Как в Мордовии расходуют бюджетные средства?

20.05.2009 13:06

a_averyasovСчетная палата Мордовии во второй раз обнародовала подробный отчет о своей деятельности. Выступая перед депутатами республиканского парламента, ее председатель Алексей АВЕРЯСОВ сообщил о проведенных в прошлом году контрольных мероприятиях и о наиболее распространенных нарушениях законодательства. О том, насколько эффективно и целесообразно используются в нашей республике бюджетные средства, он согласился рассказать и «ВС».

Нарушений на 52 миллиона рублей

Всего в прошедшем году Счетная палата провела 10 контрольных мероприятий, которыми был охвачен 121 объект, включая даже бюджет одного муниципального района. Несмотря на то что общий объем проверенных средств почти в два раза превысил показатель 2007 г. — 1,3 миллиарда рублей против 758 миллионов, нарушений оказалось значительно меньше. Если в позапрошлом году они оценивались в 71,5 миллиона рублей, то теперь — в 52 миллиона.

Заметные изменения произошли и в характере выявленных финансовых недостатков. В основном они связаны с неэффективным и нерациональным использованием бюджетных средств, а также несоблюдением законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов. Далее следуют нецелевые траты казенных денег, необоснованно запланированные расходы, неправомочное получение субсидии и незаконные выплаты.
Как видно, распорядители и получатели бюджетных денег сделали определенные выводы из проведенных проверок.

Да и грубых просчетов стало несоизмеримо меньше. Хотя мелкие ошибки всплывают в ходе каждой проверки.
— На местном уровне инициативности еще явно недостает, — сетует Алексей Аверясов. — В Большеберезниковском, Кадошкинском, Ромодановском, Рузаевском, Старошайговском, Темниковском районах не приняты во внимание прошлогодние рекомендации Госсобрания в части создания контрольно-счетных комиссий представительных органов власти. Да и образованные в других районах такие комиссии должной активности не проявляют. Финансовые изъяны на 13,4 тысячи рублей обнаружили только краснослободцы. Думаю, муниципалитетам надо рассмотреть вопрос о состоянии контрольно-экономической работы. Со своей стороны, мы готовы оказать им необходимую помощь, провести семинары, тренинги, инструктажи.

Долг платежом красен

Собственно, о важности систематической работы на местах свидетельствуют и результаты проведенных Счетной палатой проверок. Так, всего лишь в двух сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативах — «Заря» Дубенского и «Надежда» Лямбирского районов — установлено нецелевое использование кредитных средств на 1,82 миллиона рублей.

Первое предприятие, взявшее двухмиллионный банковский кредит на приобретение молодняка скота, зерна, ГСМ и запасных частей, закупило только 30 свиноматок, 2 хряка-производителя и 2 головы крупного рогатого скота (всего на 318 тысяч рублей).

Еще дальше пошли лямбирцы, пожелавшие закупать сырье в личных подворьях и кооперативах для последующей его переработки. Но вместо того чтобы сдавать мясо и зерно на перерабатывающие предприятия, товар реализовывался… членам кооператива «Надежда» и населению.

Интересно отметить, что в обоих случаях аграрии не отказывались от положенных государственных субсидий на частичное возмещение процентов за пользование кредитами. «Заря» получила 45,6 тысячи рублей, «Надежда» — 137,4 тысячи.

Сделанные аудиторами выводы легли в основу письменных обращений в прокуратуру и Арбитражный суд.
А вот в части выделения бюджетных кредитов юридическим лицам ситуация сложилась неоднозначная. Маслодельный завод «Атяшевский», ОАО «Атюрьевское», Инсарское и Атяшевское районные потребительские общества не допустили никаких нарушений по уплате предусмотренных договорами процентов.

Зато на других предприятиях обнаружилась просроченная задолженность по ранее выданным кредитам — всего на сумму 246,3 миллиона рублей! В черном списке оказались, например, крестьянско-фермерское хозяйство Жадяева З.Я., долг которого составил без малого 398 тысяч рублей, частный предприниматель Пантелеев Е.П. (255 тысяч рублей), ОАО «Мордовлестоппром» (свыше 8 млн. руб.), Ардатовская МТС (64,5 млн. руб.). Заметим, что упомянутые суммы накапливались в течение нескольких лет. И взыскать их сегодня, в условиях финансового кризиса, будет, мягко говоря, совсем непросто.

Копейка рубль бережет

Как подчеркивает руководитель Счетной палаты, зачастую нарушения проще предотвратить, чем устранить. Тем более когда речь идет о так называемых «невозвратных» суммах, направляемых, допустим, на закупку продовольствия, лекарств и т.д.

Обычно подобные промахи допускаются вследствие нежелания чиновников сопоставить цены или их стремления «пролоббировать» (в самом широком смысле) интересы конкретных поставщиков. Если рассматривать эти случаи по отдельности, бюджетные затраты вряд ли смогут кого-то впечатлить. Однако в целом суммы накапливаются немалые.

В 21 миллион 107 тысяч 400 рублей оценили аудиторы выявленные в прошлом году нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Причем если по линии Министерства труда и социальной защиты Мордовии они составили скромные 833 тысячи рублей, то в системе Министерства здравоохранения они превысили 8 млн. руб., Министерства образования — 9,1 миллиона.

