Песни, легенды и были села Манадыши-2

11.05.2011 13:56

Тайны и загадки горы Сиянь Пандо

Недалеко от села Манадыши-2 Ардатовского района есть необычное место, которое называется Сиянь Пандо, что в переводе означает — серебряная гора. Легенда гласит, что однажды в село приехали жених с невестой звать родных на свадьбу. А на обратном пути у горы на мосту случилась трагедия: лошадь понесла, повозка перевернулась, и молодые погибли. С той поры много загадочного случалось на этом месте. А еще здесь будто бы находили серебро — то были рассыпавшиеся бусы погибшей невесты. Но много ль и откуда у мордовской девушки могло быть серебро — это неважно. Легенда живет не один век, и об этом даже была сложена печальная песня, ее пели когда-то на свадьбах. Ту песню сейчас уже никто не помнит, а легенда живет.

Гора эта была когда-то 30-40 метров высоты, сейчас почти выровнена, туда манадышинцы до сих пор ходят за святой водой, ибо там находится самый сильный родник, который не пересыхал даже в прошлое засушливое лето. В этих местах во все времена случались разные трагедии. Вдоль оврага идет поле, которое называется Кичкере (кривой) ряд. Там еще до войны молнией убило молодую девушку. На том месте поставили крест, и бьющий из земли родник до сих пор называется «Аньконь крест». Однажды ночью будто видели, как этот крест пылал огромным пламенем, и на огонь кидалась женщина с распущенными волосами и громко рыдала. Через несколько дней после этого видения началась война.

В советские времена здесь тоже случались аварии: грузовая машина перевернулась, мотоциклист расшибся. Может, просто место опасное, а может, что-то загадочное действует на людей. Якобы много здесь было видений: и девушки, лунной ночью собиравшей бусинки, и призрачного лесника, сторожившего лес. Но сельчанин Прохор-бодя 8 лет сторожил в этих местах пасеку, располагавшуюся в колхозном саду, и никогда ничего такого не видел.

Ближе к правде другая версия названия горы, считает Виктор Николаевич Яковлев. Гора так называется потому, что в ней залегает сланец, цветом очень похожий на серебро. Когда первые трактористы распахивали это место, выворачивали целые пласты сланца, и за трактором под сияющей луной тянулась серебряная борозда. Особенно завораживающей и красивой эта картина была именно ночью. Уроженец Манадыш Николай Михайлович Антонов, работавший в геологоразведочной партии, однажды заинтересовался этим сланцем, Виктор Николаевич с несколькими мужиками добыл ему из земли несколько пластин шириной 3-4 см. Он тогда и рассказал, что этот сланец — ценнейший природный материал, используется при изготовлении стекол для самолетов. Увез куда-то те пробы, анализ показал, что манадышинский сланец еще не доспел, еще, может, не одну сотню лет должен пролежать в земле, чтобы приобрести необходимые качества.

Жизнь и смерть силача Ягры

Евграф Маколов был силачом. И славился своей силой на всю Симбирскую губернию. В плечах был широк, ростом высок, руки у него были большие, богатырские. Родился и вырос в большой семье, но только он обладал такой силой и сложением. Когда сидел в кругу мужиков и если ему вдруг не нравилась чья-то речь, или, не дай Бог, кто над ним посмеется, подшутит, Ягра (так звали его в селе на мордовский манер), стаскивал с головы мужика фуражку, поднимал угол амбара, клал туда головной убор и ставил угол на место. Вот доставалась мужикам забота, впятером тот угол приподнять пытались, не осиливали, еще мужиков звать приходилось на помощь. Когда в распутицу его лошадь с возом не могла осилить Луньгинскую гору, он ее жалел, распрягал и сам, поднатужившись, вытаскивал воз и снисходительно говорил лошади: «Где тебе, Манька, такой груз осилить, сам еле допер».

Надо было кормить семью, и он с мужиками на своем транспорте, а транспортом была, как известно, лошадь Манька, отправлялся в Самару. Там они участвовали в строительстве домов. Его дочь Евдокия рассказывала, что на одном из домов старой постройки кирпичами было выложено слово «Ягра». Манадышинские мужики рассказывали, что строители так запечатлели и увековечили имя ее отца, не один сезон поражавшего их своей богатырской силой. Доводилось Ягре и на самарских причалах работать, так он такие бочки на себе таскал, все диву давались.

Прожил Ягра 45 лет и умер именно так, как богатырю и положено: нелепо и просто. У него заболел живот, ему прописали лекарство и объяснили, по сколько капель пить. Повертел он на своей широкой ладони этот махонький пузырек, да и говорит сам себе: «Чего это тут по капле пить, мне и пузырька-то мало будет». Опрокинул содержимое в рот и умер. Род Ягры продолжается, от него потомкам до сих пор достаются широкие сильные фигуры. И кто знает, может, в роду Маколовых родится еще очередной богатырь.

Песни из Манадыш поют в Коломне

Марина Макаркина родилась в Манадышах. Но ее еще школьницей в восьмидесятые годы родители увезли из села в Московскую область. Они обосновались в селе Акатьево Коломенского района. Вскоре и их соседи покинули Манадыши и уехали туда же. Казалось бы, Марина распрощалась с родными местами навсегда. Но к удивлению земляков, спустя много лет, окончив школу и став педагогом, Марина вернулась в Мордовию и стала учительствовать в родном селе и осталась здесь жить навсегда, так тогда думалось. Здесь она вышла замуж, занималась любимым делом. Сельчане вспоминают, какую она тогда свежую струю вдохнула в школьную жизнь, даже вела танцевальный кружок, чего прежде не было.

Несколько лет назад не стало в Манадышах школы, и пришлось Марине во второй раз срываться с места, уезжать из села теперь уже вместе со своей семьей — мужем и двумя детьми. Они вновь обосновались в Акатьеве.

В настоящее время Марина Владимировна Макаркина работает директором Акатьевского дома культуры. Прославилась в своем районе наша землячка тем, что организовала ансамбль, в котором поют на мокшанском и эрзянском языке выходцы из Мордовии. Об этом рассказывалось в районной газете «Коломенская правда»: «Сейчас мордовская диаспора в Акатьевском сельском поселении насчитывает 10 семей. Говорят они на русском языке, но бережно хранят передаваемые от поколения к поколению традиции и обычаи своего народа. Именно с легкой руки Марины, ставшей солисткой самодеятельного коллектива, заявил о себе сначала в Акатьеве и окрестных селах, затем в районе сельский вокальный ансамбль „Моро“, в котором — семь женщин-певуний и баянист. Раиса Петровна Ятякшева, Иван Петрович Лябушев и его жена Евдокия Ивановна — из тех представителей Мордовии, которые называют себя мокша. У них свой язык, заметно отличающийся от языка эрзя. Тем не менее, эти так называемые малые народности мирно уживаются: дружат семьями, собираются за одним праздничным столом, поют в одном ансамбле».

Прошлым летом Марина Владимировна приезжала в родные Манадыши не просто погостить. Она записала и увезла с собой в Московскую область красивые старинные песни, издавна поющиеся в селе. Это означает, что вскоре песни из Манадыш окажутся в репертуаре их голосистого ансамбля, и жители Подмосковья благодаря энтузиазму нашей землячки вновь соприкоснутся с культурой нашего народа.






«Известия Мордовии»