«Побег в небо. Девятаев»
25.05.2011 13:13
В воскресенье на Лазурном Берегу Франции завершился 64-й Каннский кинофестиваль, который очень высоко котируется в мире. О чем свидетельствует и присутствие таких звезд, как Клаудиа Кардинале, Сальма Хайек, Джоди Фостер, Мелани Гриффит и Антонио Бандерас, Джонни Депп и Пенелопа Крус, итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи и многие другие. А в конкурсное жюри были включены Роберт де Ниро, Ума Турман, Джуд Лоу. И впервые на столь престижном международном кинофоруме был заявлен фильм, главным действующим персонажем которого является наш земляк - мордовский лётчик Михаил Девятаев.
По традиции, кроме конкурсных просмотров в рамках 64-го Каннского кинофестиваля состоялась традиционная презентация «В фокусе новое российское кино», где было представлено 12 проектов разных форматов.
Причем в отличие от предыдущих лет на сей раз презентовались не только уже законченные и готовые для дистрибуции проекты, но и картины, у которых пока есть только сценарий и часть финансирования. Тем не менее, именно они вызвали в Каннах заметный резонанс.
Непобедимый национальный характер
Особое внимание фестивальной публики привлекла военная драма «Побег в небо» о подвиге национального героя Мордовии Михаила Девятаева, осуществившего в 1945 году вместе с товарищами дерзкий побег из секретного лагеря для военнопленных, угнав немецкий бомбардировщик.
Основное действие фильма разворачивается в трех концлагерях, где по ходу сюжета оказывается Девятаев. За несколько месяцев плена он по-новому проживает всю войну. Он видит, что на свете есть гораздо худшее, чем просто смерть. Это - ад лагерей, созданный для трансформации человеческой психики и воли, для планомерного уничтожения человеческой сути. Он видит, что делают с человеком многомесячный голод, скотские условия быта. Видит, как нацистская «машина смерти» неутомимо «ломает» одного его товарища за другим. Кто-то гибнет, кто-то становится предателем. Как же в таких условиях оставаться человеком?
Но вместе с тем, пройдя через карцер, истязания, пытки Девятаев как нельзя лучше осознаёт цену жизни. Он открывает, что человек может вынести практически все, что его не сломить ни голодом, ни пытками - если у него есть точка опоры – смысл жизни. И он может найти в себе силы не только к выживанию, но самое главное - к сопротивлению, к побегу!
Что такое побег? Это почти всегда усугубление и без того безнадежной, патовой ситуации. Это огромный риск - ведь беглец может быть пойман и неминуемо казнен. «Разумный» солагерник Девятаева Валера так и рассуждает: «Пытаться убежать – это стопроцентная вероятность погибнуть! Вернее, не рисковать, оставаться в лагере, дождаться наших, которые уже на подходе...».
Однако Девятаев, прекрасно понимая, насколько велика угроза смерти, упорно стремится вырваться из фашистского плена. Почему? Ответ кроется, прежде всего, в характере героя.
Он рос тринадцатым ребенком в семье, и с самого детства учился отстаивать свое мнение. С юности научился активно действовать, руководствуясь собственным мнением. И, оказавшись в плену, Девятаев, способный стерпеть любую физическую боль и голод, не может вынести угнетения своей человеческой свободы. Поэтому каждый раз, когда его перебрасывают из лагеря в лагерь, он все время со свойственной национальному мордовскому характеру настойчивостью пытается бежать.
Но если в первый раз Девятаев бежит просто из-за своего внутреннего упрямства – бежит «чтобы сбежать», то дальше – в бесчеловечном Заксенхаузене у него выкристаллизовывается конкретная выстраданная цель. Девятаев понимает, что «смысл жизни» и «счастье» – это вовсе не абстрактные понятия, это - семья, любимые, близкие люди, родной дом. Эти простые вещи – и есть смысл жизни и настоящее счастье.
На Девятаева давит еще и то, что по законам военного времени сдача в плен приравнивается к предательству. «Последнюю пулю – себе!» - с таким напутствием направлялись в бой советские бойцы. Да, Девятаев попал в плен без сознания. Но это не делает его пленение «оправданным». И Девятаева мучает вопрос: «А что будет, когда я попаду к своим? Снова в плен – только уже как «предатель»? А что станется с семьей «предателя»?..
И когда он узнаёт про новейший немецкий бомбардировщик, а подобного советские летчики и не видывали, Девятаева осеняет мысль: вот если бы доставить эту чудо-машину к своим – его уже не сочтут предателем!
Для выполнения этой «невыполнимой» миссии ему требуются помощники. Но где ему набрать верных людей – если он уже сталкивался с предательством, из-за которого побег срывался? И здесь Девятаев проявляет, причем неожиданно для самого себя, еще один свой скрытый талант.
