Обмануть Президента

06.07.2011 15:25

Члена криминальной бригады досрочно освободили в Мордовии по подложным документам

Озвученная 30 июня на заседании уголовно-правовой секции Научно-консультативного совета при Верховном суде Мордовии информация повергает в шок. В Мордовии досрочно выпускают на волю «прирожденных убийц» и вымогают сотни тысяч рублей за «хорошие условия» заключения.

На Научно-консультативном совете члены Верховного суда, учёные МГУ им. Н.П. Огарева, представители прокуратуры республики рассматривали вопросы противодействия коррупции и судебную практику по подобным уголовным делам. Но наиболее интересная информация содержалась в выступлении заместителя председателя Верховного суда Мордовии Василия МАРТЫШКИНА, фрагменты из которого мы и приведем в сегодняшнем материале.

И швец и жнец…

«По коррупционным делам, рассмотренным районными судами за 2009-2010 годы, осуждено 103 человека. Как и ранее, в большинстве случаев к уголовной ответственности привлекаются должностные лица, занимающие невысокие посты в правоохранительных и контролирующих органах, учреждениях образования и здравоохранения. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что больше стало уголовных дел и в отношении тех, кто занимает заметное положение в системе государственных органов власти и управления, что свидетельствует о наметившейся тенденции в сфере осуществления противодействия коррупции. Так, за покушение через посредника на взятку в размере более 2 млн. рублей осужден бывший министр ЖКХ. Признан виновным в получении взяток главный инспектор труда в Республике Мордовия Дырин. За нецелевое расходование 12,7 млн. рублей, растрату и взятки отправился за решетку руководитель муниципального автономного учреждения «Управляющая компания» Чамзинского района Зорькин.
На правоохранительные органы возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции, однако, как и прежде, значительное число коррупционеров выявляется среди самих представителей силовых структур.

Так, двое оперативников уголовного розыска за защиту и покровительство коммерческой деятельности от представителей ОПГ при получении денежного транша были задержаны сотрудниками ФСБ, а в последующем и осуждены за мошенничество.

Начальник Старошайговского РОВД обманом пытался завладеть 80 тыс. рублей, пообещав своему знакомому коммерсанту замять уголовное дело. Руководитель районной милиции был задержан, а впоследствии осужден.

Среди «отличившихся» правоохранителей есть и районные прокуроры. За злоупотребление должностными полномочиями осужден прокурор Зубово-Полянского района. Он всячески препятствовал возбуждению уголовного дела в отношении своих знакомых, изнасиловавших несовершеннолетнюю девушку. Прокурор оказывал давление на эксперта, чтобы он изменил заключение в пользу обвиняемых. Давал прямое устное указание следователю, чтобы тот отказал в возбуждении уголовного дела. Лично отредактировал проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, сделал в нем акцент только на данных в пользу доводов насильников. Только после вмешательства прокуратуры Республики Мордовия дело было возбуждено и оба насильника приговорены к лишению свободы.

За получение мзды в крупном размере – 310 тысяч рублей – на минувшей неделе осужден Ковылкинский межрайпрокурор. Список коррупционеров в погонах можно продолжать еще долго».

Обезглавившего сокамерника зэка признали тактичным и неконфликтным

Заместитель председателя Верховного суда Мордовии рассказал и о ряде вопиющих случаев, связанных с коррупционными факторами при условно-досрочном освобождении. «Все чаще выявляются случаи, когда сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказаний используют двойные стандарты при представлении к условно-досрочному освобождению, что нередко питает или неминуемо порождает слухи о коррупции.

Вот один из возмутительных фактов. Положительного заключения на условно-досрочное освобождение от администрации ИК-7 ФСИН РФ по РМ без проволочек удостоился ранее признанный опасным рецидивистом некто Терешкин. В местах лишения свободы он допустил 51 грубое нарушение и совершил три преступления, из них два умышленных убийства! В колонии пьяный Терешкин задушил и обезглавил сокамерника. По истечении года после вынесения приговора за убийство его водворили в штрафной изолятор за употребление спиртных напитков. Там Терешкин демонстративно в присутствии других осужденных задушил еще одного сокамерника, за что повторно был осужден за убийство. Когда в очередной раз за злостное нарушение Терешкин был водворен в помещение камерного типа, он металлическим зубилом несколько раз ударил осужденного по голове, за что получил еще один срок.

После всего этого начальник колонии в представлении на УДО в характеристике серийного убийцы написал следующее: «Терешкин мероприятия воспитательного характера посещал, реагировал на них правильно. По характеру спокоен, уравновешен, в коллективе уживчив, неконфликтен. С представителями учреждения вежлив, тактичен, в содеянном раскаивается, не нуждается в дальнейшем отбывании назначенного судом наказания, заслуживает условно-досрочного освобождения от наказания». По моему мнению, иначе как правовым глумлением над институтом условно-досрочного освобождения такой факт не оценить».

