубе. Выжившие члены экипажа утверждают, что капитан отправился туда, чтобы помочь людям выбраться с теплохода. Известно, что в это плавание, но в качестве пассажиров, отправилась и его семья – жена и ребенок. Тела Александра Островского и его супруги уже опознаны выжившими членами экипажа.

Над вопросом, кому предстоит отвечать за гибель людей на «Булгарии», сейчас активно активно работают следователи СКР. В списке причин катастрофы – перегруз, отказ левого двигателя и ряд других. Какая из них стала роковой, еще только предстоит выяснить. Между тем в приволжской прокуратуре заявили, что у перевозчика не было лицензии на пассажирские услуги. Выходит, что «Булгария» вовсе не должна была выходить в рейс! Это, впрочем, никому не мешало продавать билеты на круиз. И обещать незабываемое путешествие на борту теплохода, который… отвечает всем требованиям безопасности речного судоходства. Где были все контролирующие службы, когда судно без лицензии выходило в рейс, остается только догадываться.

Следователи и криминалисты сейчас изучают документы по теплоходу «Булгария». Выясняется, что принадлежность парохода довольно запутанна. В последнее время субарендатор у дизель-электрохода менялся чуть ли не каждый год. Порт приписки на момент катастрофы – Пермь. Собственник – ООО «Камское речное пароходство». Разрешение на эксплуатацию выдано было камским филиалом Российского речного регистра. Ну, а туристические путевки на «Булгарию» в этом сезоне продавала компания «АргоРечТур». Она же – субарендатор. Очевидно, что подобные арендные хитросплетения не особо стимулируют делать дорогостоящий ремонт на судне, даже если он очень нужен.

Во вторник 12 июля механики «Булгарии» рассказали следователям шокирующие факты. Прижимистые арендаторы в целях экономии заставляли вытачивать многие важные детали кустарным способом! О покупке новых деталей речь даже не шла. Когда же возникали поломки, арендаторы заставляли чинить пароход в сжатые сроки. Неисправную деталь снимали, везли в цех, там чинили и ставили на место. В этом году меняли правый генератор двигателя, так как там была сломана шейка коленчатого вала, но все латали собственными силами.

Президент России Дмитрий Медведев высказал свое мнение о причинах трагедии. – «Уже сегодня понятно, что такого рода происшествие не могло произойти, если бы исполнялись правила техники безопасности и нормы технологического надзора. Нужно досконально разобраться в том, почему это произошло и почему судовладелец использовал судно в таком техническом состоянии». Глава государства добавил, что нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров. – «Очевидно, что это далеко не единственное судно, которое имеет такого рода проблемы». На момент сдачи номера в печать представители Следственного комитета РФ заявили: в отношении генерального директора компании ООО «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Санкция статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. В настоящее время Инякина и Ивашов задержаны, решается вопрос об их аресте.

Также возбуждены уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами судов «Арбат» и «Дунайский 66», которые прошли мимо места катастрофы и не оказали помощь пассажирам теплохода «Булгария», по статье «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие».

Турагенства не гарантируют безопасность речных круизов

«ВС» обратился в несколько туристических агентств Саранска с вопросом, насколько популярны туристические круизы на теплоходах по Волге среди жителей республики? В ряде турагентств заявили, что в прошлом году на подобные круизы от желающих не было отбоя. В этом наплыв клиентов несколько меньше. Большей популярностью пользуется южное направление круизов по Волге – Астрахань, Волгоград. На него порой не достать билетов. Их раскупают уже за 1,5 – 2 месяца до круиза. С турами на другие направления несколько проще. Желающих отправиться на теплоходе в Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов значительно меньше. Представители турагентств полагают, что на теплоходе «Булгария» не оказалось жителей республики потому, что добираться до Казани из Мордовии не очень удобно, проще и ближе сесть на теплоход в Нижнем Новгороде или Ульяновске.

В туристических фирмах сходились во мнении, что большинство клиентов подобными круизами интересуются в основном по старой памяти. Но, узнав цену, чаще передумывают. Поскольку за эти же деньги предпочитают отдохнуть где-нибудь за границей. Так, например, каюта эконом-класса обойдется в 7 тысяч рублей на 3 дня, комфортабельная каюта будет стоить уже 15 тысяч рублей. В турагентствах признают, что цены на круизы по Волге явно завышены, и дело здесь в слабой конкуренции теплоходных компаний, предоставляющих подобные услуги, а также в небольшом количестве самих теплоходов.

Относительно безопасности круиза на теплоходе представители турагентств, как правило, отмечали, что гарантировать ее не могут. По их мнению, обеспечивать безопасность должны компании пароходств, которым принадлежат судна. Кроме того, туроператоры резонно заметили, что, прежде чем пароход будет допущен к перевозке людей на своем борту, он должен получить соответствующие документы и сертификаты.

«Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» построен в Чехословакии в 1955 г. Очень немногие теплоходы этого проекта еще в строю. Он был оснащен современным навигационным оборудованием и развивал скорость до 22 км/ч. Общее количество посадочных мест – 140, водоизмещение – 774 тонны, длина – 78 метров, ширина – 12,2 метра, осадка – 1,9 метра. На борту имелись одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты, два ресторана, два бара, музыкальный салон, солярий, детская комната.

Теплоход следовал по маршрутам из Казани в Самару, Чебоксары, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград и Астрахань. В 2003 году «Булгарию» едва не списали. Поставили ржаветь в порт. Но в 2009-м она опять начала возить недорогие – длительностью не более семи дней – круизы. Пермская компания «СК Камское речное пароходство» сдавала его в аренду казанским фирмам «Водафлот», «АргоРечТур» и «Бриз».

Уполномоченное агентство по реализации путевок на дизель-электроход «Булгария» обещало пассажирам развлекательные программы для взрослых и детей, «незабываемые вечера с живой музыкой в баре, а также зажигательные дискотеки». Стоимость билета на круиз Казань – Болгары – Казань составляла до 5 тыс. рублей.

По отзывам пассажиров «Булгарии», теплоход не раз был близок к аварии. Капитального ремонта на «Булгарии» не было ни разу. Но при этом только месяц назад теплоход признали годным к дальнейшей эксплуатации. В прошлом году пассажиры рейса Казань – Самара позвонили в службу спасения, сообщив, что несколько часов на борту не было света и воды, были забиты санузлы.

По отзывам побывавших на «Булгарии» пассажиров, теплоход представлял собой «старую калошу, которая вообще не должна допускаться к пассажирским перевозкам. За неделю до трагедии теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань – Пермь – Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась».

Другой пассажир прямо написал о «Булгарии»: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!»

«Вечерний Саранск»