Ему удается найти подход к этим отчаявшимся, оголодавшим людям. Он вселяет в них веру в успех этого, по сути, несбыточного предприятия.
И десять беглецов улетают с острова. Но в небе встречают самолет Гельмута Бернгардта, который вопреки приказу решает не стрелять в заключенных.
Создатели фильма «Побег в небо» пытаются понять: почему летчик люфтваффе не стал расстреливать самолёт с измождёнными голодом и истязаниями русскими солдатами, во главе с Девятаевым дерзнувшими угнать немецкий бомбардировщик Heinkel с секретного острова Узедом?
Наш ответ «Рядовому Райану»
Заинтересованность к выпуску нового блокбастера (американское слово «blockBuster» означает не только высокобюджетный и высокоприбыльный, но буквально переводится: «block» - группа элементов + «Buster» – что-либо необыкновенное») «Побег в небо. Девятаев», проявили американские кинематографисты. И по большему счету, этот фильм о подвиге легендарного мордовского летчика ещё раз с широкого экрана покажет зарубежному зрителю: кто на самом деле победил в той страшной войне, спас мир от фашизма. Наши российские солдаты! Такие, как обычный мордовский парень Миша Девятаев, не думавший о регалиях и наградах, но мужественно сражавшийся за свою страну, родную Мордовию, своих близких, дорогих, любимых. Подвиг и мужество Девятаева служат достойным примером для современной молодежи. И «Побег в небо» будет убедительным ответом культовым голливудским «Перл Харбор» Майкла Бэя и Спилбергскому «Спасти рядового Райана».
Кстати, по замыслу продюсеров, «Побег в небо» привлечёт молодое поколение также остротой сюжета и зрелищностью воздушных боёв, снятых посредством современных технологий. При помощи каскадерских трюков, компьютерной анимации, комбинированных съемок будут изображены взрыв ракеты ФАУ, атаки с участием истребителей и бомбардировщиков, воздушная бомбардировка барж в Балтийском море, воздушная атака движущегося поезда и т. д.
Легендарного лётчика сыграет Олег Тактаров, который на сей раз выступает не только как актер, но и сопродюсер фильма. В продюсерскую команду проекта также вошел Сергей Бодров-старший.
Режиссером выбран Александр Котт, уже имевший на «Брестской крепости» опыт игрового осмысления документального материала. Предполагается также участие немецкого сопостановщика и голливудских актеров. Известно, что часть натурных съёмок пройдёт на родине Михаила Девятаева – в Торбеевском районе Мордовии, где родился он, и в Татарстане, где прожил долгие годы.
По традиции, кроме конкурсных просмотров в рамках 64-го Каннского кинофестиваля состоялась традиционная презентация «В фокусе новое российское кино», где было представлено 12 проектов разных форматов.
Причем в отличие от предыдущих лет на сей раз презентовались не только уже законченные и готовые для дистрибуции проекты, но и картины, у которых пока есть только сценарий и часть финансирования. Тем не менее, именно они вызвали в Каннах заметный резонанс.
Непобедимый национальный характер
Особое внимание фестивальной публики привлекла военная драма «Побег в небо» о подвиге национального героя Мордовии Михаила Девятаева, осуществившего в 1945 году вместе с товарищами дерзкий побег из секретного лагеря для военнопленных, угнав немецкий бомбардировщик.
Основное действие фильма разворачивается в трех концлагерях, где по ходу сюжета оказывается Девятаев. За несколько месяцев плена он по-новому проживает всю войну. Он видит, что на свете есть гораздо худшее, чем просто смерть. Это - ад лагерей, созданный для трансформации человеческой психики и воли, для планомерного уничтожения человеческой сути. Он видит, что делают с человеком многомесячный голод, скотские условия быта. Видит, как нацистская «машина смерти» неутомимо «ломает» одного его товарища за другим. Кто-то гибнет, кто-то становится предателем. Как же в таких условиях оставаться человеком?
Но вместе с тем, пройдя через карцер, истязания, пытки Девятаев как нельзя лучше осознаёт цену жизни. Он открывает, что человек может вынести практически все, что его не сломить ни голодом, ни пытками - если у него есть точка опоры – смысл жизни. И он может найти в себе силы не только к выживанию, но самое главное - к сопротивлению, к побегу!
Что такое побег? Это почти всегда усугубление и без того безнадежной, патовой ситуации. Это огромный риск - ведь беглец может быть пойман и неминуемо казнен. «Разумный» солагерник Девятаева Валера так и рассуждает: «Пытаться убежать – это стопроцентная вероятность погибнуть! Вернее, не рисковать, оставаться в лагере, дождаться наших, которые уже на подходе...».
