«Cоотечественники-2011»: Две «Женитьбы» и «Падам... падам...»

23.03.2011 23:09

С 14 по 20 марта в Саранске проходил VI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». В этот раз его участниками стали театральные коллективы из России, Украины, Литвы, Эстонии, Казахстана и Молдовы. Каждый вечер нашего зрителя ждала встреча с новым театром. Такой возможности жители нашего города ждали целый год, и потому каждый спектакль собирал полный зал, а билеты были распроданы задолго до начала фестиваля.

Это уникальная возможность для саранчан в течение недели побывать на спектаклях 6 разных стран, увидеть сегодняшнее лицо русского театра Казахстана, Эстонии, Молдовы или Азербайджана. Для наших зарубежных гостей Саранск, по выражению председателя экспертной комиссии Натальи Старосельской, ворота в Россию, через которые они входят в другие города, в другие фестивали. Многие из актеров, приехавших на фестиваль в Саранск, впервые побывали в России. И для них российский зритель — это мы. А зритель у нас замечательный — добрый, чуткий, с радостью принимающий все жанры и направления современного театра. Одинаково тепло в Саранске принимали и обладателей главной театральной награды «Золотой маски» пермский театр «У Моста», и молодежный театр «С улицы роз» из Кишинева.

sootechestv-2011

Коллектив из Перми, конечно же, был на нашем фестивале вне конкурса, в качестве приглашенной звезды. Их «Женитьба» — подарок зрителям и участникам фестиваля. Для труппы театра наш фестиваль — один из сотни разных форумов, в которых они принимают участие. «Правда, это первый фестиваль, на который я приехал на костылях, — признается художественный руководитель театра Сергей Федотов, — перед самым приездом порвал связки». Сергей Федотов основатель театра «У Моста» и его бессменный руководитель. Его театр называют авторским, мистическим, психологическим и даже элитарным. Сам режиссер соглашается со всеми определениями, кроме элитарности. «Элитный театр — это не про нас. Мы скорее народный театр. Простой зритель очень любит наши спектакли. «Калека с Инишмана» ирландского драматурга Мартина МакДонаха, получивший в этом году «Золотую маску», столь же любим нашим зрителем, как и постановки Гоголя или Булгакова. Мы сочиняем многосложные спектакли с несколькими уровнями, в которых искушенные зрители и критики видят гораздо больше, чем «среднестатистический театрал».

Любовь к театру стала определяющей в жизни Сергея Федотова. Свой первый театр он организовал сразу после окончания института, и даже проходя срочную службу в армии, Федотов умудрился создать солдатский театр, в котором играли и солдаты, и офицеры, и библиотекарши, и медперсонал. В 1988-м благодаря своей невероятной энергии режиссер Федотов основал свой театр «У Моста». Это театр с потрясающим репертуаром, более 90 процентов которого составляет русская и мировая классика. Основной круг авторов так или иначе связан с мистикой — Николай Гоголь, Михаил Булгаков, Уильям Шекспир, Брэм Стокер.

«Женитьба» саранским зрителем была принята на ура, причем дважды. Впервые в истории фестиваля один коллектив дал 2 спектакля. Незапланированная «Женитьба» состоялась днем, специально для тех, кому не досталось билета на вечерний спектакль. Гоголевская история с федотовской чертовщинкой не оставила равнодушных в зале. Персонажи спектакля появлялись ниоткуда, мебель жила своей жизнью, музыка по законам жанра нагоняла напряжение, игра актеров находила отклик у зрителя…

«Падам... падам...» — совсем другой спектакль, совсем другая игра. (А фестиваль тем и прекрасен, что театры такие разные). Это сага об Эдит Пиаф, заявленная режиссером Юрием Хармелиным как пластический спектакль. Саранский зритель увидел моноспектакль, где все действующие лица, кроме главной героини в исполнении Ольги Софриковой, только безмолвные тени, служившие фоном ее рассказа. Затаив дыхание, не отводя глаз, боясь прервать горячую исповедь аплодисментами, наш зритель проживал с героиней ее жизнь. Жизнь и судьба великой французской певицы прошла перед глазами публики как череда взлетов и падений. Игра актрисы молдавского молодежного театра, что называется, пробирала до мурашек, заставляла сопереживать, реагировать. Те, кто шли на легкий, музыкальный «Падам... падам...», здорово просчитались. Эта вещь по накалу страсти нисколько не уступала трагической «Федре» в исполнении Бакинского театра.

Хочется сказать спасибо азербайджанскому театру за обращение в наши дни к высокому жанру. Трагедия классика мировой литературы Жана Расина «Федра» — одна из последних работ азербайджанского театра и его художественного руководителя Александра Шаровского. Вместе с художником-постановщиком Таиром Таировым и хореографом Фуадом Османовым Александр Шаровский создал очень зрелищный и удивительно пластичный спектакль. Поэзия, хореография, музыка — все в этом спектакле было наполнено страстью, о всепоглощающей силе которой рассказал нам классик французской литературы. К чести саранского зрителя, классический стихотворный текст не стал для него помехой, и ни один человек не покинул зрительный зал в течение почти трехчасового действа.

Пожалуй, стоит отдельно сказать об атмосфере фестиваля, одновременно праздничной и по-домашнему уютной. Все гости отмечали теплый прием зрителя и внимание организаторов.
Впервые в этом году на закрытии фестиваля на сцене стояли коллективы, выступавшие на ней в течение семи дней. На этот раз все они имели возможность не только показать свою работу, но и по достоинству оценить творчество коллег из других стран. Впервые кроме дипломов организаторов фестиваля в этом году участники получали дипломы от экспертной комиссии и альтернативного молодежного жюри. Молодое поколение критиков отдало свои голоса кишиневскому театру «С улицы роз» «за музыку в сердце театра». И, судя по овациям, саранский зритель был полностью с этим согласен. Также в этом году свой приз «Соотечественникам» учредил и общественный фонд Андрея Первозванного, отметив вильнюсский театр «Арлекин» за сохранение семейных традиций.

Закрывая VI фестиваль «Соотечественники», вице-премьер, министр культуры Мордовии Петр Тултаев подчеркнул, что фестиваль, ставший неотъемлемой частью жизни республики, и впредь будет собирать соотечественников из разных стран на гостеприимной мордовской земле, а саранских театралов порадовал еще одной новостью. В этом году Мордовия будет принимать еще 4 феcтиваля: фестиваль балета, фестиваль классической музыки, фестиваль национальных театров финно-угорского мира и фестиваль кукольных театров. А значит, нас ждут новые встречи, новые открытия.

«Вечерний Саранск»