При закупках продуктов питания данные ведомства частенько не учитывали сложившиеся рыночные цены на них. В результате продовольственные товары приобретались чуть ли не втридорога, Минсоцзащиты переплатило в общей сложности 698 тысяч рублей, Минздрав — 744,5 тысячи, Минобразования — чуть меньше 2 миллионов! Заключенные ими контракты, понятно, были расторгнуты, а лица, ответственные за составление заявок и размещение заказов, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Здесь, впрочем, следует еще раз заметить, что основная масса нарушений происходит все-таки на уровне бюджетных учреждений. И это доказали проведенные в прошлом году проверки Темниковского дома-интерната для детей с физическими недостатками и Потьминского детского дома для умственно отсталых детей. Здесь были выявлены факты неэффективного использования средств, поступивших в рамках федеральных целевых программ «Дети-инвалиды» и «Дети России» (всего почти на 1,3 млн. руб.). Достаточно сказать, что потьминцы без всяких торгов заключили соглашение на капитальный ремонт прачечной с одной из фирм. По договору работы были оценены в 135 тысяч рублей. Но, как выяснилось, из-за завышения объемов, в реальности стоили они на 28,5 тысячи дешевле. Что характерно, фирма безропотно вернула заказчику необоснованно перечисленную сумму…

Цена вопроса

Впервые за все время существования в республике Счетной палаты проверкой был охвачен бюджет целого района — Кадошкинского. И ее итоги, по сути, стали оценкой деятельности местных органов власти.
Всего было выявлено нарушений на 1,8 миллиона рублей. Как оказалось, даже некоторые положения уставов муниципального образования и 11 поселений формально не имели юридической силы. Решения о внесении в них изменений и дополнений просто «забывали» надлежащим образом зарегистрировать в Управлении Минюста. Отсутствовала в районе и процедура внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.

Систематически на счетах муниципалитетов лежали остатки целевых средств, перечисляемых на реализацию государственных полномочий. К примеру, на момент проверки там находилось почти 368 тысяч рублей, направленных на организацию питания учащихся из малоимущих семей, 231 тысяча рублей, «сэкономленных» на выполнении основных общеобразовательных программ, 73 тысячи — на выплатах денежного вознаграждения классным руководителям… В целом же в районной копилке хранилось свыше 1,25 миллиона.

Далее: пять граждан почему-то не получили 4 тысячи рублей опекунских пособий. Зато необоснованно выплаченные пособия по оплате услуг ЖКХ работникам муниципальных учреждений, проживающим в сельской местности, были оценены аудиторами почти в 2,7 тыс. руб. Наконец, из республиканской казны район планировал получить 485 тысяч рублей на расходы по … сокращенным должностям врачебного и медицинского персонала.

- После направленных нами писем большинство нарушений было устранено, — рассказывает Алексей Аверясов. — Уставы муниципальных образований прошли перерегистрацию, опекунские пособия выплачены гражданам в полном объеме, излишне полученные ЕДВ подверглись перерасчету. В бюджет Мордовии возвращено 779 тысяч рублей. На сессии Кадошкинского райсовета даже утвердили положение о счетной комиссии.

Ловкость рук — и никакого мошенничества

Подчас для маскировки собственных прегрешений чиновники демонстрируют прямо-таки чудеса изобретательности и изворотливости. Чтобы явно завышенные суммы, направляемые на закупку товаров, не слишком-то бросались в глаза или если требовалось «вне конкурса» обеспечить победу нужному кандидату, встречались факты «дробления» крупных контрактов на несколько мелких. К тому же сведения по заключенным договорам далеко не всегда направлялись в Министерство экономики для регистрации и включения в реестр.

Случалось, нарушались и сроки подписания договоров или проведения конкурсных процедур. Обязательные формальности выполнялись уже постфактум и оформлялись задним числом — после того как поставщики либо подрядчики получали аванс и приступали к работам. Так, по утверждению сотрудников Счетной палаты, строительство многофункциональных залов в Кадошкинской и Семилейской средних школах, лыжной базы в Подлесной Тавле началось еще до утверждения проектно-сметной документации и проведения государственной экспертизы. Между тем очевидно, что это могло породить увеличение затрат и, соответственно, неэффективное использование бюджетных средств, связанные с демонтажем конструкций.

Излюбленными же способами искусственного увеличения ассигнований по-прежнему остаются завышение объемов выполнения работ и заключение новых, дополнительных соглашений. Выявить здесь чей-то злой умысел бывает крайне непросто. Понятно, что из-за инфляции, удорожания товаров первоначальная цена может возрастать. Не случайно законом установлена даже верхняя планка увеличения стоимости — 10%. Хотя, как показывает практика, при определенных обстоятельствах она легко преодолевается. К примеру, подписание двух дополнительных соглашений на строительство многофункционального зала школы в Большом Игнатове на общую сумму 3,1 млн. руб. привело к повышению первоначальной стоимости государственного контракта на 11,2%. К слову, на момент проверки деньги уже свыше 10 месяцев находились в обороте подрядной организации. Более того, был выявлен и факт завышения объемов выполненных работ по устройству полов из бруса почти на 282 тысячи рублей.

- В свете происходящей в стране борьбы за экономию бюджетных средств значение нашей работы продолжает возрастать, — полагает председатель Счетной палаты Алексей Аверясов. — По ее результатам в прошлом году устранено финансовых нарушений и возвращено в бюджет около 10 миллионов рублей — то есть почти в два раза больше, чем за 2007 год. К дисциплинарной ответственности привлечено 15 человек, четыре материала направлено в прокуратуру и иные правоохранительные органы. Я никого не хочу пугать, но распорядители бюджетных средств должны всегда помнить, что любые допускаемые ими нарушения, пусть даже тщательно сокрытые, обязательно будут выявлены. Для этого у Счетной палаты есть все возможности.

Андрей КРИВОВ (”ВС”, № 20)

«Вечерний Саранск»