Шумбрат, Башкортостан! Hаумыhыzыз, Мордовия!

17.03.2011 14:37

От Мордовии до Башкортостана, расположенного на Южном Урале, практически в другом часовом поясе, порядка тысячи километров. До Уфы делегация нашей республики во главе с заместителем Председателя Правительства, министром культуры РМ Петром Тултаевым и министром по национальной политике РМ Александром Лузгиным добралась после полуночи. По местному времени уже во втором часу.

— Доброй ночи! — приветствовали нас улыбающиеся хозяева, распевным "Hаумыhыzыз«!(что по-башкирски значит, как и мордовское «Шумбрат!» — «Здравствуйте!»).

Утром следующего дня состоялась встреча официальных лиц Мордовии с заместителем вице-премьера Правительства РБ Зугурой Рахматуллиной, представителями кабинета министров, национальных общественных объединений и средств массовой информации Башкортостана.
Затем в овальном зале изумительного по масштабам архитектурной фантазии Конгресс-холла, где месяц назад Президиум Госсовета под председательством Президента страны Дмитрия Медведева обсуждал стратегию укрепления межнационального согласия в российском обществе, состоялся «круглый стол» с участием глав муниципальных районов, директоров школ и учителей, журналистов республиканских СМИ.

Собравшихся интересовали самые различные аспекты современной жизни Мордовии: как ведется подготовка к мировому футбольному чемпионату-2018, какое значение имеет дата — 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства, как развивается промышленность республики, какие предприятия построены за последние десятилетия и др.? И с восторгом башкортостанские эрзяне и мокшане говорили о блистательных победах «наших мордовских ходоков!».

В просторном фойе публика плотным кольцом обступила выставку изделий народных мастеров Мордовии. Уфимцы примеряли знаменитые уросовские валенки, восторженно вертели в руках деревянные игрушки подлеснотавлинских резчиков, расспрашивали о тонкостях национальной мордовской вышивки и бисероплетения. И просто на ура разбирали забавные сувенирчики с национальным колоритом.

А потом все дружно аплодировали саранским артистам — ансамблю «Умарина», театру песни «Росичи», солистке Инне Учватовой. Кстати, на концерт приехали жители из самых отдалённых уголков Башкортостана, и бабули в цветастых платках, повязанных точно так же, как было принято у эрзянок и как до сих пор носят в наших деревнях, и совсем молоденькие явно городские парни и девчата в модных джинсах-курточках.

«В кругу друзей»

В преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое будет отмечаться в 2012 году, Дни Мордовии уже прошли в 20 субъектах страны. Башкортостан стал первой национальной республикой в этом ряду.

Кстати, нынешний год объявлен в Башкортостане Годом укрепления межнационального согласия. Впрочем, на богатой природными ископаемыми и дивными пейзажами башкирской земле в мире и согласии сейчас сосуществуют 130 народов. Среди них (только по официальным статистическим данным) более 26 тысяч представителей мордовской национальности. И надо отдать должное руководству РБ, заботящемуся о том, чтобы каждый народ имел возможность сохранить свою этническую самобытность.

К примеру, мордовский язык изучается в 13 школах республики. Оборудованы восемь кабинетов мордовского языка и литературы. В Стерлитамакском и Салаватском педколледжах готовят педагогов национального языка для начальной школы и детсадов. Кроме того, желающие продолжают обучение и периодически повышают профессиональную квалификацию в вузах Мордовии благодаря тесному сотрудничеству между нашими регионами.

С 1996 года в Башкортостане действует Мордовская национально-культурная автономия, ныне возглавляемая председателем Ассамблеи финно-угорских народов РБ, генеральным директором ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» Николаем Герасимовым. Активно развивается художественная самодеятельность, организуются мастер-классы по национальной вышивке, изготовлению мордовских народных инструментов, обучению мордовским народным танцам, республиканский конкурс художественного творчества по мотивам мордовских народных сказок, легенд, преданий и другие. Ежегодно организуются Дни мордовского языка и культуры. Традиционным стало проведение республиканского конкурса мордовских красавиц «Мазый тейтерь».

