Бизнесменам Мордовии поможет опыт американских коллег

18.03.2011 12:18

Российские предприниматели нередко завидуют условиям, созданным для развития бизнеса на Западе, — думая, что там и налоги меньше, и возможностей больше. Но не каждый задумывается, что всем этим зарубежный малый бизнес обязан своим собственным усилиям. Именно развитые ассоциации и общественные объединения деловых людей создали предпосылки для столь благоприятного развития бизнеса во многих странах.

Недавно председатель Мордовского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталья Тимакова вернулась из США, где в течение трех недель изучала опыт работы бизнес-ассоциаций Америки. Своими наблюдениями Наталья Александровна поделилась с читателями «ИМ».

— Специальная американская программа деловых стажировок SABIT объявила конкурс на участие в стажировке «Ассоциации: развитие малого и среднего бизнеса», — рассказывает Наталья Тимакова. — Победив в нем, в числе группы руководителей бизнес-ассоциаций России, Белоруссии, Украины, Таджикистана, Молдовы и Армении я полетела в США, чтобы изучить опыт работы западных бизнес-ассоциаций. Америка — именно та страна, где этому можно поучиться: там число членов каждой бизнес-ассоциации исчисляется тысячами, а количество объединений и их разнообразие поражает воображение. За 3 недели на деловых встречах в Вашингтоне, Питсбурге и Чапел Хилле наша группа познакомилась с работой более 20 общественных организаций, каждая из которых представляет интересы бизнеса в той или иной сфере.

Чем же объясняется такое бурное развитие бизнес-ассоциаций? Как поясняет Наталья Александровна, американцы не хотят, чтобы государство работало «само по себе», полагаясь только на мнения чиновников, некомпетентных в некоторых частных вопросах. Практически все инициативы решения проблем на местах в Америке исходят от ассоциаций: это строительство дорог, все, что связано с ЖКХ, установление налогов в штатах, условия развития бизнеса... Практически каждый американец состоит в 3-4 ассоциациях. В свою очередь, ассоциации объединяются в коалиции, чтобы помогать друг другу.

На обещаниях решить проблемы и отстоять права ассоциаций строят предвыборные программы многие кандидаты в сенаторы. Так завоевываются голоса избирателей. Причем после выборов каждый американский «депутат» сохраняет обратную связь с поддержавшими его ассоциациями, учитывая их интересы при лоббировании тех или иных проектов.
А еще бизнес-ассоциации устанавливают стандарты, выдают сертификаты, работают с населением.

— В Вашингтоне мы побывали в знаменитой на весь мир Администрации малого бизнеса (SBA), которая представляет самый широкий спектр услуг, — рассказывает Наталья Тимакова. — Например, она выступает гарантом по кредитам для малого бизнеса. Механизм очень похож на тот, что работает в Мордовии. Гарантируется до 75% кредита, за гарантию взимается плата, которую уплачивает банк, но включает ее в стоимость кредита.

Интересны другие проекты SBA. Например, программа, в рамках которой во всех штатах создаются центры женского предпринимательства. Они занимаются микрофинансированием и обучением женщин, желающих открыть свое дело. В рамках волонтерской программы вышедшие на пенсию специалисты высокого класса консультируют начинающих бизнесменов в сфере маркетинга, менеджмента, организации производства. Программа для молодежи позволяет получить обучение молодым людям по программе, сходной с МВА, за 8 месяцев. Обучение проводится еще и по программе финансовой грамотности.

— Многое из того, что используют американцы, давно работает в республике, — подчеркивает Наталья Александровна. — Это защита прав предпринимателей, их обучение, предоставление необходимой им информации, организация деловых и неформальных встреч. Конечно, впечатляет масштаб деятельности ассоциаций бизнеса в США. Но, по большому счету, знакомясь с их работой, «Америку мы не открыли». Ответы на многие интересующие нас вопросы я и мои коллеги из стран СНГ узнали друг от друга. Благодаря этому появились и новые задачи для регионального отделения «Опоры России». Я рада, что мне удалось и найти новые деловые контакты для моих коллег, и подкинуть им некоторые идеи для бизнеса.

«Известия Мордовии»