Война с «бомбилами»

04.05.2011 15:21

Каждый день все граждане нашей страны пользуются услугами общественного транспорта, в том числе и такси. Помимо легальных сейчас действуют частные коррумпированные такси — «бомбилы». Такие таксисты не несут никакой ответственности за перевозимых граждан, они не проходят никакого медицинского освидетельствования, их транспорт изношен и в ненадлежащем состоянии. Пассажир совершенно не защищен от действий таких извозчиков. О состоянии рынка таксомоторных перевозок в Мордовии мы поинтересовались у председателя Ассоциации автотранспортных предприятий РМ и председателя Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Общественной палаты РМ С.Н. Кизима.

За извоз без регистрации — крупные штрафы

— Сергей Николаевич, как обстоят дела с легализацией пассажирских перевозок на такси в нашей республике?


— В Мордовии ситуация обстоит лучше, чем в соседних регионах, где такси — это свободный способ подработать любому желающему — достаточно поставить на машину «шашечки». Эта анархия ухудшает качество и безопасность предоставляемой клиентам услуги. В Саранске же есть крупные службы такси, имеющие полную инфраструктуру для сервисного обслуживания собственного автопарка.

— Есть ли какие-то подвижки со стороны власти по урегулированию таксомоторных перевозок?

— Транспортные услуги такси стали предметом пристального внимания со стороны власти и будут подвергнуты законодательным изменениям. Законодательная инициатива призвана жестко регулировать транспортные перевозки, но существующие механизмы законов попросту не работают. В Госдуму внесен законопроект, направленный против нелегальной таксомоторной деятельности. В новой статье КоАП РФ 14.1.1 будет прописана ответственность за оказание транспортных услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отсутствие регистрации транспортного средства, на которое установлен опознавательный фонарь службы такси, повлечет наложение штрафа на граждан в размере 5 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 80 тысяч.

Улучшить, но не навредить

— Что сделано в Мордовии для повышения качества услуг такси?

— За это нелегкое дело взялась Ассоциация, которая совместно с Центром социально-экономического мониторинга РМ ведет разработку Концепции таксомоторных перевозок. Кроме того, на рассмотрении в Госкомтрансе находится подготовленный совместно с органами власти проект закона об организации таксомоторного обслуживания населения легковым такси на территории РМ. Мы встали перед задачей адаптировать бизнес так, чтобы закон не ущемлял предпринимательскую активность, не снижал инвестиционную привлекательность бизнеса и не вызвал повышения цен на услуги такси. Непоследовательные действия могут привести к негативным последствиям.

— Как будет построен механизм контроля над службами такси?

— На базе Ассоциации планируется организовать саморегулируемую организацию. Совместная разработка внутренних правил создаст наиболее комфортные экономические и правовые условия для деятельности в рамках действующего законодательства. Собственная служба контроля за всеми членами Ассоциации будет осуществлять надзор совместно с антимонопольной службой, налоговыми органами, госкомитетом по транспорту и другими представителями органов исполнительной власти, которые могут также стать членами СРО и принимать участие в формировании внутренней политики организации. Правила принимаются общим собранием, на котором вырабатывается приемлемый для всех вариант решения. Взаимодействие с участниками бизнеса через СРО позволит более эффективно реагировать на запросы в сфере услуг такси.

— Сколько организаций уже стали членами Ассоциации?

— Восемь таксомоторных фирм Саранска, автопарк которых насчитывает 500 автомобилей. Это службы такси «32-90-90», «750-750», «24-22-24», «23-06-06», «30-90-90», «35-09-09», «350-350», «270-070». Плюс наш пилотный проект — такси Чамзинского района, с которым ведется наработка опыта взаимодействия с районными фирмами. Все они имеют хороший потенциал для соответствия минимальным требованиям нового законодательства и смогут успеть подготовиться к грядущим изменениям в сфере услуг такси. Их инфраструктуру составляют собственная ремонтная база, свои автомобили, диспетчерская служба и полнопоточные автопарки. Внутренняя конкуренция повысит ответственность и качество услуг. Но стоит отметить, что всего по Саранску услуги такси оказывают порядка 1500 машин. Контроль за теми, кто не вошел в Ассоциацию, будут осуществлять органы исполнительной власти. У этих организаций также есть возможность войти в СРО. Для этого им нужно заявить готовность прилагать усилия, направленные на соблюдение законодательства.

Повысить культуру водителей

— Какие нововведения ожидают службы такси в ближайшее время?

— Для повышения качества услуг планируется создать единую базу водительского состава. В общий реестр внесут характеристику на каждого водителя. Новые требования будут вводиться поэтапно. На автомобили служб такси будут нанесены бортовые номера и цветографические схемы, за отсутствие которых будет грозить штраф от 5 до 50 тысяч рублей с конфискацией опознавательных фонарей службы такси. Это произойдет 1 сентября 2011 года, так как вступает в силу закон, который предусматривает ответственность за отсутствие наклеек или рисунков в виде шашек на борту. Каждый водитель будет зарегистрирован либо как ИП, либо как работник по найму. Службы такси будут вынуждены уйти от серых схем оплаты труда. Будет проверяться техническая безопасность автомобиля перед выездом, для водителей станет обязательным предрейсовый медосмотр.

— Какие качества водителя станут необходимыми для работы в такси?

— В идеале водитель не должен иметь административных наказаний за нарушение правил дорожного движения. Прежде всего, это несоблюдение скоростного режима и неправильная парковка. Во многом здесь поможет оборудование автомобилей такси системой ГЛОНАСС, которая отслеживает не только маршрут, но и скорость транспортного средства. Повысить безопасность призваны также тревожные кнопки, которыми планируется оборудовать автомобили. Заработок водителей такси должен стать высоким и стабильным, а профессия уважаемой. В сфере обслуживания не место проходимцам и грубиянам. Водитель должен быть вежливым, соблюдать пунктуальность, ценовую политику службы, всегда находить сдачу, не курить в салоне, не навязывать клиентам своих привычек и предпочтений, например в музыке.

Так как в Мордовии готовятся к проведению крупномасштабных мероприятий международного статуса, то возникнет необходимость в водителях и диспетчерах со знанием иностранных языков. Возможно, будет введена униформа. Отдельная структура будет заниматься жалобами на водителей всех служб такси, она же поможет в оперативном поиске забытых в такси вещей. Уже сейчас нужно начинать постепенную подготовку служб к новым требованиям.

Обсуждены проблемы таксомоторных перевозок

Вопросы реализации государственной политики в автотранспортной деятельности, связанной с осуществлением таксомоторных перевозок на территории Мордовии, стали темой обсуждения совместного заседания комиссии Общественной палаты РМ по экономическому развитию и поддержки предпринимательства и Госкомитета РМ по транспорту.

В заседании приняли участие представители Транспортного управления ГО Саранск, УГИБДД МВД РМ, Прокуратуры РМ, Управления Федеральной налоговой службы по РМ, Госкомитета РМ по труду и занятости населения, руководители транспортных предприятий и организаций Саранска, осуществляющих таксомоторные перевозки.

На заседании были рассмотрены также проблемы пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, вопросы налогообложения в отрасли и создания саморегулируемой организации на базе Ассоциации автотранспортных предприятий РМ. По итогам заседания был принят проект рекомендаций, который направлен на рассмотрение в Госкомтранс и Правительство РМ.

«Известия Мордовии»