В 2007 году автономия активно участвовала в мероприятиях, посвященных 450-летию добровольного вхождении Башкирии в состав России, и сама стала организатором многих из них. В 2008 году организовала в Башкортостане этнографический лагерь «Чи» («Солнышко»), республиканский праздник мордовской культуры «Ялгань ютксо» («В кругу друзей») и республиканский конкурс исполнителей мордовской песни «Гайгиця вайгельть» («Звонкие голоса»). В Башкортостане есть немало своих мордовских музыкальных коллективов — почти сорок лет в селе Верхне-Алыштановском Федоровского района существует фольклорный ансамбль «Килейне», более полувека поёт ансамбль «Эрзя».

«Духовный родник»

Центральная библиотека Федоровского района является в республике базовой по обслуживанию мордовской диаспоры. Это не просто информационный центр, снабжающий читателей литературой, где также регулярно устраиваются декадники национальной прессы. Там же ведётся последовательная работа по приобщению подрастающего поколения к этническим традициям, духовной культуре предков. В комплектовании библиотечных фондов огромную помощь оказывает Мордовия. Правда, многие башкортостанские преподаватели мордовского языка и литературы сетуют на дефицит методических пособий и учебников: «В прошлом году были в Саранске на курсах повышения квалификации. Хотели купить методлитературу, но в свободной продаже её нигде нет. А нам она, ой, как необходима...».
Примечательно, что у башкортостанской мордвы завидным спросом пользуются детский журнал «Чилисема», издающаяся в Саранске общероссийская «Финно-угорская газета» и молодёжный литературный журнал «Странник». Поэтому подаренные нашей делегацией книги и справочники по истории, традициях, национальной культуре, современном социально-экономическом развитии Мордовии были приняты с особой благодарностью.

Как Озатя подружился с башкирским мурзой

И наша делегация воочию убедилась, что башкортостанская мордва не утратила своей исконной национальной этнической самобытности. Разве что в традиционные песенные мотивы и узоры добавились новые штрихи и нотки, заимствованные из национального фольклора соседних народов.

Разумеется, за пару дней невозможно посетить все сёла, где компактно проживает мордва. Зато на концертах и в Уфимском Конгресс-холле, и в Стерлитамакском Дворце культуры громадные залы под завязку наполнялись зрителями.

А послушать «родную певучую речь» в Фёдоровку съехались эрзяне и мокшане даже из самых отдалённых деревень Башкортостана. С сияющими счастьем лицами наслаждались звучанием поэтических строк в исполнении автора Веры Брындиной. И искренне поразились, увидев Николая Ишуткина, чьи книжки читаны-перечитаны ими. А тут он сам! Такого количества автографов Николаю Ивановичу ещё не доводилось давать.

Впрочем, не меньший восторг у гостей вызвало театрализованное представление, созданное местными самодеятельными артистами. Они показали, как более трёх веков назад эрзяне и мокшане переселялись на Южный Урал, как мордовский вождь Озатя заключил соглашение с башкирским мурзой. И с тех пор разные народы не просто сосуществуют в мире, но и помогают друг другу, считая себя единым братским народом одной большой могучей России.

Семейный интернационал

Село Наумкино Аургазинского района по-своему уникально. По преданию, его заложили мордвин Наум и чуваш Карп в 1789 году. Их дети, внуки, правнуки переженились, и теперь в местных семьях — полный интернационал. Причем прослеживается неформальная закономерность: если мама, допустим, чувашка, то папа — мордвин. И наоборот. Поэтому многие давно общаются и на мордовском, и на чувашском. А их дети между собой вообще свободно говорят на четырёх языках — русском, мордовском, чувашском, башкирском. Ну, и по школьной программе ещё и английский изучают. Кстати, на межрегиональных олимпиадах по мордовскому языку и литературе наумкинские школьники стабильно занимают призовые места.

«Известия Мордовии»