Однако Девятаев, прекрасно понимая, насколько велика угроза смерти, упорно стремится вырваться из фашистского плена. Почему? Ответ кроется, прежде всего, в характере героя.
Он рос тринадцатым ребенком в семье, и с самого детства учился отстаивать свое мнение. С юности научился активно действовать, руководствуясь собственным мнением. И, оказавшись в плену, Девятаев, способный стерпеть любую физическую боль и голод, не может вынести угнетения своей человеческой свободы. Поэтому каждый раз, когда его перебрасывают из лагеря в лагерь, он все время со свойственной национальному мордовскому характеру настойчивостью пытается бежать.
Но если в первый раз Девятаев бежит просто из-за своего внутреннего упрямства – бежит «чтобы сбежать», то дальше – в бесчеловечном Заксенхаузене у него выкристаллизовывается конкретная выстраданная цель. Девятаев понимает, что «смысл жизни» и «счастье» – это вовсе не абстрактные понятия, это - семья, любимые, близкие люди, родной дом. Эти простые вещи – и есть смысл жизни и настоящее счастье.
На Девятаева давит еще и то, что по законам военного времени сдача в плен приравнивается к предательству. «Последнюю пулю – себе!» - с таким напутствием направлялись в бой советские бойцы. Да, Девятаев попал в плен без сознания. Но это не делает его пленение «оправданным». И Девятаева мучает вопрос: «А что будет, когда я попаду к своим? Снова в плен – только уже как «предатель»? А что станется с семьей «предателя»?..
И когда он узнаёт про новейший немецкий бомбардировщик, а подобного советские летчики и не видывали, Девятаева осеняет мысль: вот если бы доставить эту чудо-машину к своим – его уже не сочтут предателем!
Для выполнения этой «невыполнимой» миссии ему требуются помощники. Но где ему набрать верных людей – если он уже сталкивался с предательством, из-за которого побег срывался? И здесь Девятаев проявляет, причем неожиданно для самого себя, еще один свой скрытый талант.
Ему удается найти подход к этим отчаявшимся, оголодавшим людям. Он вселяет в них веру в успех этого, по сути, несбыточного предприятия.
И десять беглецов улетают с острова. Но в небе встречают самолет Гельмута Бернгардта, который вопреки приказу решает не стрелять в заключенных.
Создатели фильма «Побег в небо» пытаются понять: почему летчик люфтваффе не стал расстреливать самолёт с измождёнными голодом и истязаниями русскими солдатами, во главе с Девятаевым дерзнувшими угнать немецкий бомбардировщик Heinkel с секретного острова Узедом?
Наш ответ «Рядовому Райану»
Заинтересованность к выпуску нового блокбастера (американское слово «blockBuster» означает не только высокобюджетный и высокоприбыльный, но буквально переводится: «block» - группа элементов + «Buster» – что-либо необыкновенное») «Побег в небо. Девятаев», проявили американские кинематографисты. И по большему счету, этот фильм о подвиге легендарного мордовского летчика ещё раз с широкого экрана покажет зарубежному зрителю: кто на самом деле победил в той страшной войне, спас мир от фашизма. Наши российские солдаты! Такие, как обычный мордовский парень Миша Девятаев, не думавший о регалиях и наградах, но мужественно сражавшийся за свою страну, родную Мордовию, своих близких, дорогих, любимых. Подвиг и мужество Девятаева служат достойным примером для современной молодежи. И «Побег в небо» будет убедительным ответом культовым голливудским «Перл Харбор» Майкла Бэя и Спилбергскому «Спасти рядового Райана».
Кстати, по замыслу продюсеров, «Побег в небо» привлечёт молодое поколение также остротой сюжета и зрелищностью воздушных боёв, снятых посредством современных технологий. При помощи каскадерских трюков, компьютерной анимации, комбинированных съемок будут изображены взрыв ракеты ФАУ, атаки с участием истребителей и бомбардировщиков, воздушная бомбардировка барж в Балтийском море, воздушная атака движущегося поезда и т. д.
Легендарного лётчика сыграет Олег Тактаров, который на сей раз выступает не только как актер, но и сопродюсер фильма. В продюсерскую команду проекта также вошел Сергей Бодров-старший.
Режиссером выбран Александр Котт, уже имевший на «Брестской крепости» опыт игрового осмысления документального материала. Предполагается также участие немецкого сопостановщика и голливудских актеров. Известно, что часть натурных съёмок пройдёт на родине Михаила Девятаева – в Торбеевском районе Мордовии, где родился он, и в Татарстане, где прожил долгие годы.
«Известия Мордовии»