Дело зятя президента Карачаево-Черкесии

«Отсутствие разумного и здравого усмотрения при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, приводит к правовой небрежности, неминуемо порождает слухи о коррупции, как это было, например, с делом Али Каитова». (Али Каитов, зять президента Республики Карачаево-Черкесия. В свои 27 лет он многого достиг – успел стать председателем совета директоров ОАО «Кавказцемент» и депутатом Народного собрания республики. Именно он организовал убийство семи человек – депутата республиканского парламента и шестерых его друзей. Приговор огласили 25 декабря 2006 года. Сообщники Каитова получили разные сроки – от 8 лет до пожизненного заключения. Самому Каитову дали 17 лет. Отбывать наказание его отправили в мордовскую колонию.
А тут в июне 2009 года в Уголовном кодексе появились новые щадящие поправки. Они предусматривали, что при отсутствии отягчающих и наличии смягчающих обстоятельств срок наказания не может превышать двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания. В соответствии с новыми поправками судья Зубово-Полянского суда на удивление щедро скорректировал Каитову срок – он мог его уменьшить до 13 лет, а снизил до 10,6. Это решение обсуждалось в ряде федеральных СМИ. – Прим. ред.).

«Надо сказать, что в судебном заседании помощник прокурора и представитель исправительного учреждения № 4 ФСИН РФ по РМ поддержали ходатайство адвоката о смягчении наказания, – продолжает Василий Мартышкин. – Постановление судьи Зубово-Полянского районного суда не было обжаловано в кассационном порядке, вступило в законную силу. Только по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора России президиум Верховного суда республики отменил данное постановление о пересмотре приговора ввиду фундаментальных нарушений, искажающих саму суть правосудия.

В случаях с досрочным освобождением серийного убийцы Терешкина и явно необоснованным пересмотром приговора Каитову президиум Верховного суда республики, отменяя судебные постановления, вынес частные постановления в адрес должностных лиц ФСИН РФ по РМ и суда, допустивших правовую небрежность при подготовке материалов в суд».

Вышел по УДО и сразу же совершил убийство

«Об эффективности мер реагирования на выявленные судом нарушения закона свидетельствует возбуждение следственными органами по информации Верховного суда республики уголовного дела в отношении начальника следственного изолятора № 2 УФСИН РФ по РМ Шарикова с последующим вынесением Рузаевским районным судом РМ обвинительного приговора.

Один из досрочно освобожденных некто Чапаев отбывал наказание по двум приговорам за преступление средней тяжести и особо тяжкое преступление. По закону к осужденному могло быть применено УДО только после фактического отбытия не менее 2/3 срока наказания. Однако ходатайство об УДО было подано на 1 год 3 месяца раньше срока, поскольку в суд была направлена лишь копия приговора, которым он был осужден за преступление средней тяжести. А копия приговора за особо тяжкое преступление в суд отправлена не была. По существу этим действием была скрыта судимость, и администрацией учреждения Чапаев был представлен к УДО на 2 года 10 месяцев как человек, отбывающий наказание за преступление только средней тяжести. Чапаев вышел и вскоре совершил убийство, сопряженное с разбоем, и покушение на убийство.

Аналогичное превышение должностных полномочий, приведших к необоснованному условно-досрочному освобождению, Шариков допустил и в отношении других осужденных».

100 тысяч рублей за «хорошие условия» заключения

«Оперуполномоченный ИК-5 ФСИН РФ по РМ осужден к 4 годам лишения свободы за злоупотребление своим служебным положением. От матери осужденного поступила посылка, из нее он забрал 7 тысяч рублей, а запрещенные к обороту в колонии мобильный телефон и две двухлитровые бутылки спирта передал осужденным, один из которых умер от отравления алкоголем.

В другом случае отличился начальник оперативного отдела ИК-7. Основанием для его ареста послужило обвинение в получении денег (около 100 тысяч рублей) от родственников осужденных. Некоторым сидельцам начальник отдела обещал создать благоприятные условия, не привлекать к дисциплинарной ответственности за пользование сотовым. А также обещал не препятствовать условно-досрочному освобождению.
В мае этого года вынесен приговор заместителю начальника ИК-4. Он не раз требовал от осужденных перечислить через своих родственников на его имя по 20 тысяч рублей за ускорение оформления документов на УДО.

Братки вытащили Спичку

Был случай, когда сотрудники мордовской колонии шли на обман самого Президента России. За это был осужден начальник учреждения № 4 УФСИН РФ по РМ. В колонии за разбой и другие опасные преступления сидел один из членов организованной преступной группы по фамилии Спичка. За нарушения режима он не раз наказывался, в итоге ему было отказано в праве на помилование. Друзья Спички на воле «уговорили» начальника колонии передать им бланки с оттисками штампа и гербовой печати учреждения. Чистые бланки нужны были для изготовления липовых документов о якобы тяжком заболевании сидельца, наличии у него жены и ребенка на иждивении. Кроме того, братки подготовили и фиктивную положительную характеристику. Пакет поддельных документов от имени начальника колонии был направлен в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Введенные в заблуждение члены Комиссии по вопросам помилования на основании представленных документов рекомендовали Президенту России освободить Спичку от дальнейшего отбывания наказания. Вскоре Спичка был освобожден».

«Вечерний Саранск»